152

«Честное вашингтонское»: о чем договорились на встрече Зеленский с Байденом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и Факты в Украине 08/09/2021
«Честное вашингтонское»: о чем договорились на встрече Зеленский с Байденом
«Честное вашингтонское»: о чем договорились на встрече Зеленский с Байденом 24 канал

Важный для двоих успех 

«Этот разговор был откровенным и честным, что мне очень понравилось. Обсуждались именно те проблемы, которые интересовали обоих президентов. Для этого необходимы уверенность и доверие», - поделилась мнением со стороны временная поверенная в делах США в Украине Кристина Квин. 

Визит Владимира Зеленского был расширенным: он посетил не только Вашингтон, но еще несколько городов Западного и Восточного побережья. Однако общение с Байденом 1 сентября было самым важным. О том, что обстановка была нервной, свидетельствует тот факт, что украинский президент забыл пригласить американского в Украину с ответным визитом. Но Байден, видимо, не обиделся, сообщив, что с удовольствием приехал бы в Украину снова. В пользу результативности говорит длительность встречи – вдвое больше программного срока. 

«По ее итогам на сайте Белого дома появилось совместное заявление президентов США и Украины. Это рамочный документ, который, стоит отметить, принят впервые в истории двусторонних отношений. Фактически, заявление определяет максимально широкий спектр отношений и предусматривает конкретные документы, которые будут подписаны между государствами. Заметно, что обе стороны постарались подчеркнуть успешность визита. Байдену это было важно, чтобы нивелировать обвинения тех же республиканцев в сдаче позиций США. Для Зеленского эта встреча была важна в качестве свидетельства если не одобрения, то приемлемости его политики со стороны Белого дома. И он такой сигнал получил», - констатировал политолог Андрей ЗОЛОТАРЕВ. 

Вся конкретика – в совместном заявлении, которое теперь в Украине разбирают на цитаты для анализа. Почему поездка в Вашингтон у нас в стране настолько фетишизируется, можно понять. Не входя ни в «Большую семерку», ни в «Большую двадцатку», Украина не представлена на саммитах избранных, а ее лидер не может обсуждать насущные проблемы с другими на их полях. За время политической каденции у украинского президента есть несколько возможностей провести переговоры с ключевыми лидерами. Соответственно, из каждой встречи нужно выжимать максимум. 

Промолчали, повторили 

«Если мы посмотрим на американский контекст, то есть только точечные упоминания о встрече. Но широкое общественное мнение за океаном эту встречу не заметило. Тут сыграла специфика ситуации в Афганистане: она затмила. Поэтому и сложные темы не проговаривались, - отметил кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН. - В частности, я так и не услышал, кто же будет новым послом США в Украине. То же касается и спецпредставителя по Украине». 

Кроме этих двух персон, в заявлении не упоминается тема Минских соглашений.  

«Что это значит? Чисто формально, что для Украины и США Минские соглашения не являются приоритетом для двустороннего партнерства, - объяснил политолог Владимир ФЕСЕНКО. - Это не означает отказ от Минских соглашений. Но, с другой стороны, это также свидетельство, что эта тема, в том виде, как ее продвигала Россия последние 6,5 лет, постепенно входит в фазу стагнации. И после Меркель эта тенденция может даже усилиться. Хотя пока это только предположение». 

Есть и менее приятное объяснение: Байден так подтвердил, что не намерен расширять Нормандский формат за счет присутствия в нем США. Хотя накануне встречи с ним Владимир Зеленский анонсировал такой запрос как первый на встрече. 

«Мы серьезно думаем, как развивать Нормандский формат для мирного урегулирования ситуации, поэтому пригласили США для участия в нескольких моделях и думаем, как правильно и безопасно сделать это для региона», - сказал украинский президент перед встречей в Белом доме. 

Две другие животрепещущие темы нашли отражение в совместном заявлении, но без прорыва. «Северный поток-2» в Штатах, указано в заявлении, расценивают как угрозу. Не допустить использования газа как геополитического оружия там и дальше хотят с помощью законодательства и энергетической дипломатии. Не произошло прорыва и в вопросе вступления в НАТО. Американская сторона поддерживает право Украины выбирать свой курс, а программу учений и тренировок планирует продолжать при нынешнем ее статусе – партнера НАТО с расширенными возможностями. То есть, не будет педалировать предоставление статуса ключевого союзника США вне НАТО. 

«Так Зеленский фактически получил отказ в части изменения позиции по СП-2 от США. Германия важнее Украины. Получил отказ в определении сроков интеграции в НАТО. Скорее всего, получил отказ в получении гарантий безопасности от США (по примеру Южной Кореи, Японии и других вне- натовских стран), хоть и подписаны новые соглашения в сфере обороны. Не получил согласие на присоединение США к переговорным форматам по Донбассу», - констатировал директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК. 

Эксперт добавил, что гарантий, которые подкреплялись бы юридически оформленными документами, по итогам визита не дано. Однако он все же - не провальный. 

Сказано – сделаем 

«Позиции Зеленского еще более усилит заявленная реанимация Комиссии стратегического партнерства между США и Украиной, созданной еще при Леониде Кучме, и обновление Хартии стратегического партнерства Украина-США, подписанной при Ющенко в 2008 г.», - отметил Р. Бортник. 

Возрождение КСП прописали в совместном заявлении после того, как осенью в Вашингтоне министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и Госсекретарь США Энтони Блинкен утвердят новую хартию. Комиссия появилась в октябре 1996 г. как межгосударственная, на уровне президента Кучмы и вице-президента США Альберта Гора. Она исчерпала себя в 2000 г., и затем была реанимирована дважды: в 2008 г., пережив лишь три заседания до 2011 г., и в 2018 г. в формате Климкин-Помпео, то есть глава МИД и госсекретарь США. 

КСП также должна утвердить План трансформации Украины. Этот документ в США привез и презентовал Владимир Зеленский. Он о 80 проектах на общую сумму 277 млрд долл., которые предполагается привлечь как из нашего бюджета, так и за счет инвестиций и кредитов. Проблема в том, что перед этим План в Украине никто не увидел. В Минфине в ответ на запрос журналистов ответили, что его не составляли. 

«Это показалось очень странным. Эту программу нужно было бы и представлять, и обсуждать в Украине. Только потом показывать в США. Связано же это с тем, что многие моменты встречи формировались в последний момент», - объяснил А. Якубин. 

Заявление дает посыл к подписанию двух документов:  

  • Стратегического оборонного рамочного соглашения об оборонных реформах, обмене развединформацией, противостоянии агрессии, кибербезопасности, черноморской безопасности; 
  • Меморандума о взаимопонимании о коммерческом сотрудничестве. Его тоже закончили, хотя текст еще не обнародован. 

Также в коммюнике немало цифр. В США скрупулезно подсчитали, какой объем помощи и по каким направлениям уже выделили Украине с 2014 г. и указали суммы, которые планируется выдать по направлениям в 2021 г., до конца которого сталось мало времени: 

  • 60 млн долл. нового пакета помощи для безопасности. Он включает «Джавелины», оборонное летальное и нелетальное оборудование; 
  • 463 млн долл. на программы демократии, прав человека, местного управления, приватизацию, судебную реформу и децентрализацию; 
  • 12,8 млн долл. помощи в связи с COVID, в том числе на поддержку холодовой цепи для вакцин; 
  • 45 млн долл. гуманитарной помощи. 

Отдельно стоит обратить внимание еще на одну цифру. Анонсированы 3 млрд долл. поддержки, как это сказано в заявлении, Экспортно-импортного банка США. Но, по сути, это кредит нашим компаниям на покупку американской продукции, который потом предстоит вернуть. 

«Торговый оборот между Украиной и США составляет в среднем 4 млрд долл., при этом отрицательное сальдо - 3 млрд долл. в пользу США. Торговля идет в одну «калитку»: мы продаем в США своих товаров на миллиард, они нам - на три. Мы покупаем в Америке и сырье (уголь), и полуфабрикаты (ядерное топливо), и готовую продукцию (локомотивы). Нынешние три миллиарда кредита означают, что торговая дыра станет еще больше, -отметил экономист Алексей КУЩ. - Через какое-то время, когда подойдет срок платежа по кредиту, мы уменьшим свой финансовый счет в платежном балансе на те же 3 млрд долл., наказав себя дважды. А американцы, соответственно, получат свои деньги назад, с процентами».  

«Если бы Украина поднимала вопросы доступа на американские рынки, беспошлинного ввоза определенных товаров – это было бы верифицируемое достижение, - резюмирует А. Якубин. - Но мы видим, что эти моменты не проговариваются, а США и не готовы. Нужно дискуссию со Штатами от высоких материй переводить в узкие вопросы. У нас же это обсуждение больших теорий о нашем западном выборе. Они не могут иметь конкретного ответа. Вопросы более приземленные, если бы мы их ставили, принесли бы и больший эффект». 

А в это время 

Выполнить «домашку» 

По итогам встречи в Вашингтоне и в совместном заявлении украинская сторона назвала своими обязательствами: 

выбрать Специализированного антикоррупционного прокурора в соответствии с лучшими мировыми практиками. Уже год позиции главы САП и его зама вакантны, а провести их через конкурс не выходит; 

принять законодательство для защиты директора Национального антикоррупционного бюро. Назначение его президентским указом признал противоречащим Основному закону Конституционный суд. Он обязал переписать законодательство до конца 2020 г., но изменения не внесли до сих пор; 

провести реформу корпоративного управления в госкомпаниях, довести до ума реформу судебную, обеспечить независимость Нацбанка. 

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine. 

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых