aif.ru counter
18.02.2008 21:41
16

Два премьера - две экономики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ в Украине 13/02/2008

Тимошенко: поддержка потребителя

ПО СЛОВАМ эксперта Национального института стратегических исследований Сергея Киселева, условно политику Юлии Тимошенко можно представить в виде треугольника, в основах которого, во-первых, лежит опережающий рост доходов населения. Во-вторых - развитие свободной конкуренции на рынках. Третьим «углом» политики Тимошенко эксперт назвал попытку решить проблему взаимного доверия населения и власти.

Итак, первый пункт - рост доходов населения. Этот фактор интересен, прежде всего, тем, что он увеличивает внутренний рынок, порождая на нем дополнительный спрос. Так, в основе экономического роста, который наблюдался в Украине в 2006-2007 гг., по мнению экономистов, было две причины. Во-первых, это высокие цены на мировых рынках металла (а черная металлургия - наш основной экспортер). Во-вторых - рост внутреннего рынка, который достигался не только расширением кредитования населения, но и реальным ростом доходов граждан. А эти доходы росли, в том числе, и в результате активной социальной политики правительства Тимошенко в 2005 г.

Основные риски здесь - это опасность инфляции. А также то, что доходы населения будут расти значительно быстрее, чем производительность труда. И украинцы будут жить «не по средствам».

Второй пункт - развитие конкуренции на рынках. Судя по всему, по мнению премьер-министра, именно расширение конкуренции - это основное лекарство от инфляции. В отличие от многих правительств, для правительства Тимошенко приоритетом является поддержка не производителя, а потребителя - т. е. населения. А вот к производителю Юлия Владимировна относится жестко: или ты справляешься сам, или тебя вытеснят с рынка. Никаких госдотаций, никаких льгот. Честная и свободная конкуренция. Исключение из этого правила пока составляют шахтеры и аграрии. Подтверждением такой политики является сокращение дотаций госбюджета на многие близкие к власти отрасли и предприятия, курс на прозрачную приватизацию, отказ от посредников на рынке газа. И, конечно, вступление Украины в ВТО.

Основной риск здесь - сокращение производства в некоторых отраслях экономики Украины, расширение импорта. В то же время импорт даст потребителям более качественные товары. Конкуренция также подстегнет и украинского производителя к улучшению и удешевлению своих товаров.

Третий «угол» треугольника экономической политики нового правительства - это восстановление взаимо-

доверия граждан и власти. Любая реформа - начиная от налоговой и заканчивая реформой жилищно-коммунального хозяйства - обречена на неудачу, если население продолжает не доверять государству. Возвращение вкладов по Сбербанку СССР можно рассматривать именно как попытку государства восстановить доверие украинцев.

Янукович: поддержка производителя

СРАЗУ уточним - не всех производителей, а основных экспортеров. В большей степени, металлургов. В меньшей - тяжелого машиностроения, химической отрасли. Прежде всего, эта поддержка обеспечивается всевозможными налоговыми льготами (в т. ч. через свободные экономические зоны), протекционизмом, завышенным курсом доллара по отношению к гривне. В 1990-х эти предприятия вообще напрямую дотировались из бюджета, что вело к неимоверным размерам инфляции в 1992-1994 гг.

Идет поддержка и угольной отрасли. Но вот только от этой поддержки выигрывают не столько шахтеры, сколько металлурги и энергетики. Ведь 43,3% всего бюджета угольной

отрасли - это покрытие себестоимости угля. Соответственно, металлургические заводы и энергетические компании могут покупать дешевый уголь.

Плюс этой политики в том, что наши основные экспортные товары хоть и низкокачественные, но дешевые. А потому и относительно конкурентоспособные на некоторых внешних рынках. К тому же обеспечивается серьезный приток валюты в страну.

Минусы этой политики - во-первых, низкая покупательная способность населения. Его доходы растут, но, как правило, накануне выборов. Во-вторых, низкая конкуренция на внутреннем рынке. Как результат - низкое качество товаров, неэкономное потребление ресурсов. Прежде всего газа, нефтепродуктов, электроэнергии - на один и тот же произведенный товар украинские предприятия тратят в 2-3 раза больше энергоносителей, чем польские.

Главная опасность такого сценария - в нем мало места для реального прогресса. У экономистов существует термин «голландская болезнь экономики» - когда государство сидит на экспорте низкокачественных товаров (нефть и газ, как у России, бананы, как у Эквадора, или металл, как у Украины) и у него нет стимулов развивать высокотехнологичные отрасли. Заметьте, в XX веке страны, у которых нет серьезных полезных ископаемых (например, Финляндия, Япония), развивались намного интенсивнее, чем те, у которых эти запасы были.

К тому же государства со слабым внутренним рынком, экономика которых направлена на низкокачественный экспорт, как правило, менее демократичны. Поскольку они в меньшей степени зависимы от своих граждан (а также от налогов, которые они платят), а в большей - от экспортной выручки. Примеров у этого правила много: Китай (главный поставщик низкокачественного экспорта в мире), богатые нефтью Россия, страны Средней Азии и большинство арабских государств.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых