aif.ru counter
24.12.2009 03:32
20

Стихиям вопреки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52. АиФ в Украине 23/12/2009



Пункт первый. Львов

ЛЬВОВ сегодня на слуху не только в Украине, но и во всей Европе, - на днях представители УЕФА официально подтвердили, что он вошел в число четырех украинских городов, принимающих Евро-2012.

Сегодня на столе директора Департамента Евро-2012 Львовского городского совета Олега Засадного лежит много проектов срочного развития инфраструктуры. Однако до их воплощения еще далеко. У города нет средств - для внедрения каждого из проектов надо привлекать спонсоров. Нет нужного количества гостиниц, стадиона, проблемы с аэропортом. Например, расселить большинство прибывающих на чемпионат гостей власти могут разве что на территории курорта Трускавец в 100 км от Львова, в студенческих общежитиях, спальных отелях и палаточных городках в 75-километровой зоне вокруг города. Очевидно, что о надлежащем уровне гостиничного, ресторанного, медицинского обслуживания говорить не приходится.

Клич, брошенный предпринимателям, повис в воздухе. Между тем, время «Ч» приближается - городу нужно отчитываться о проделанной работе строгим инспекторам из УЕФА. Чтобы выйти из положения, городские власти пошли на крайний шаг: взяли колоссальные кредиты. Движение началось. Только вот как возвращать долги?

ЗАДАЧА ОТ СЕРГЕЯ ТИГИПКО

Условие

- Решение УЕФА о том, что Львов войдет в четверку городов Украины, удостоившихся чести принимать у себя всемирно известный футбольный чемпионат, не может не радовать. Но есть еще кредиты, которые лягут на плечи простых львовян. И отдавать их будет нелегко.

Решение

- Надо сменить существующую власть. Сократить расходы на содержание громадного государственного аппарата с тысячами чиновников. Поддержать малый и средний бизнес и создать сильную президентскую власть, которая сможет системно и быстро решить все накопившиеся проблемы. Возможностей для этого есть немало.

Путевые заметки

Львов издавна славится своей уникальной внутренней культурой. Не даром его называют культурной столицей Украины. Это ощущаешь везде - и в стенах именитого университета, и на маленькой кривой улочке, на которой не встретишь ни одного газетного обрывка или упаковки из-под мороженого, брошенной мимо урны...

В чистоте и не в обиде

ЛЬВОВЯНЕ - большие аккуратисты, и уже за одно это их родной город вправе носить звание истинно европейского. Увы, его примеру пока следуют не повсеместно.

Пример правильного подхода к борьбе с мусором можно наблюдать всего в 40 километрах от столицы Западной Украины, в небольшом уютном городке с названием Буск. И пример этот наглядный.

На глазах Сергея Тигипко мудреный механизм, разработанный инженерами совместного украинско-германского предприятия «Олнова», в две минуты, что называется, перемолол кузов легкового автомобиля.

- Вот так и решается проблема утилизации старых автомобилей! - пояснили заводчане киевскому гостю. - С машины снимается весь пластик, который тоже можно переработать, и пожалуйста - компактный металлический лом можно отправлять на переплавку.

«Олнова», существующая уже более 12 лет, специализируется на производстве оборудования для мусороперерабатывающих заводов. Ее продукцию охотно покупают бизнесмены Германии и других европейских стран. А вот родное государство проявляет к ней поразительную холодность. И это при том, что украинские измельчители бытовых и прочих отходов в несколько раз дешевле зарубежных аналогов.

- Это выглядит неразумно. Сегодня общая площадь свалок в Украине превышает площадь заповедников и национальных парков. Суммарный объем накопленных отходов достиг более 26 миллиардов тонн, - констатировал политик. - Переработка бытового и промышленного мусора способна не только улучшить экологическую ситуацию, но и даст колоссальный экономический эффект, запустив во вторичный оборот громадные сырьевые ресурсы. Кроме того, в хозяйственное пользование вернулись бы тысячи гектаров земли в окрестностях крупных городов. Все, что для этого требуется от власти, - не мешать предпринимателям проявлять инициативу, стимулируя их льготными кредитами и заказами коммунальных структур. Однако для этого власть должна иметь четкую государственную программу утилизации и вторичного использования отходов. И, к тому же, обладать твердой волей для ее реализации.

Вузам - свободу!

ЛЬВОВ - город вузов, чьи вековые традиции подготовки интеллектуальной элиты нации уважают в стране и за ее пределами. Неудивительно, что мнение одного из ведущих экономистов Украины по поводу будущего отечественной системы высшего образования очень интересовало студиозусов Львовской академии банковского дела.

- Стремление Министерства образования Украины унифицировать высшую школу, подстричь вузы под одну гребенку ни к чему хорошему не приведет, - заявил Cергей Леонидович. - Львовский национальный университет имени Франко или Львовский политехнический потому и известны на всю страну, что у каждого из них своя история, традиции и методы подготовки. Эта уникальность должна сохраниться. Я считаю, что вузам как воздух необходима экономическая самостоятельность. Сегодня университеты не вправе распоряжаться заработанными деньгами - они лежат на казначейском счету, и ректор самостоятельно не может ни поднять зарплату преподавателям, ни сделать внеплановый ремонт аудитории, ни обновить техническую базу.

- Как вам положение о льготниках? - поинтересовались из зала.

- Вариант с 12-ю льготными категориями абитуриентов, вопреки ожиданиям, создал еще одну коррупционную лазейку при поступлении в вузы. Таким образом, учеба на бюджетных местах стала недоступной для талантливых ребят, не попадающих в число льготников. Положение о льготном поступлении надо пересмотреть. Малообеспеченным надо помогать долгосрочными беспроцентными кредитами на обучение.

Зал одобрительно зашумел.

Пункт второй. Харьков

В ХАРЬКОВЕ политика встречали рабочие станкостроительного и подшипникового заводов.

Харьковский станкостроительный был создан в 1936 году и с того времени добросовестно крутил колеса советской индустрии, выпуская шлифовальное оборудование для тяжелого и среднего машиностроения, металлургии, авиастроения и прочих отраслей промышленности. Его станки экспортировались в 41 страну мира, включая США и Японию. Кризис начала 90-х подорвал его лидирующие позиции на международном рынке. Однако предприятие сумело выжить. И сейчас, несмотря на еще один, теперь уже финансовый кризис, борется за свое место под солнцем, причем вполне успешно: заканчивается первый этап комплексного переоснащения производства, идет установка нового оборудования и современных систем управления. Станкостроители надеются: после технического перевооружения их специфический товар станет лучше, дешевле и конкурентоспособнее на мировом рынке.

ОАО «Харьковский подшипниковый завод» по объему поставок, качеству и ассортименту продукции вышел в лидеры на рынке СНГ. Дали свой результат крупные капиталовложения инвесторов в сочетании с результативным менеджментом и профессиональными кадрами.

- Машиностроение - наиболее пострадавший за годы независимости сектор украинской экономики, - подчеркнул С. Тигипко. - Восстановление отрасли, выпускающей сложную продукцию с высокой добавленной стоимостью, - стратегическая задача государства. Здесь (в Харькове. - Ред.) есть отличная промышленная база, квалифицированные кадры и мощный научно-исследовательский потенциал. Я думаю, тут должен быть создан крупнейший в Украине технопарк. Именно с Харьковской области должно начаться возрождение отечественных высоких технологий.

АЛГОРИТМ ОТ СЕРГЕЯ ТИГИПКО

1. С предприятий – минимум налогов. Перенести центр тяжести налогообложения с предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, на производителей сырья и полуфабрикатов.

2. Инвестирование – без налогов.

3. Ограничение импорта.

4. Всесторонняя государственная защита отечественного производителя.

Пункт третий. Алчевск

НАЗВАНИЕ этого небольшого городка в Луганской области три года назад стало синонимом человеческой беды и классической украинской расхлябанности. В 2006-м на грани жизни и смерти оказались 60 тысяч жителей самого густонаселенного района Алчевска - обе котельных, снабжавших его теплом, вышли из строя. В 32-градусный мороз без тепла остались 337 домов, 13 детских садиков и 8 школ. Жителей замерзающего Алчевска, как у нас водится, спасали всем миром, заболевших детей готовы были приютить у себя сотни семей по всей Украине, их принимали лучшие лагеря и здравницы. В этой суматохе, кажется, даже как-то забыли о главном: что же стало причиной краха теплоснабжающей системы? Только ли нерадивые коммунальщики, которые не успели вовремя слить воду из радиаторов, отчего она замерзла и порвала трубы?

- События зимы 2006-го наглядно показали, что невнимание к проблемам жилищно- коммунального сектора фактически привело отрасль к краю гибели. Отсутствие четкого перспективного плана ее реформирования, чиновничьи преграды на пути привлечения инвестиций - все это, к сожалению, мы можем наблюдать и сегодня, - говорит Сергей Тигипко. - Алчевск извлек из печального опыта той катастрофы необходимые выводы. Но во всеукраинском масштабе «воз и ныне там». В Украине сложилась парадоксальная ситуация. Как только начинается отопительный сезон, из года в год встает вопрос об увеличении тарифов. Между тем о привлечении инвестиций в теплоснабжающую отрасль власть речи почему-то не ведет. В итоге тарифы растут на фоне все большего обнищания людей. Разумеется, растут и долги населения перед ЖКХ. А свободных средств для модернизации сектора как не было, так и нет.

ТЕОРЕМА ОТ СЕРГЕЯ ТИГИПКО

Условие

- До катастрофы трехлетней давности в Алчевске в котельных стояли котлы с коэффициентом полезного действия всего в 70 процентов, а ныне - установили такие, что имеют коэффициент в 90 с лишним процентов.

Доказательство

- Энергосберегающий эффект установки вырос. Потребляется меньше газа, на котором она работает. Значит, за него нужно меньше платить. Экономия налицо, следовательно, можно уменьшить и сам тариф. Приемлемые тарифы люди оплачивают куда охотнее, чем драконовские. Результат: исчезают безнадежные долги населения, а предприятие получает прибыль, позволяющую ему развиваться и повышать качество услуг. Что и требовалось доказать!

КОМПЕТЕНТНО

- Жилищно-коммунальная система Украины устарела морально и физически уже несколько десятилетий назад,- комментирует эксперт Департамента мониторинга за качеством услуг ЖКХ Всеукраинской ассоциации потребителей Александр Кравец. Вся ныне действующая система тепловых и водопроводных сетей была создана еще в период восстановления народного хозяйства СССР после Великой Отечественной войны. После этого трубы время от времени лишь ремонтировались по «факту прорыва». Сегодня в городах три четверти всех тепловых магистралей и 80% водопроводных труб, снабжающих жилые массивы, нуждаются в немедленной замене. Локальное «латание дыр» в системе ЖКХ не даст результата. Алчевск в том или ином виде может повториться практически в любом регионе страны. Как спасти ситуацию? Необходимы колоссальные средства, которых у государства никогда не будет. Значит, нужны частные инвесторы. Но тут проблема. Им неинтересно приходить в систему коммунального хозяйства, считающуюся одной из самых коррумпированных и закрытых в Украине. Почему я так говорю? Потому что обнаружить, куда реально тратятся бюджетные миллионы, выделяемые на развитие отрасли, равно как и куда уходят деньги украинцев, исправно оплачивающих коммунальные услуги, и свести концы с концами еще не удавалось ни одному контролирующему органу.

АЛГОРИТМ ОТ СЕРГЕЯ ТИГИПКО

1. Тарифы вниз

Тарифы надо не повышать, а пересмотреть принципы их формирования, параллельно привлекая в ЖКХ инвестиции частного капитала, - говорит политик. - Так поступают во всех развитых европейских государствах. И делают совершенно правильно. В Германии, Франции, Чехии и прочих странах предприниматели стоят в очереди за правом оказания населению коммунальных услуг. И только у нас эта отрасль по-прежнему остается «заповедной» для бизнеса, невзирая на ее потенциальную прибыльность.

2. Деньги - вперед

Сегодня в Украине во все коммунальные тарифы загодя закладываются неминуемые коммерческие, технологические и прочие потери. Таким образом, от наших граждан требуют оплаты не только полученной услуги, но и финансирования из своего кармана чужих проблем. В Европе наблюдается диаметрально противоположная картина. Работа предпринимателя в этой отрасли начинается с вкладывания денег, а не с выбивания средств у населения. Государство привлекает в «коммуналку» бизнес, заранее прописав для него жесткие правила контроля, в том числе и общественного. Там - прозрачная тарифная политика, которая бы устраивала и поставщика, и потребителя.

3. Конкуренты, ваш выход!

На Западе в коммунальной сфере развита здоровая конкуренция. Если поставщик услуг начинает ущемлять права потребителя, власть всегда найдет другого желающего обслуживать население - с более привлекательными тарифами и четкой организацией работы.

Подготовила Мария ЗАГОРОДНЯЯ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых