aif.ru counter
18.01.2007 11:09
11

В. Янукович: вся власть - Кабмину

Преодоление президентского вето и принятие закона о Кабинете министров легализовало концентрацию власти в руках Виктора Януковича. Президент уже пообещал оспорить новый закон в Конституционном суде. А пока «суд да дело» у премьера есть время воспользоваться полномочиями и для подавления противников, и для повышения своего рейтинга. Обозреватель «АиФ» Петр РИВНЫЙ попытался оценить, что хорошего и что плохого принесет новый закон о Кабмине.

Сильные стороны

Новый закон совмещает как крайне либеральные нормы, так и весьма авторитарные. Например, стать членом Кабинета министров теоретически легче, чем народным депутатом. На должность министра могут претендовать около 30% граждан страны: люди с высшим образованием, владеющие украинским языком, и не имевшие судимостей. С другой стороны, на членов Кабинета министров не распространяется законодательство о госслужбе и трудовое законодательство. Это означает, что отставку любой экс-министр уже не сможет опротестовать через суд. Теперь Верховной Раде достаточно опять отправить Бориса Тарасюка в отставку, чтобы окончательно избавиться от докучливого политика.

Главная идея закона - в перечне полномочий главы правительства. Премьер получает право отменять решения отдельных министерств, только по его представлению Кабинет министров может назначать руководителей таких органов, как налоговая администрация, таможенная служба, госкомитеты по материальному резерву, земельным и водным ресурсам, Пенсионный фонд, а также первых и простых заместителей всех министров. Фактически, эти полномочия попадают в руки «серого кардинала» - начальника службы премьер-министра Сергея Левочкина.

По закону, Кабмин усиливает контроль над местными органами власти. Пока «регионалы» мирятся с тем, что окончательное слово в кадровых вопросах по назначениям и увольнениям глав администраций остается за президентом. Но в остальном администрации связаны по рукам и ногам решениями Кабинета министров относительно структуры и фонда оплаты труда чиновников. За Кабмином закреплено право отменять любые решения глав госадминистраций. В то же время статья 22 предполагает передачу отдельных полномочий правительства местным госадминистрациям вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Таким образом, Кабмин сигнализирует местным элитам, что за проявление лояльности Януковичу они получат существенные бонусы, а противодействие породит жесткий административный прессинг, постоянные проверки и взыскания. Кроме того, по статье 24 Кабмин полностью перехватывает контроль над Советом министров Крыма. Хотя по Конституции главу крымского правительства можно назначить или уволить по согласованию с президентом, Кабмин будет контролировать каждый шаг Совета министров.

Слабые стороны

Ряд положений нового закона о Кабинете министров противоречит Конституции и здравому смыслу. Во-первых, статья 3 содержит пункт, согласно которому не допускается неправомерное вмешательство любых органов или должностных лиц в деятельность правительства. В то же время не указано, как и, главное, кем определяется эта «правомерность» или «неправомерность». Это означает, что даже решения судов или прокуратуры, обязанных следить за соблюдением закона, могут просто объявляться «неправомерными» и игнорироваться Кабмином. То есть правительство находится выше законов и судебной власти.

Во-вторых, антикризисная коалиция явно перегнула с расширенным толкованием Конституции по поводу назначения премьер-министра и министров обороны и иностранных дел. Закон предусматривает, что в случае невнесения президентом кандидатур премьер-министра и двух указанных министров на протяжении 15 дней, вместо него это может сделать коалиция. Поскольку в Конституции такой процедуры нет, у Ющенко есть шансы отменить эти положения с помощью Конституционного суда. В свою очередь, коалиция может изменить Конституцию в этой части по аналогии с пунктом о преодолении вето. То есть в Основном Законе нужно прописать, что после 15 дней право на представление кандидатуры главы и отдельных членов правительства переходит к Верховной Раде.

Еще один спорный момент - процедура контрассигнации актов президента. Закон утверждает право Януковича не подписывать и отклонять указы Ющенко. Однако юристы с Банковой настаивают на том, что Конституция устанавливает обязательность подписания указов должностными лицами, которые во властной иерархии стоят ниже президента. Окончательно точки над «і» может расставить только Конституционный суд.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых