aif.ru counter
51

Власти нужно повернуть на юг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Украине 09/12/2009



Не так страшен порт?

ГОРОД-ГЕРОЙ Одесса. Государственное предприятие «Одесский морской торговый порт»... По названиям его гаваней можно изучать экономическую и политическую историю СССР и Украины - Кубинская, Вьетнамская, Хлебная.

Увы, Одесса постепенно теряет славу ведущего международного порта. Ее начинает затмевать румынская Констанца, за последние пять лет создавшая для транзита грузов благоприятный режим и современную производственную инфраструктуру. Таможенные и пограничные барьеры, увеличение портовых сборов и повышение железнодорожных тарифов снизили привлекательность Украины.

- Сегодня мы воочию убеждаемся, что этой отраслью в стране никто не занимается. В противном случае Констанца не принимала бы 1 млн 400 тысяч тонн грузов в год, как это происходит сегодня, в то время как все порты Украины получили в то же самое время всего 1 млн 200 тысяч тонн. Надо строить новые контейнерные терминалы, привлекая для этого средства отечественных и иностранных инвесторов. А для того чтобы последние не боялись вкладывать деньги, необходимо защитить их права, упростить процедуру юридического оформления транзитных перевозок, которая сегодня отпугивает владельцев кораблей и грузов от наших портов, - считает Тигипко.

Для моряков - отдельный фонд

ЛИДЕР «Сильной Украины », с самого начала в частном порядке принимавший самое активное участие в попытках освобождения украинского экипажа судна «Ариана», будучи в Одессе, просто не мог не встретиться с женами и матерями захваченных моряков. Тем более эта встреча - уже не первая.

Встретился, чтобы вместе с ними обсудить, как сегодня и в будущем помочь морякам и их семьям.

- Затянувшийся на семь месяцев конфликт показал, что власть просто не знает, как себя вести в таких ситуациях, - констатировал Тигипко.

- Нам, матерям и женам ребят, нужна серьезная психологическая и юридическая поддержка. Мы ведь сначала вообще не знали, куда обращаться, кого просить о помощи, - говорит жена одного из пленников судна Анна Мурагова.

Родственники и друзья членов экипажа сообщили известному политику о своей задумке создать специальный фонд, который бы занимался выкупом моряков и всемерной помощью их семьям.

- Прекрасная идея, - подхватил он. - Гарантирую вам свою поддержку - и организационную, и финансовую на начальном этапе. И впредь будем работать над этой проблемой рука об руку.

- Мы ведь ко многим обращались, - призналась Зоя Васильченко, у которой на печально известном судне томится 26-летний сын Юрий. - Все клялись помочь - и забыли. Сергей Леонидович ничего не обещал. Но столько для нас никто, кроме него, не сделал. Спасибо ему!

Судьба флага - в руках офицеров

ЗАГЛЯНУЛ киевский гость и в Одесский лицей с усиленной военной подготовкой, расквартированный в корпусах несуществующего уже Военного училища Сухопутных сил. Общение с лицеистами было недолгим, но довольно оживленным и демократичным. Под конец Сергей Леонидович, вспомнив солдатскую молодость, - служил в танковых войсках - уселся за один стол с лицеистами и с аппетитом отведал солдатской каши.

- Думаю, те, кто в 90-х закрывал за ненадобностью знаменитое в прошлом на весь Союз военное училище, поступали, мягко говоря, неправильно, - сказал он журналистам. - Но хорошо, что здесь создан лицей, который сегодня продолжает его славные традиции. Пообщавшись сегодня с лицеистами, я убедился, что скепсис по поводу будущего отечественных Вооруженных сил преждевременен. Эти ребята станут прекрасными офицерами и, уверен, своими личными качествами, своим профессионализмом смогут вернуть уважение и к украинской армии, и к украинскому флагу.

Судостроителям мешают поборы

КАК БЫ ни любили отдыхающие Крымский полуостров, а в отсутствие туристов все его проблемы обнажаются, как ветки дерева зимой. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, насколько плачевна экономическая ситуация в регионе. Но только опытный экономист может подсказать, что можно сделать, чтобы и в зимнюю пору жизнь на полуострове была достойной.

Планируя свою поездку в Крым, Сергей Тигипко прекрасно понимал, что его взору откроется не очень радужная картина. С другой стороны, слабо верится, что в таком красивом месте можно жить не просто плохо, а хуже некуда.

Автономная Республика - отнюдь не сонное царство, оживающее исключительно в курортный сезон. Крым живет своей особенной жизнью. И это порой сильно тревожит политиков и экспертов. Онито знают, в какой гордиев узел сплелись здешние проблемы. Но несмотря на все местные особенности, АРК - составная часть Украины. И тревоги жителей юга страны абсолютно совпадают с тревогами украинцев запада или востока.

- Везде пенсионеры получают одинаково нищенскую пенсию, - констатировал приехавший в гости к крымчанам политик. - Нигде сирота не может получить высшего образования, потому что у него нет денег. Ни на востоке, ни на западе, ни здесь, в Автономной Республике, малый и средний бизнес не может чувствовать себя свободно, потому что задавлен налогами и бесчисленными проверками. Понимание этого и желание исправить ситуацию в стране, самим заработать себе лучшую жизнь и должно объединить нас.

Наши яхты дешевле!

ФЕОДОСИЙСКИХ корабелов ОАО «Приморец» давно знают поклонники яхт класса «VIP». В цеху, где собирают мощные катера и моторные яхты представительского класса, - политическая карта мира. На ней фломастером проложены курсы кораблей, сошедших за 10 лет с момента рождения завода с его стапелей. Если проследить за пунктирными линиями, отмечающими курс, окажется, что детища приморцев уже не раз огибали земной шар.

- Какая красота! - не удержался от восторженных комментариев известный политик.

- Это уже седьмая по счету яхта нашего производства! - с гордостью заметил председатель правления Валерий Пивнев. - Все для частных заказчиков. Для того чтобы выйти на международный рынок, прошли лицензирование. Создали собственное проектно- конструкторское бюро.

Заказчиками крымских корабелов охотно выступают богатые яхтсмены Прибалтики, США и России.

- Главное достоинство наших судов в том, что они сделаны из цветных металлов - в основном из алюминия и дюралюминия. В сочетании с особенностями проектирования корпуса это делает яхту довольно быстроходной и устойчивой, - пояснил один из конструкторов Александр Высоцкий. - К тому же мы разрабатываем всю внутреннюю отделку судна. Тут уже все зависит от пожелания заказчика - любая порода дерева, любая мебель.

По качеству эта украинская продукция ничем не уступает известным мировым брендам, за которыми выстраиваются в очередь арабские шейхи и голливудские звезды. А ведь могли бы пойти на поклон и к украинским специалистам. В чем проблема? Кто мешает государству отрекламировать на мировом уровне отечественных производителей?

Кто вернет НДС?

ВАЛЕРИЙ Пивнев - бессменный руководитель «Приморца», добившийся признания своего детища на международном рынке, - с трудом сдерживает эмоции.

- Мы не хозяева здесь! Все небольшие производственные мощности арендуем у государственного предприятия «Море», которое ныне не работает. Но расширить их нам не дают. Сейчас делаем яхты длиной 24 метра. А могли бы - 36. И с гораздо большим водоизмещением. Однако поневоле приходится отказываться от заказов.

Кроме проблем с собственником цехов, есть еще закавыка государственных масштабов. Ведь предприятию для поддержки реноме надо работать с импортным сырьем и комплектующими. А его ни с того ни с сего лишили всех льгот, предусмотренных Законом «О поддержке судостроения ». В итоге после уплаты всех таможенных пошлин корабли, способные конкурировать с иноземными аналогами, возрастают в цене. Стало быть, заказы от этого не увеличиваются.

Третья проблема - невозвраты НДС - та же самая, на которую Сергею Тигипко в один голос жаловались машиностроители и металлурги Луганщины, Полтавщины, Донбасса, Приднепровья и других регионов Украины.

Четвертая беда у крымчан тоже общая с остальными - непрекращающиеся проверки всевозможных контролирующих организаций.

- Вздохнуть свободно невозможно! - возмущен председатель правления.

Самый коррупционный налог

- ТАКАЯ ситуация недопустима! - высказал свою точку зрения известный политик и экономист. - Экспортерам должен быть создан максимальный режим благоприятствования. Ведь в кризис они остались единственными поставщиками валюты для государства. Льготы, предусмотренные законом, следует немедленно вернуть. Налицо непонимание элементарного - только развивая высокотехнологичные производства, можно исправить структурные перекосы в экономике страны, которая сегодня импортирует преимущественно сырье и полуфабрикаты.

Что же касается НДС, по мнению лидера партии «Сильная Украина», это самый коррупционноемкий налог в государстве. От него необходимо отказаться либо кардинальным образом его реформировать, либо перейти к прямому налогу с продаж. Причем в случае перехода к налогу с продаж его можно превратить в мощный стимул развития технологий, установив для предприятий дифференцированную ставку.

Прощаясь, директор «Приморца » передал киевскому гостю папку с фотографиями шедевров феодосийских корабелов. Не как подарок, а чтобы донести их тревогу до властей предержащих.

- Спасибо! - поблагодарил тот. - Буду за вас воевать!

КСТАТИ

У страны - общая цель

О том, что роднит простых украинцев Крыма, Донбасса и Львова... Что нужно власти для спасения страны? Этот вопрос Сергею Леонидовичу задали и люди, собравшиеся в феодосийском Доме офицеров.

- Сила! - уверенно ответил он и добавил: - Однако эта сила не появится ниоткуда. Власть сильна пониманием цели. А она у нас с вами общая - вывести страну из кризиса. Кажется, что это даже невозможно. Я вас уверяю, выход есть!

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

Почему суда не ходят под украинским флагом?

✔ Он дорогой. Владелец, который держит суда под украинским флагом, должен платить, как и другие наши предприниматели, все те налоги (отчисления, сборы, пошлины), которые давно «загнали» половину экономики страны в тень.

✔ Он не дает ни малейших преимуществ судам даже в родных портах (последняя льгота для судов под украинским флагом - скидка в 20% на корабельный сбор при заходе в украинские порты была отменена в конце 2004 года).

✔ Он плохо защищает наши суда за рубежом. Он уже много лет значится в «черном списке» Парижского меморандума среди флагов самых небезопасных флотов мира (возраст-то многих судов флота просто «запредельный»). С учетом всего сказанного, по словам Сергея Тигипко, необходимо разработать комплексную государственную программу по привлечению инвестиций в отрасль и загрузке наших кораблестроительных заводов. Тем более что далеко ходить не надо. Николаевские верфи и Феодосийское госпредприятие «Море», что называется, под боком.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Тигипко: «НДС нужно отменить»

- Почти во всех странах мира судостроение имеет налоговые льготы. Это высокие технологии, а высокие технологии требуют поддержки государства. Также необходимо решить проблему с возвратом НДС предприятиям-экспортерам. В конце концов, мы должны отказаться от этого наиболее коррупционноемкого налога, поскольку он «душит» наших экспортеров, и заменить его на налог с продаж. Государство должно стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции. Задержки с возмещением экспортного НДС делают украинского производителя менее конкурентоспособным на внешних рынках.

Своя кожа ближе к телу

Продукцию украинских кожевенников используют известные во всем мире бренды. Государство должно помочь нашим специалистам отвоевать внутренний рынок.

СПУСТЯ 18 лет после обретения независимости Николаев хоть и перестал быть «закрытым» городом, работающим сугубо на морской флот, но лучше жить его жители почему-то не стали. Хотя и о стагнации тоже говорить нельзя. По количеству элитных бутиков он шагает в ногу со своими собратьями, городами- миллионниками. И в большинстве бутиков вам предложат прекрасную кожаную одежду и обувь ведущих итальянских брендов. Вот только кто выделывал эту самую кожу, продавец, естественно, не скажет.

Страна изысканной кухни и знаменитых кутюрье скромно умалчивает, что элитные сорта кожи, в которой щеголяют модницы половины мира, производятся всего в 75 километрах от Николаева, в Вознесенске, в цехах ЗАО «Возко».

Но, как ни люба их продукция иноземным покупателям, а вопрос сырья стоит остро. За день производство обрабатывает до трех тысяч коровьих шкур. А где их взять, если в Украине поголовье крупного рогатого скота неумолимо сокращается, а качество сырья все хуже и хуже? Приходится закупать импортное, а стало быть, возрастает и цена.

- Государство должно помочь своему легпрому отвоевать внутренний рынок. Здесь есть два пути. Первый - снижение налоговой нагрузки (предприятия получат оборотные средства, смогут конкурировать с импортом по цене), - уверен Сергей Тигипко. - Второй - ужесточение условий импорта продукции легпрома: запрет или повышение налоговой загрузки на импорт секонд-хенда, деятельное препятствование занижению таможенной стоимости товаров, повышение пошлин (предприятия получат внутренний спрос на свою продукцию). Например, в России за килограмм ввезенного секонд-хенда государство взимает 1,5 евро.

К тому же, по мнению Сергея Тигипко, отечественная легкая промышленность безнадежно отстает в маркетинге не только от западных, но и от белорусских и российских коллег. Немногие исключения в виде отдельных торгово-производственных домов (вроде «Михаила Воронина») погоды не делают. Развитие этой составляющей бизнеса государство должно стимулировать вплоть до налоговых льгот на рекламу и льготного кредитования данного направления.

Подготовил Игорь МАСЛОВ

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых