aif.ru counter
16

Янукович хочет «корону Кучмы»

Все материалы сюжета Закон

Президент решился изменить

Об этом Президент заявил вчера, 28 июня, в своем телеобращении ко Дню Конституции: «В нынешних условиях Конституция Украины требует изменений. Нормы, поспешно принятые в конце 2004 года, стали причиной разбалансированности и серьезного кризиса власти».

Что есть

Отметим, политреформа 2004 года, вступившая в силу с 1 января 2006 года, резко уменьшила полномочия Президента Украины: он потерял право назначать министров и единолично вносить кандидатуру премьер-министра для утверждения в Верховой Раде. Отметим, что глава государства вносит только ту кандидатуру премьера, которая предложена правящей коалицией в парламенте. Рада также утверждает всех министров. Кроме того, Президент потерял право отправлять в отставку правительство и отдельных министров.

Что будет

В своем обращении Виктор Янукович не конкретизировал, как именно он собирается менять Конституцию. Но можно предположить, что инициируемые Президентом изменения будут усиливать его полномочия.

В частности, по словам замглавы фракции Партии Регионов Михаила Чечетова необходимо выписать Конституцию так, чтобы не повторить ситуацию двоевластия 2005-2009 годов, когда Президент и премьер не могли поделить полномочий.

А сделать это можно только двумя способами: резко усилив полномочия президента, или же усилив полномочия парламента за счет президента. Но Чечетов отметил, что речь о сокращении полномочий главы государства идти не может.

Добавим, 300 голосов для изменения Конституции Украины у правящей коалиции могут быть уже к концу этого года. А значит, уже к весне 2011 года парламентарии смогут поменять главный закон страны.

Мнения оппозиции и правительства о новой идее Виктора Януковича расходятся. Так в окружении Президента убеждают, что возврата к полномочиям Кучмы не будет, а вот противники такой идеи говорят об обратном.

В частности, директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев считает, что «среди главных проблем сейчас - расширение полномочий местного самоуправления, более внятное размежевание полномочий Президента, парламента и исполнительной вертикали, где нет дубляжа, но есть четкая система контроля. В-третьих, сейчас начата судебная реформа, которая также требует внесения изменений в Конституцию. В целом нужно создать более взвешенную модель парламентско-президентской республики, где мы имеем сильного президента, который может влиять на исполнительную власть, и сохраним полноценный парламент, который отвечает за деятельность исполнительной вертикали. О возврате к полномочиям Кучмы речи не идет».

В свою очередь, политолог Вадим Карасев предполагает, что Конституцию хотят кардинальным образом изменить: «Сейчас попытаются вернуть Януковичу полномочия Кучмы - чтобы он мог Кабмин снимать и так далее. Но вот примут ли реформу в таком виде - большой вопрос. Ведь и литвиновцы, и коммунисты, да и влиятельные люди, олигархи из Партии Регионов, если поймут, что речь идет о монократии, усилении персональной власти президента, не дадут провести такую реформу».

«Янукович боится проиграть парламентские выборы в 2012 году, в результате которых в Раде будет неконтролируемое им большинство и он останется свадебным генералом, - считает народный депутат от БЮТ Олег Ляшко. - Поэтому сейчас он постарается нивелировать влияние парламента и получить бесконтрольную власть. Но я уверен, что Януковичу это не удастся. Ни литвиновцы, ни коммунисты, ни «тушки» за это голосовать не станут. Иначе при ослабленной Раде они будут никто».

«В словах президента не было посыла об усилении его власти, - говорит регионал Михаил Чечетов. - Он сказал, что Конституция - это фундамент, который был нарушен в период «помаранчевой» власти, и теперь его надо укрепить. От себя я могу добавить, что я ездил по регионам, общался с людьми. И все они говорят: «Не ослабляйте президентскую власть». Народ устал от бардака. А потому, если будет поддержка общества и консенсус политических сил, то изменение Конституции - это реально».

Зачем это нужно:

1. Недопущение хаоса во власти

Главный аргумент: нынешняя редакция Конституции Украины изначально закладывает двоевластие в стране по линии президент-Кабмин. Это и привело к хаосу во власти в 2006-2009 годах, что полностью парализовало развитие страны и не дало провести необходимые реформы по модернизации Украины.

Поэтому и нужно четко обозначить в Конституции, что главный в стране - президент. Правда, проблему двоевластия можно решить и другим образом - изменив Конституцию в сторону парламентской республики. Но это сейчас выглядит нереально из-за того, что все рычаги власти уже и так сосредоточены в руках Президента.

2. Профессионалы вместо политиков

Если Кабинет министров будет формироваться Президентом, то на посты министров будут попадать не представители партий коалиции, а профессионалы. Однако, так как состав Кабмина утверждает Верховная Рада, главе государства все равно придется торговаться ради 226 голосов.

3. Шанс для реформ

Управляемость вертикали власти позволит Президенту провести любые реформы. Кроме того, есть и тактический резон: при нынешней Конституции вопрос о власти будет решаться на выборах в парламент в 2012 году. То есть времени для проведения реформ остается совсем немного. А если перейти на президентскую республику, то очередное решение «вопроса о власти» перенесется на 2015 год.

Почему это не нужно:

1. Сворачивание демократии

Почти не ограниченная власть одного лица - по сути это возвращение «кучмизму». Окружение главы государства будет делиться на тех, кого президент поддерживает, и на его противников. Причем против несогласных могут применяться любые меры, вплоть до уголовного преследования. Есть также угроза, что будет покончено и со свободой слова, что будут отбирать собственность у нелояльных предпринимателей. Кроме того, сильная власть может быть использована не столько для проведения реформ, сколько для бесконтрольного обогащения окружения президента.

2. Угроза раскола

Украина уже сформировалась как двуполярное государство. И президент может быть идеологическим представителем только одной из его частей - либо Востока, либо Запада. А значит, проигравшая сторона всегда будет недовольна, что будет углублять раскол. При парламентской республике эти противоречия частично решались через необходимость создания коалиции, которая неизбежно является компромиссом между различными партиями.

Читайте также Янукович загорелся новой идеей

По материалам Сегодня

Смотрите также: