aif.ru counter
295

Какие законопроекты будут рассматривать нардепы на четвертой сессии ВР

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и Факты в Украине 04/09/2020
Какие законопроекты будут рассматривать нардепы на четвертой сессии ВР
Какие законопроекты будут рассматривать нардепы на четвертой сессии ВР © / Скриншот

Президентская проза

Для рассмотрения на этой сессии есть несколько президентских законопроектов, отмеченных как неотложные, на которые нужно обратить особое внимание по трем причинам.

Во-первых, многие из них вносят изменения в Конституцию и/или претендуют на статус реформы, Во-вторых, по Регламенту такие документы нардепы должны рассматривать вне очереди. В-третьих, голосование по президентским инициативам покажет целостность однопартийной коалиции.

Из-под пера Владимира Зеленского в парламент пошли такие инициативы:

  • Изменение в законодательство по вопросам гражданства. Законопроект подан в декабре 2019 г., и его еще не рассматривали. Он может расширить основания для приобретения украинского гражданства по территориальному происхождению. В некоторых случаях, для приобретения гражданства можно будет принести только присягу гражданина (Кабмин составит список стран, граждане которых получат такую возможность).
  • Отмена адвокатской монополии. Сейчас Конституцией предусмотрено представительство в суде только лишь адвокатом с соответствующим свидетельством. Без адвоката - трудовые споры, споры о социальных правах, о выборах и референдумах, малозначительные и те, в которых представляют интересы малолетних и несовершеннолетних. Президентский законопроект №1013 оставляет исключительно за адвокатом защиту только в уголовном процессе.
  • Пакет законопроектов о народовластии. Должен пройти второе чтение законопроект о всеукраинском референдуме. Президент обещал подать первым, но вызрел он только 9 июня, и 18 июня ВР приняла его за основу. «АиФ в Украине» писал о его нормах в №23-24. Еще одна часть пакета — новая конституционная норма о законодательной инициативе народа. Сейчас право инициативы есть у президента, нардепов и Кабмина. Будет и у народа, а как оно будет реализовано, распишут в законе, который пока что не подан.
  • Изменения в Конституцию о досрочном отзыве нардепа. Это будет возможно за установленное судом неперсональное голосование и отсутствие на двух третях пленарных заседаний в течение сессии.
  • Судебная реформа. Это изменения в закон о судоустройстве и статусе судей. В документе есть норма о международных экспертах, которые участвуют в отборе членов Высшей квалификационной комиссии судей. Президент предлагает набирать двоих зарубежных экспертов из шести членов конкурсной комиссии по рекомендации не только международных антикоррупционных организаций, как это предусмотрено сейчас, но и организаций, которые предоставляют Украине техническую помощь - то есть, кредиторов.
  • Изменение конституционного состава ВР. Это норма о сокращении его до 300 нардепов и закрепление в основном законе пропорциональной избирательной системы. О нюансах этой инициативы «Аргументы и факты в Украине» писали в №6.
  • Реформа СБУ. Служба безопасности осталась единственным правоохранительным органом, который не реформировали после Евромайдана. На его перезагрузке настаивают западные партнеры и указывают на то, что в СБУ не должны заниматься экономическими, коррупционными правонарушениями. Однако в президентском законопроекте есть фраза, которая идет вразрез с рекомендациями: СБУ должна заниматься контрразведывательной защитой экономического благосостояния Украины.

Также президент предлагает парламентариям внести поправки в Конституцию об уполномоченных, консультативных, совещательных и вспомогательных органах ВР. Еще в повестку дня внесены законопроекты об «инвестиционных нянях» и об особенностях суммы залога при совершении коррупционного преступления.

Потенциальные споры и проверка коалиции

Директор Украинского института политики Руслан Бортник выделяет до 30 законодательных инициатив на этой сессии, которые могут вызвать дискуссии. Кроме уже перечисленных выше президентских, эксперт также выделяет новый Трудовой кодекс, который власть грозиться принять вместо советского КзоТа. Также может появиться пакет законопроектов относительно Донбасса и имплементации «формулы Штайнмайера». 

«Пока что я не вижу в ВР 226 голосов, а тем более 300, которых требует «формула Штайнмайера», - отрицает перспективы этих инициатив директор Аналитического центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.

Он считает, что, в основном, копья будут ломаться вокруг экономических и социальных законопроектов, которые проистекают из требований кредиторов.

«Тут, с одной стороны, на депутатов давит инстинкт самосохранения, с другой — безвыходная финансовая ситуация, - уточняет Золотарев. - Вопрос в том, что возьмет верх: усилия Офиса президента (в продвижении законопроектов, согласованных с кредиторами. - Ред.) или же стремление понравиться избирателям, особенно у депутатов-мажоритарщиков».

Так же, как и на президентских, на «кредиторских» законопроектах украинцы смогут проверить жизнеспособность монопартийной коалиции.

«Монобольшинства, не по пиар-вопросам, а по ключевым экономическим и политическим, не существует, - говорит Р. Бортник. - Я думаю, что усугубится тот процесс, который мы увидели после отставки Андрея Богдана (с поста руководителя Офиса президента в феврале 2020 г., - Ред.): большинство ключевых инициатив голосуется в союзе с другими фракциями и блоками».

Тем не менее, эксперт считает, что роспуск Рады пока что - задача нереалистичная. Тут стоит напомнить, что парламент этого созыва пришел к власти по головам: после досрочного роспуска ВР VIII созыва из-за отсутствия коалиции. В минус предшественникам сыграло отсутствие в Регламенте ВР целого раздела о парламентском большинстве. Но вернуть эти нормы нынешний созыв не спешит, этот вопрос за год работы ВР ни разу не поднимался. И на коалиционный рычаг периодически давит президент, сгоняя строптивых «слуг народа» голосовать за нужные документы.

Реквием по Кабмину

«На этой сессии стратегическим будет именно вопрос государственного бюджета на следующий год. Согласно законодательству, он должен поступить в Верховную Раду до 15 сентября», - сообщил председатель ВР Дмитрий Разумков.

Руслан Бортник уточнил: бюджет может быть в двух ипостасях. Тот, о котором говорит Разумков — на 2021 г. Но возможен и секвестр бюджета на 2020 г. Оба закона будут не к чести Кабмина, даже если планы для госказны на следующий год будут верхом экономности и умеренности.

«Бюджет на 2021 г. вряд ли поможет правительству реабилитироваться, - говорит А. Золотарев. - У нас дефицит, и, в лучшем случае, его удастся снизить до 90-100 млрд. А скудеющее корыто украинской экономики, при большом количестве желающих к нему прильнуть, неумолимо ведет к ужесточению политической борьбы».

Эксперт полагает, что уже после местных выборов может стать вопрос переформатирования правительства.

«Возможно, на этой сессии будет решаться судьба правительства Дениса Шмыгаля: вопрос с его поддержкой или формированием нового, - уточняет Р. Бортник. - У этого Кабмина не принята программа, нет всех министров (министр энергетики и министр образования и науки находятся в статусе и.о., - Ред.). Рейтинги правительства низкие, оно не справляется со своими ключевыми задачами. Думаю, что оно может проработать до следующей весны. Но есть существенные риски, что до конца этого года его могут отправить в отставку».

Настоящей бомбой может оказаться вопрос, связанный с коронавирусом. Политолог полагает, что парламенту, возможно, придется принимать решение о введении чрезвычайного положения. В отличие от чрезвычайной ситуации, ЧП — это правовой режим, подразумевающий серьезные ограничения гражданских прав и свобод. Руслан Бортник говорит, что его могут предусмотреть для отдельных регионов. И тут остается лишь надеяться, что до этого не дойдет.

А в это время

Директор НАБУ с вопросом

Накануне парламентской сессии Конституционный суд признал не соответствующим основному закону указ Петра Порошенко о назначении Артема Сытника директором Национального антикоррупционного бюро. В КСУ констатировали, что таких полномочий по Конституции у гаранта нет.

«Нам просто придется гармонизировать с этим решением закон о НАБУ, иного выхода я не вижу», - сказал глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия.

Он полагает, что Сытник должен уйти в отставку. Что касается замены, то Арахамия напомнил, что исполняющим обязанности станет первый замдиректора НАБУ Гизо Углава, «к которому – высокое доверие со стороны международных партнеров».

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых