aif.ru counter
55

Украина - Россия: победила дружба?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты в Украине 28/04/2010 Сюжет Украино-российские отношения

27 апреля украинский парламент и Госдума России практически синхронно ратифицировали соглашение, подписанное президентами двух стран в Харькове 21 апреля. По договоренностям, Украина предоставляет РФ возможность базировать Черноморский флот в Севастополе вплоть до 2042 года, а взамен получает 30%-ную скидку на поставки природного газа.

Это соглашение, по мнению экспертов, открыло новую страницу в отношениях между Украиной и РФ - страницу взаимовыгодного стратегического сотрудничества практически во всех отраслях. Но на достигнутом стороны не остановились. Уже в день ратификации соглашения по ЧФ стало известно о готовящемся межправитель-ственном соглашении о тесном сотрудничестве сторон в газовой сфере. Кроме того, эксперты и СМИ не прекращают обсуждение соглашения, которое, по некоторым данным, должно было быть подписано Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем еще 21 апреля, - о слиянии российской «Объединенной авиастроительной корпорации» и украинского государственного концерна «Антонов».

На вопросы наших читателей, всерьез обеспокоенных перспективами дальнейшего украинско-российского сотрудничества, ответили известные политологи и аналитики: президент Центра антикризисных исследований Ярослав ЖАЛИЛО, директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир КОРНИЛОВ и председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир ФЕСЕНКО.

Антикризисная скидка

Правительство твердит об огромной выгоде для экономики Украины от полученной скидки на поставки газа. Оппозиция же утверждает, что скидки никакой, по сути, нет. Как отразится эта скидка на госбюджете и гражданах?

Л. Папенко, Шостка

 

Эксперты утверждают, что 30%-ная скидка, на которую согласилась РФ, в условиях выхода украинской экономики из кризиса сыграет существенную положительную роль. «Нужно учитывать высокую энергоемкость украинской экономики, значительный удельный вес в экспорте энергоемких отраслей, потребляющих природный газ, - металлургии и химпрома, большое влияние стоимости газа на уровень жизни населения. Скидка позволит уменьшить расходы населения и позволит предприятиям тратить средства на развитие. Она сократит расходную часть госбюджета, поскольку снизится потребность в субсидировании стоимости газа для населения и себестоимость оплаты коммунальных услуг в бюджетном секторе», - говорит Ярослав Жалило.

Кроме того, в бюджете-2010 субсидии государства на НАК «Нефтегаз» вообще не предусмотрены, а значит, есть надежда, что предприятие справится само. «Можно утверждать, что скидка - хорошее подспорье для выхода экономики Украины из кризиса, для упрощения балансирования госфинансов, платежного баланса, укрепления национальной валюты», - считает Ярослав Анатольевич. Он напоминает и о том, что бюджет-2010 был сверстан с учетом реализации закона о повышении соцстандартов, и теперь государству будет проще выполнить его нормы.

С другой стороны, эксперты призывают вспомнить, что в мире стоимость газа только растет, да и сама РФ движется к мировой цене даже на своей территории. Поэтому, несмотря на скидку, по их расчетам, реальная цена газа в 2010 году превысит цену 2009 года, ведь формула расчета, определенная еще соглашением между правительствами Юлии Тимошенко и Владимира Путина, осталась в силе. «Скидка касается только номинальной цены, но расчет производится исходя из базовой формулы. Здесь украинская сторона не до конца отстояла свои интересы. Кроме того, мы остаемся на газовой игле и снижаем мотивацию предприятий к энергосбережению. Но в условиях выхода из кризиса - не до жиру», - считает Владимир Фесенко.

Символическая утрата

Что, если соглашение по ЧФ только усилит сепаратистские настроения в Крыму? Не возникнет ли тогда серьезного конфликта между Россией и Украиной?

А. Косенко, Львов

«Агрессия России против Украины невозможна по определению. Достаточно посмотреть на комментарии украинских офицеров во время известных событий в августе 2008 года (российско-грузинского конфликта - Ред.). Из них было очевидно: русские и украинцы никогда не будут стрелять друг в друга», - убежден Владимир Корнилов.

Аналитик убежден, что все наоборот: именно потенциальная возможность выхода ЧФ РФ из Севастополя, на которой настаивал экс-президент Виктор Ющенко, больше усиливала сепаратистские настроения в самом городе. По словам Корнилова, более 90% населения Севастополя в 2009 году выступило категорически против ухода ЧФ. «Севастопольцы не раз говорили: - Мы выйдем в море на катерах, яхтах, лодках, и если кто-то решит флот вывести, ему придется переходить через нас. А другие повторяют: «Флот из Севастополя может уйти только с Севастополем. Очевидно, что именно в случае вывода ЧФ РФ из Севастополя Украина вполне могла иметь серьезные проблемы с сохранностью суверенитета», - говорит В. Корнилов.

В. Фесенко не отрицает, что в этом вопросе Россия однозначно выиграла: со стратегической, военно-политической и даже экономической точек зрения, поскольку избавилась от необходимости строить новую военно-морскую базу, а также сохранила Украину в сфере своих геополитических интересов. Вместе с тем, политолог не склонен драматизировать ситуацию. «Путин и Медведев не раз говорили, что Севастополь - город, значимый для России исторически и символически. И Украина понесла здесь символические утраты, ведь соглашения, подписанные в Харькове, продлевают политиче-ские соглашения 1997 года. Вы помните, чтобы какая-то из политсил инициировала их денонсацию? Даже Виктор Ющенко не собирался этого делать. Мы 13 лет жили по этому соглашению и особо не волновались. Беспокойство вызывает столь долгий срок: до 2042 года, длина поколения, да еще то, что Украина добровольно ушла в сферу влияния геополитических интересов России», - говорит Фесенко.

Общее небо

Много говорят о «тайном» соглашении России и Украины в авиационной отрасли, по которому РФ якобы поглотит нашего «Антонова». Неужели власть не понимает стратегического значения этой отрасли для развития Украины?

О. Головченко, Харьков

Аналитики с осторожностью комментируют еще не подписанное соглашение. Тем не менее, В. Корнилов считает, что предприятие, образованное на базе двух концернов, может создать новые рабочие места для жителей Украины, обеспечить существенные поступления в бюджет, оживить авиационную отрасль, повлиять на рост ВВП.

«Когда Виктор Ющенко привозил представителей авиастроительных компаний на украинские заводы и призывал их войти акционерами в эти предприятия ради американских инвестиций, это не считалось посягательством на украинский суверенитет - наоборот. Российские и украинские специалисты в этой отрасли, которую, как и многие другие, бывшие союзные республики развивали в комплексе и до сих пор не могут разделить между собой, понимают, что ее возрождение невозможно без замкнутого цикла, в рамках одного государства», - считает Корнилов.

С ним согласен В. Фесенко, вспоминая такие мировые международные концерны, как «Конкорд» и «Аэробус». Политолог напоминает, что переговоры о совместном развитии отрасли вела с Россией и Юлия Тимошенко в должности премьера. Фесенко не исключает возможности развития авиационной отрасли на взаимовыгодных основаниях.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых