64

Переговоры: все против всех

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ в Украине 31/10/2007

Смешались в кучу кони, люди...

С одной стороны, еще в феврале между «Нашей Украиной» и БЮТ было подписано коалиционное соглашение, в котором закреплялся принцип внесения кандидатуры премьер-министра той силой, которая на выборах наберет больше голосов. С другой, уже в октябре президент и глава его Секретариата в дуэте исполняют партию о необходимости объединения страны и примирения бывших соперников из Партии регионов. С третьей, еще в августе они же прямо обвиняли «регионалов» в политической коррупции, подкупе оппозиционных депутатов и дискредитации парламентаризма.

Не меньше абсурда и в заявлениях лидера БЮТ. То Тимошенко обещает привлечь в свое правительство «регионалов» на посты замминистров во всех министерствах, а новому главе оппозиции обещает даже пост вице-премьера по контролю над действиями власти. То ее советник Николай Томенко уже обвиняет главу Секретариата Виктора Балогу и секретаря СНБОУ Ивана Плюща в создании «неформальной» коалиции с Партией регионов. Хотя с объективной точки зрения, именно БЮТ инициировала такие переговоры.

Не много смысла и в посланиях Партии регионов. Экс-пресс-секретарь и доверенная особа Виктора Януковича Анна Герман заявляет, что «оранжевые» через несколько месяцев самоуничтожатся и тем самым подготовят почву для формирования «широкой коалиции». В то же время сам Янукович заявляет, что готов работать премьер-министром или оставаться в оппозиции до новых выборов и контролировать каждый шаг «оранжевых» в «теневом Кабмине».

Как здорово, что все мы здесь...

Что же ждет страну, если вдруг реализуются все самые дикие политические мечты главных фигурантов? Попробуем пофантазировать.

Начнем по порядку - с президента. Итак, неким чудесным образом в первые 30 дней работы парламента коалиция не создается. Это дает право Виктору Ющенко, на основе п1. ст.90 Конституции, угрожать Раде очередным роспуском (хотя та же статья запрещает ему это делать в течение года). Часть депутатов поддерживают главу государства, требуют назначить временное правительство и объявить референдум по принятию новой Конституции. По счастливому стечению обстоятельств в парламенте возникает ситуационное большинство, которое избирает спикером Секретаря СНБОУ Ивана Плюща и вносит изменения в закон о Кабмине, по которому президент де-факто становится главой правительства и может хоть каждый день назначать нового исполняющего обязанности премьер-министра. Им становится Юрий Ехануров, а его первым замом - ближайший соратник Рината Ахметова Борис Колесников. Тем временем, под шум готовящегося референдума и протестов БЮТ на Майдане проводится приватизация «Укртелекома», оставшихся ТЭС и облгазов, в которых побеждают кипрские офшоры, почему-то связываемые прессой с Ахметовым. В середине года в разгар отпусков благодаря голосам юго-восточных регионов на референдуме принимается новая редакция Конституции, главной фишкой которой является перенос очередных президентских выборов на 2012 год. «Широкая коалиция» в действии...

Однако не исключен и совсем другой вариант развития событий, который больше устраивает Виктора Януковича. Так, голосование по кандидатурам Кириленко и Тимошенко проваливается из-за нехватки 6-8 голосов. «Оранжевой коалиции» не существует, даже наоборот: де-факто существует пропремьерское большинство. Виктор Янукович проводит ультимативные переговоры с Секретариатом президента, в результате которых появляется новый Универсал национального прорыва. Равные шансы стать спикером при Януковиче-премьере имеют Литвин и Плющ. Все будет зависеть от того, смогут ли Ющенко и Балога обеспечить более 20 голосов «нашеукраинцев» при утверждении Януковича премьер-министром. В пакет договоренностей будет включена реформа Конституции, по которой отменяется императивный мандат и вводится избрание президента в парламенте.

Губернаторами в 10 юго-восточных областях становятся ставленники Партии регионов, а во втором полугодии президент соглашается отдать «регионалам» и кресла губернаторов центральных областей, чтобы решить проблему стремительно растущего рейтинга Тимошенко. В экономическом плане страна завершает вступление в ВТО и достигает договоренностей с Россией о фиксации цены на газ до 2012 года в обмен на продление договора по Черноморскому флоту до 2050 года и полную отмену арендной платы.

На третий вариант развития событий надеется Юлия Владимировна. По ее сценарию при первом же голосовании ее кандидатуру на пост премьер-министра поддерживает фракция Литвина в полном составе и даже часть депутатов Партии регионов. После этого она может практически не считаться с «людьми Ющенко» во фракции НУ -НС, количество которых сокращается до 10-12 человек. Парламент и правительство под ее руководством начинают широкомасштабную раздачу слонов. Литвин становится любимым спикером премьер-министра и организовывает любые голосования по звонку Юлии Владимировны. Александр Турчинов на следующий день становится главой Секретариата президента, а Балога переводится на дипломатическую работу в специально созданное посольство в Новой Зеландии. Указы Ющенко после этого выходят преимущественно с использованием факсимиле. Сам президент проводит внезапно увеличившееся свободное время за границей и на «стройках века». Поэтому в награду за лояльность премьеру Порошенко становится главой Нацбанка и проводит жесткий курс на укрепление гривни. Люди из «Привата» И. Коломойского возглавляют Фонд госимущества и Антимонопольный комитет, после чего начинаются громкие расследования незаконной приватизации промышленных объектов в Днепропетровской, Донецкой и Луганской областях. Главы силовых ведомств (МВД, СБУ, Генпрокуратуры, Минобороны), назначенные по квоте Ющенко, к середине следующего года переходят на сторону премьер-министра. Даже Гриценко соглашается с идеей Тимошенко отменить призыв уже с сентября 2008 года.

* * *

На первый взгляд все три варианта кажутся невероятными. При этом, все три сюжета мы составили на основании анализа всего того, что было сказано и сделано тремя лидерами после выборов. Главная опасность не в том, что Тимошенко, Ющенко и Янукович хотят остаться или вернуться во власть. В конце концов, это их прямая «обязанность» как политиков. Проблема в том, что все три сценария настолько противоречат друг другу, что в любом случае проведение эффективной политики становится практически невозможным. И этого уже никакими досрочными выборами не исправить.

Петр РИВНЫЙ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых