aif.ru counter
38

Первый раунд торгов: экспертная оценка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и факты в Украине 19/05/2010 Сюжет Украино-российские отношения

Еще накануне визита Дмитрия Медведева в Киев эксперты прогнозировали, что наиболее «ледокольные» соглашения 17 мая подписаны не будут. Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента», подчеркнул, что 18 мая история украинско-российских отношений не закончится. По его словам, украинская сторона в последние недели продемонстрировала, что пока не готова к заключению революционных соглашений, а потому визит Медведева лишь откроет новый раунд торгов как во внешнеукраинской политике, так и внутри нашей страны.

Так что аналитикам пока приходится делать лишь допущения, руководствуясь историей двусторонних отношений после развала СССР, а также текущей политической конъюнктурой как в РФ, так и в переживающей посткризисный период Европе.

Живые деньги вместо шельфа

Украинские эксперты подчеркивают, что подписанное 17 мая главами МИДов двух стран соглашение о демаркации сухопутной границы между РФ и Украиной несет в себе потенциальную угрозу для очередного этапа «сдачи национальных интересов». Судя по всему, по их мнению, договоренность о демаркации сухопутной границы без согласия относительно делимитации морской границы говорит о том, что Украина пойдет здесь на уступки России. Та же не желает сохранять границу в Азовском море и Керченском заливе по линии административного распределения между союзными республиками в советское время. Экс-глава МИДа Украины Владимир Огрызко напомнил, что ранее Украина всегда рассматривала эти два вопроса синхронно. А поэтому имеются все основания предполагать, что граница сместится на запад как по воде, так и по дну, предоставив РФ залежи нефти и газа на дне Азовского моря.

Между тем, глава Киевского энергетического клуба Александр Тодийчук не склонен драматизировать ситуацию: по его словам, залежи на шельфе Азовского моря действительно есть, однако они даже до конца не исследованы. Следовательно, речь идет скорее о торгах за выручку от прохождения судов по Керчь-Еникальскому каналу. Украина получала от судов, проходящих здесь, около 200 млн долларов в год. Теперь же, в результате нового соглашения, либо суда будут ходить по нему бесплатно, либо РФ и Украина создадут совместное предприятие по эксплуатации этого канала и доходы поделят поровну.

Лакмусовая бумажка

Глава РАО «Газпром» Алексей Миллер, выйдя к журналистам 17 мая, заявил, что предложение премьера РФ Владимира Путина относительно объединения «Газпрома» и НАК «Нефтегаз» находится в русле общемировых тенденций слияния компаний в топливно-энергетическом секторе. Миллер пообещал, что за счет ресурсов «Газпрома» украинская ГТС может быть полностью модернизирована.

Тем не менее, главы государств комментируют эту тему очень осторожно. В интервью трем украинским каналам накануне визита в Киев Дмитрий Медведев подчеркнул, что еще не обсуждал эту тему с Виктором Януковичем. «Такое объединение требует предельно корректных расчетов. Напомню, «Газпром» стоит около 150, по самой нижней оценке, или 200 миллиардов долларов. «Нефтегаз» стоит поменьше, при всем уважении к нему», - сказал Медведев.

После визита Медведева в Турцию 12 мая, где ему не удалось окончательно договориться о строительстве газопровода «Южный поток» в турецких водах, появилась информация о том, что прохождение этой альтернативной трубы возможно и в территориальных водах Украины. «АиФ» уже писал, что для сохранения статуса транзитного государства у Украины нет другого выхода, кроме как торговаться с Россией относительно «Южного потока» и создавать совместные консорциумы для модернизации своей ГТС.

Тем не менее, в последние дни Россия поставила вопрос еще жестче. Накануне визита Медведева в Киев гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов подчеркнул, что тема украинской ГТС, как лакмусовая бумажка, проявляет все проблемы между Украиной и Россией. «Мы прекрасно понимаем, что Украина является наиболее дешевым и простым способом доставки газа в ЕС. Существующие мощности позволяют осуществлять транзит в объеме 140 млрд кубометров газа, и за счет достройки газопровода «Бородчаны - Ужгород» его можно расширить до 170 млрд кубов. Если добавить сюда мощности «Голубого потока», финский и белорусский газопроводы, проблем нет. А «Северный» и «Южный» потоки, суммарная мощность которых составляет 118 млрд кубов, - это как раз тот объем, который в лучшие годы мы транзитировали через украинскую ГТС. Мы четко говорим: либо мы строим дорогую трубу - «Южный поток» - и тем самым через 5-7 лет Украина перестает быть транзитным государством, либо Украина отдает трубу, но сохраняет статус транзитера и получает деньги на ее модернизацию», - заявил российский эксперт.

Симонов подчеркнул - главная проблема Украины в том, что ее политическая элита не мыслит в перспективе 5-7 лет, а ее президент не может честно сказать собственному народу: «То, что вы считали национальным достоянием, без российского газа является лишь куском ржавого железа, и сегодня мы должны его отдать, потому что, кроме России, никому эта труба не нужна».

Вместе с тем, украинские эксперты отмечают, что беда Украины - именно в неумении торговаться с Россией. «Турция и Германия добились скидок на поставки газа от России, не идя ни на какие политические уступки. Ведь спрос на российский газ на европейских рынках резко падает. Они пригрозили перейти на другие энергоносители и покупать газ на рынке, а не по долгосрочным контрактам. Украина же еще в январе 2009 года попалась на крючок, потому что российская власть дальше просчитывает ходы и диктует свои условия», - говорит эксперт по энергетическим вопросам Центра им. Разумкова Владимир Омельченко.

А Александр Тодийчук напоминает, что за участие в строительстве «Южного потока» будут бороться разные страны, готовые даже передавать активы собственных ГТС «Газпрому» - ведь в посткризисном мире проект стоимостью 25 млрд евро - очень мощная мотивация. Эксперт подчеркивает, что «Южный поток» не остановить, и потому Россия, даже при наличии якобы выгодных Украине договоренностей, не будет сильно стараться модернизировать украинскую ГТС - конкурента амбициозному «Южному потоку». По его мнению, «Газпром» и «Нефтегаз» - структуры непрозрачные, и их не удастся объединить цивилизованно - ведь для руководителей обеих стран это будет означать потерю теневых доходов.

Каков же выход? По мнению экспертов - восстанавливать утраченные за считанные месяцы отношения с ЕС. «23 марта 2009 года была подписана Брюссельская декларация о создании консорциума по модернизации нашей ГТС, согласно которой Украина взяла на себя обязательства, но даже не имитировала их реализацию. Нам было бы выгоднее участвовать в игре с двумя сторонами. Но пока мы впадаем в крайности - то идем сугубо на Запад, то шарахаемся на Восток», - констатирует Александр Тодийчук.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых