aif.ru counter
08.07.2009 18:12
23

Арсений Яценюк: «Защитить право выбора»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. АиФ в Украине 08/07/2009

Те, кто хотят нас посчитать

ПОХОЖЕ, мы рано успокоились. Были уверены, что демократия в нашей стране - навсегда, и ей ничего не угрожает. Нам казалось, что попытка двух политических кланов - БЮТ и Партии регионов - объединиться и изменить Конституцию ради сохранения своей власти не удалась, и народ в Украине попрежнему будет решать, кому и как руководить. Мы думали, что сумели остановить ползучий антиконституционный переворот. Но недооценили, насколько эти люди боятся потерять власть и на что готовы пойти ради ее сохранения.

Прямые президентские выборы - вот главный инструмент демократии в нашей стране, едва ли не единственная возможность народа влиять на власть. И это право у нас снова хотят отобрать. Отобрать еще циничнее, еще грубее, чем при недавней попытке изменить Конституцию. 1 июля 2009 года на внеочередном заседании Верховной Рады 366 депутатов проголосовали за проект изменений в Закон Украины «О выборах Президента Украины», который был подготовлен ведущими юристами Партии регионов, БЮТ и «Наша Украина - Народная Самооборона». В чем суть этих изменений? Если коротко - те, кто сегодня контролируют власть в стране, хотят провести выборы по своим правилам. Эти правила просты и известны еще со времен «вождя всех народов» И. В. Сталина: «Не важно, как голосуют, важно, как считают результат ». Посмотрим, как ПР и БЮТ собираются организовать «правильный» подсчет наших голосов.

В новой редакции закона предлагается изменить порядок формирования избирательных комиссий всех уровней. Таких уровней два - участковые и окружные комиссии. Они будут формироваться так, что подавляющее большинство членов комиссий будет назначаться только по квоте парламентских фракций. К примеру, по закону, в состав окружной избирательной комиссии входит 15 человек. В каждой такой комиссии обязательно должно быть по два человека от партии, у которой есть парламентская фракция. Таких партий пять - ПР, БЮТ, НУНС, КПУ и Блок Литвина. Нехитрая арифметика (5х2=10) показывает, что подавляющее большинство в комиссиях, а значит, и полный контроль над избирательным процессом и подсчетом голосов на местах, окажется в руках тех, кто и так контролирует нынешнюю власть, кто участвовал в конституционном заговоре.

Считаем дальше. Оставшиеся места в комиссиях - заведомое меньшинство - будут распределяться среди представителей зарегистрированных кандидатов по жребию. Например, в окружной избирательной комиссии таких мест будет всего пять (15- 10=5). Это значит, что даже при нынешнем числе претендентов на президентский пост представители, например, Арсения Яценюка попадут в лучшем случае в треть участковых избирательных комиссий. А ведь таких кандидатов будет еще больше. Вот вам и равные права в контроле над ходом выборов и подсчетом голосов!

Но этого для ПРиБЮТ оказалось мало. В новой редакции избирательного закона меняется порядок принятия решения по итогам голосования.

Во-первых, если кто-либо из членов комиссии отказывается подписывать итоговый протокол подсчета голосов, то это никак не влияет на его легитимность. Это значит, что большинством голосов членов комиссий от парламентских фракций избирательная комиссия может признать действительными любые результаты голосования, с какими бы нарушениями они ни прошли. При этом мнение представителей кандидатов, не имеющих парламентских фракций, по сути, ничего не меняет. Так же легко сорвать заседания комиссий на тех участках, где результаты голосования не будут устраивать парламентские партии. Представители фракций в комиссиях могут просто не явиться на заседание.

Во-вторых, особое мнение членов комиссий от непарламентских кандидатов не вносится в итоговый протокол подсчета голосов, а прилагается на «отдельном листе». Можно только представить, сколько таких «отдельных листов» с замечаниями несогласных членов комиссии будет потеряно по дороге в вышестоящие избирательные комиссии!

Дальше - больше. Если в действующей редакции закона предусмотрена возможность обжаловать в суде нарушения в ходе выборов и при подсчете голосов, то в новой редакции фактически исключена возможность оспаривания протоколов избирательных комиссий в суде. В новой редакции закона те, кто будут «считать», решили последнее слово оставить не за судом, а за Центральной избирательной комиссией.

ЦИК получает поистине неограниченные полномочия. Она может снимать кандидатов в президенты с выборов по собственному усмотрению и без рассмотрения в суде - хотя по действующему закону апеллировать можно было в Верховный Суд. Любой протокол территориальной избирательной комиссии нельзя оспорить нигде, кроме ЦИК. И вот она, последняя капля: ЦИК не рассматривает никакие жалобы по поводу организации избирательного процесса в день голосования и после него. Это значит, что практически невозможно оспорить результаты голосования по территориальному округу, какие бы нарушения там ни происходили. Те, кто считают, всегда окажутся правы.

Напомню, что члены ЦИК у нас хотя и вносятся по представлению президента, но назначаются парламентом и согласовываются с представителями всех фракций. Значит, как бы мы с вами ни голосовали, считать будут те, кто представляет интересы пяти парламентских партий. Никаких сомнений не остается - несколько человек, которые сегодня контролируют фракции Верховной Рады, хотят контролировать и наш с вами выбор. Это жирная точка и полный абзац.

Таков законопроект, при помощи которого БЮТ и ПР, а также стоящие за этими партиями олигархи, хотят изменить правила будущих президентских выборов. Их хотят провести в соответствии с договоренностями Юлии Тимошенко и Виктора Януковича. Большинство изменений в законе почти дословно совпадают с положениями об избирательной системе той редакции Конституции, которая готовилась к голосованию в парламенте при создании широкой коалиции ПРиБЮТ. Вывод очевиден - две мегафракции ВР продолжают проведение в стране антиконституционного переворота с целью создания собственной монополии на власть. Монополии, которая ничем не ограничена. Уничтожается сам принцип разделения властей. Представьте, что президент своим указом формирует большинство в избирательных комиссиях при выборах в Верховную Раду и в этих выборах участвует президентская партия. Понятно, что она займет достойное место. Как бы на все это реагировали другие партии?

Как мы можем защитить свое право выбора? Если закон будет принят, я сделаю все, чтобы внести представление в Конституционный Суд - его нормы должны быть признаны неконституционными. Пока же закон не принят - а он прошел только первое чтение - надо обращаться к европейцам, к Большой восьмерке, в ОБСЕ и в Совет Европы. Надо объяснять, что новая редакция закона - это неприкрытая попытка системной и радикальной фальсификации выборов. Если нам не удастся помешать принятию ПРиБЮТовских правил проведения выборов, то остается один выход - всеми силами и средствами поднять украинский народ против тех, кто готов «правильно » посчитать.

Арсений ЯЦЕНЮК

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых