aif.ru counter
23.01.2008 16:15
18

С больной булавы на здоровую

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ в Украине 23/01/2008

Артподготовка

Новый закон о Кабинете министров, подготовленный в недрах Секретариата президента, призван вернуть Виктору Ющенко полномочия, отобранные ранее Януковичем и Тимошенко. Первый замглавы Секретариата Александр Шлапак настаивает на сбалансированности проекта: «Мы все пережили определенное время противостояния, учли научный опыт. По нашему мнению, законопроект представляет собой наиболее взвешенную комбинацию власти между парламентом, правительством и президентом. Этот законопроект максимально отвечает действующей на сегодня Конституции».

Совсем другого мнения придерживается Юлия Тимошенко. По словам премьер-министра, «президент предложил закон о Кабмине, который наращивает его полномочия и сокращает полномочия правительства. Мы будем изучать этот законопроект и будем вести с президентом диалог для того, чтобы принять этот закон. Я думаю, что он должен в первую очередь соответствовать Конституции Украины».

Дьявол в деталях

Хотя законопроект Банковой на 90% повторяет ныне действующий закон, существенных отличий немало. Среди принципиальных вопросов - расширение возможностей президента влиять на кадровую политику в государстве. В частности, предлагается новый порядок назначения премьер-министра, назначение и освобождение министров иностранных дел и обороны.

Самое главное: согласно новому законопроекту, президент получает право отклонять кандидатуру премьер-министра, предложенную парламентской коалицией. Причем в законе не содержится четкого перечня оснований, которые позволяют президенту принять такое решение. В тексте говорится о «случаях, предусмотренных Конституцией». Как известно, именно ссылаясь на Конституцию в апреле прошлого года Ющенко распустил Раду. Так что теперь, если этот закон утвердят, президент получит право под любым предлогом заблокировать любую неудобную кандидатуру и возможность диктовать свои требования коалиции.

Показателен также пункт об обязательном согласии всех депутатов, входящих в коалицию, с кандидатурой премьер-министра. По сути, это узаконивание недавней практики шантажа, который верные Балоге и Ющенко применили к Тимошенко во время подписания коалиционного соглашения. В таком случае, президенту достаточно иметь десяток суперлояльных депутатов, чтобы заставить кандидатов в премьер-министры брать на себя нужные главе государства обязательства.

Кроме того, Секретариат желает лишить премьер-министра права «направлять, координировать и контролировать деятельность министров, глав других центральных органов власти и глав МДА, правительства Крыма». То есть премьер попросту становится «английской королевой» - все решения правительства будут приниматься по прямой указке из приемной президента или главы его канцелярии.

Относительно глав МИД и Мин-обороны закон предусматривает полную независимость от премьера или коалиции, поскольку представление об их освобождении вносится или лично президентом, или премьером по согласию президента.

Дальше закон практически выводит из-под контроля Кабмина глав местных государственных администраций. В частности, изымается положение о способности правительства отменять решения губернаторов. Они же дают согласие на назначение руководителей территориальных управлений всех министерств, в том числе глав местных налоговых администраций и МВД. Подобная неформальная практика существовала во времена Кучмы. В результате это приводило к образованию настоящих «удельных княжеств», когда губернатор контролировал бизнес и партии. Если эти полномочия возвратить губернаторам, они опять превратятся в самоуправных сатрапов.

В формальность превращается процедура контрассигнации премьер-министром актов президента. Тимошенко теряет возможность блокировать решения СНБОУ, чем иногда занимался Янукович. Кроме того, именно Совет нацбезопасности, согласно проекту, руководит деятельностью правительства в вопросах национальной безопасности и обороны. Поскольку понятие «национальная безопасность» согласно закону определяется чрезвычайно широко, это создаст ситуацию, когда в стране будут работать два параллельных правительства.

А дальше?

В принципе, большинство новаций Секретариата, кроме тех, которые касаются ограничения прямых полномочий главы правительства и отделения губернаторов от вертикали власти, вполне укладываются в положения действующей Конституции. Однако они практически лишают Тимошенко способности принимать самостоятельные решения. Поэтому можно прогнозировать начало жесткой борьбы за власть между президентом и премьером.

Вполне возможно, что Ющенко хочет получить новый закон о Кабмине в обмен на согласие утверждения программы деятельности правительства, что предоставит Тимошенко годичный иммунитет от отставки. Со своей стороны, премьер-министр, скорее всего, считает, что полностью отдала долг Ющенко, когда согласилась назначить членов его окружения министрами и увеличила расходы на содержание президента на полмиллиарда гривен - до 1,4 млрд. Если же президент будет настаивать на изменениях, а Тимошенко упорствовать, коалиция окажется под угрозой распада.



Аргументы и факты в Украине

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых