aif.ru counter
22

Кто за главного?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ в Украине 21/05/2008

В поисках баланса

-                        СЕГОДНЯ цели реформирования все толкуют, как хотят, а как была сформулирована задача и какой ее видит сам НКС?

-                  Задача четкая и очень ясная: подготовить новую редакцию Конституции Украины, которая должна дать ответы на текущие проблемы государственного устройства, организации власти, заложить эволюционную перспективу для страны. Должны быть созданы условия, при которых наша правовая система и система организации власти, уровень защиты конституционных прав граждан и все демократические институты, непосредственно зафиксированные в Конституции, отвечали бы стандартам европейского общества. Это главная задача. Подчиненная ей цель состоит в том, чтобы на основе анализа нашего внутреннего опыта смоделировать систему власти, которая бы не допускала возможности возникновения политических кризисов из-за особенностей функционирования политических институтов.

-                   И как же это можно сделать?

-                 Рабочая группа увидела организацию власти в развитии системы сдерживания и противовесов, при которой президент получает право назначать глав независимых регуляторных и надзорных органов с согласия Сената, т.е. верхней палаты парламента. При этом усиливается  независимость  правительства, проявляющаяся в том, что президент сможет отменять его акты только по вопросам безопасности, обороны и внешней политики, и не будет назначать «своих» министров.

-                 А зачем Украине понадобился сенат?

-                            Мы стремились к политической структуризации парламента, при которой партии бы несли политическую ответственность за свою работу. В нынешней системе партии отчасти выступают как политические корпорации. В связи с этим возникает вопрос: всегда ли их корпоративные нужды соответствуют национальным? В двухпалатной системе верхняя палата должна обеспечить равное представительство всех регионов, она будет формироваться по принципам мажоритарной избирательной системы - тогда она сможет создать противовес и гармонию нижней палате. Национальное собрание (нижняя палата) принимает законы, формирует правительство, в ней сосредоточена партийная политическая ответственность, а сенат будет представлять интересы регионов и получит право ве-тирования законов, а также право согласовывать упоминаемые назначения.

-                 У Совета был только один проект реформы?

-                     Нет, на заседаниях рабочей группы рассматривалось несколько проектов. Одни высказывались за президентскую республику. Другие - за развитие существующей системы дуализма за счет улучшения отдельных процедур и элементов. Были и радикальные: например, фракция БЮТ предлагала перейти к парламентской форме правления. Но все-таки рабочая группа предпочла доктрину развития системы противовесов в организации власти.

-                         Во главу угла все-таки ставится четкое разделение функций?

-                 Первые реформаторы рассчитывали, что мы сможем без этого разделения обойтись: решать каждую проблему путем достижения консенсуса, помнить об общей политической ответственности перед нацией, ответственности политиков... Не работает это.

Предполагалось, что это не работает, только когда премьер и президент - антиподы. Но страна пережила серьезный политический кризис, прошли досрочные парламентские выборы, мы получили вроде бы однородную власть. Но оказалось, что даже при таком положении вещей возможны конфликты. Теперь -внутрикоалиционные, конкурентные.

Тест на соответствие

-                              В ДОКУМЕНТЕ есть какие-то сюрпризы?

-                     Оппоненты ждали, что в проекте появятся изменения, которые усилят

полномочия президента. Предполагали даже, что за Конституцию будут голосовать на референдуме. Но ничего подобного не произошло. Признавая, что для реализации реформ президентская форма правления эффективнее, президент согласился, что стране выгодно развитие системы сдерживаний и противовесов. Поэтому он высказался также против парламентской формы правления, потому что на самом деле партии, работающие в нашем парламенте, пока не соответствуют требованиям, которые предъявляются к зрелым политическим силам европейского образца.

-                                Насколько перспективен проект реформы от НКС?

-               Я думаю, он должен быть направлен в Венецианскую комиссию - для нас очень важна реакция европейского сообщества. К тому же это соответствует европейской традиции: государства представляют проекты своих конституционных    изменений    на внешнюю экспертизу в Совет Европы. Уверен, что мы получим положительный ответ, ведь предложение НКС основано на развитии системы балансов, а это - европейская практика. Кроме того, проект содержит отказ от императивного мандата, лишает прокуратуру права проводить следствие, оставив за ней функцию контроля над его осуществлением.

В любом случае в Верховную Раду будет подан документ, уже рассмотренный в Европе. Теоретически он должен вызвать позитивную реакцию всех политических сил - мне сложно предположить, что, собственно, в нем можно критиковать. Да, можно сказать: нам это не нравится, мы хотим больше власти, зачем нам себя в чем-то ограничивать? Но с трибуны этого не скажешь.

Беседовала Анна НЕСТЕРОВА

Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых