39

В. Пинзеник: «Ложь - это не инструмент высшего чиновника»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ в Украине 18/07/2007

Рекламная война

- Виктор Михайлович, вы очень критично оцениваете успехи, которыми гордится нынешнее правительство, - почему?

- Знаете, я человек терпеливый, многое принимаю с пониманием, но очень не люблю ложь, а проще говоря - брехню. Когда Партия регионов через рекламу начала убеждать народ поверить в «результативность» правительства Януковича, я вспомнил их предвыборный ролик 2006 года, где обещали «улучшить жизнь уже сегодня». PR, если он, конечно, не «черный», - это удачное представление рекламируемого. Но если с экрана нас убеждают в существовании того, чего на самом деле нет, это называется совсем другим словом - брехня. Она подобно ржавчине разъедает старые конструкции «новой» власти, прикрывая нелицеприятную правду: возвращение коррупции, «откатов», тенезацию экономики, игнорирование интересов общества. На фоне реальных зернового и бензинового кризисов, правительство Януковича создает виртуальную, телевизионную реальность своих псевдодостижений. Недопустимо, чтобы людей так бессовестно обманывали державные мужи наивысшего уровня.

- Это звучит слишком абстрактно. В чем конкретно вы видите обман?

- Давайте остановимся на наиболее резонансных заявлениях о «результативной» деятельности правительства Януковича. Первое: «Правительство Януковича обеспечило неслыханный рост ВВП». Положив руку на том отчетов Госкомстата, утверждаю: ВВП в Украине растет с начала 2006 года, т.е. трудами предыдущего правительст-ва. В 2007 году, при Януковиче, реальные темпы роста внутреннего валового продукта замедлились. Нынешнее правительство часто вспоминает о своих достижениях 2004 года - но на показатели ВВП тогда повлиял фиктивный экспорт, подогнанный под аморальное возмещение «черного НДС». То же самое происходит и теперь: на границе оформляются таможенные декларации, экспорт якобы осуществляется, а никакого пересечения границы  нет. Зато отчеты об этом «экспорте» улучшают показатель ВВП. Вот какими «достижениями» хвалится сейчас Кабинет Януковича. Второе: «Правительство повысило зарплаты». На самом деле зарплаты поднялись благодаря досрочным выборам. Более того, в достижении этой цели правительству ничто не мешало. Наоборот, на чем настаивали Блок Юлии Тимошенко и президент? Повысить социальные выплаты еще с января 2007 года. Это было бы логичным продолжением социальной политики предыдущих правительств. Вместо этого правительство Януковича отказалось в начале года увеличивать зарплаты и пенсии, ссылаясь якобы на отсутствие финансов. Средства  при этом были - это был ресурс бюджета от реальной базовой цифры ВВП. Госкомстат потом подтвердил, что базу ВВП в Бюджете-2007 заложили заниженную. Теперь, перед выборами, увеличивая расходы бюджета на 38%, правительство отказалось на том же уровне повысить и зарплаты с пенсиями. В результате минимальная зарплата и минимальная пенсия не только не увеличились, но даже уменьшились.

«Проедание»  для развития

- А разве правительство не вынуждено было наделать государственных долгов ради сбора средств на социальные расходы?

- Это тоже неправда. Ресурс для повышения зарплат и пенсий существовал еще во время принятия Бюджета-2007 - это сознательно заниженная правительством база ВВП. А бессмысленное одалживание денег за границей - это пагубная долговая политика, которая сводит на нет стратегические намерения и успехи правительства Тимошенко. Напомню: за полтора года, начиная с 2005-го, государственный долг был уменьшен на 11 млрд. грн.

- Допустим, но изначально правительство Януковича стояло на принципах  формирования инвестиционного бюджета развития, а не «проедания», в этом ведь обвиняют правительство Тимошенко? 

- Правительство Януковича называет инвестициями финансирование из госбюджета частного бизнеса избранных лиц. Оно пытается возобновить так называемые свободные экономические зоны, которые якобы благоприятствуют инвестициям. На самом деле трудно придумать лучшую налоговую лазейку: можно не платить налоги в бюджет и получать сверхдоходы за счет всего общества. Статистика показывает, что инвестиции в экономику возросли именно после закрытия СЭЗ в 2005 году. А называть «проеданием» увеличение социальных расходов некорректно, потому что полученные средства люди вкладывают в экономику. У меня, например, вызывает сомнение такая «прекрасная» инвестиция, как продажа за копейки «Лугансктепловоза». И уж точно не стимулирует, а наоборот, убивает предпринимательст-во и экономику печально известное невозвращение НДС по Украине и возмещение его сверх плана только избранным регионам.

- На этом список сомнительных достижений правительства заканчивается?

- Нет, почему же. Есть еще один лживый тезис: «У правительства какие-то особенные отношения с Россией, чтобы влиять на цену газа для Украины». Я много раз высказывал свою позицию насчет «газовых» договоров 2006 года. Но если цену в 90 долл. за 1 тыс. кубометров действующее правительство называло слишком высокой, то теперь она составляет 130 долл. Напомню, при Тимошенко цена газа не превышала 50 долл. Более того, правительство Януковича перенесло на осень переговоры с Россией о новой цене на газ, и собирается провести их после выборов. Очевидно, информация неутешительная - и отстоять интересы Украины не помогают даже некие «особенные» отношения с Россией.

Деньги сегодня, выборы - завтра

- Вы не преувеличиваете грехи правительства Януковича?

- Я затронул лишь небольшую часть той лжи «правительства профессионалов», которая потоками выливается на наши головы. Во второй части рекламного ролика Партии регионов дана информация о некомпетентности предыдущих правительств. Я не собираюсь сносить это молча и считаю необходимым напомнить принципиальную концептуальную разницу между двумя предыдущими правительствами, где я работал министром финансов, - Тимошенко и Еханурова - и новым-старым правительством образца 2004 и 2007 годов - правительством Януковича. Состоит она в базовых ценностях, методах и соответствующей результативности. Правительству Тимошенко  предшественники оставили в бюджете «дыру» в 33 млрд. грн., и мы месяц молча искали решение, а когда нашли - вышли к людям и сказали: деньги есть. Кабмин Тимошенко не только нашел средства для баланса бюджета, а и на 70% увеличил социальные выплаты, в том числе и ввел помощь при рождении ребенка в 8,5 тыс. грн. В тех условиях это была реальная, а не виртуальная, как у нынешнего правительства, результативность. Думаю, сам за себя говорит также тот факт, что правительство Тимошенко поднимало зарплаты после выборов, а нынешнее правительство - перед выборами, как и в 2004-м, - доплаты к пенсиям.

- А где вы тогда нашли деньги, если в бюджете была «дыра» в 33 млрд. грн., а внешних займов правительство Тимошенко не делало?

- Правительство Тимошенко закрыло «свободные экономические дыры» - те самые СЭЗ, которые за счет бюджета развивали чей-то частный бизнес, дискриминировали остальных предпринимателей и отпугивали инвесторов.  Мы впервые сократили государственный долг Украины, дав государству большую финансовую независимость. Шли навстречу предпринимательст-ву. Работали над упрощением процедур открытия и ведения бизнеса, над введением «единого окна», уведомительной системы оплаты налогов  вместо разрешительной, над созданием информационной базы финансов Украины. Многое, конечно, не успели. Главное, что нам удалось: мы с нуля запустили в работе Кабмина принципы открытости, честных правил игры, уважения к человеку. Стремились эти принципы спроецировать на экономику.

- И конечно, ваши преемники все это растеряли?

- Принципы и приоритеты Кабмина с приходом правительства Януковича  изменились буквально в первые дни после ротации правительств. Но ложь - это не тот инструмент, которым должны пользоваться высшие чиновники. Люди имеют право и должны знать правду, чтобы адекватно оценивать происходящее в стране.

Подготовила Ольга ПЕРОВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых