aif.ru counter
11.01.2007 13:19
30

Зачем Верховная Рада запрещает продавать землю

В третий день нового года Виктор Ющенко подсунул крупную «свинью» Верховной Раде. Вопреки ожиданиям, президент ветировал изменения к Земельному кодексу Украины, согласно которым срок запрета на покупку и продажу земли сельскохозяйственного назначения переносился на 1 января 2008 года. Однако депутаты продемонстрировали удивительное единодушие и президентское вето преодолели.

И ты, БЮТ

Закон также запрещает продажу или отчуждение любым другим способом земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц «для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных частиц (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных частиц (паев), кроме передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок соответственно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных потребностей». Таким образом, фактически с начала года в Украине начал легально функционировать рынок земли. С другой стороны, в тот же день вице-премьер Андрей Клюев «настойчиво попросил» местные госадминистрации не допустить нотариальной регистрации соглашений купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения до повторного рассмотрения парламентом ветированного президентом закона.

Социалисты, партнеры «регионалов» по коалиции, были более радикальными и пригрозили Ющенко преодолеть вето сразу после праздников. К тому же Юлия Тимошенко, присоединение которой к антикризисной коалиции давало необходимые 300 голосов, объявила о том, что ее фракция проголосует за преодоление вето.

Это стало первым крупным поражением Ющенко с момента назначения Виктора Януковича премьер-министром: элита увидела, что президент не контролирует ситуацию в стране. Зато непреодоление вето, скорее всего, стало бы поводом для развала правящей коалиции: «регионалы» или социалисты могли начать переговоры с Ющенко об объединении с «Нашей Украиной» и решении земельного вопроса в «общих интересах». Ведь кроме политических мотивов игра вокруг моратория на куплю-продажу земли была завязана на крупные экономические интересы.

Вето на вес золота

Отмена моратория нарушала идиллию теневого рынка и задевала интересы практически всех фракций Верховной Рады. На кону самые дорогие земли Украины. Сотка сразу за административной границей Киева сегодня стоит от 2,5 до 6 тысяч долларов, в зависимости от близости к транспортным коммуникациям, подключения к электро- и газосети города. Неудивительно, что в прошлом году, по данным Госкомитета по земельным ресурсам, именно в окружающих Киев районах (Обуховский, Киево-Святошинский, Бориспольский, Броварской, Васильковский) происходил перевод земель из сельскохозяйственных в земли под застройку. Всего около 16 тыс. гектаров. То есть, рынок земли существует и только один его сегмент (смена профиля земли) только в Киевской области при средней цене в 4-4,5 тыс. за сотку достигает 6-7 млрд. долларов. К слову, к киевским расценкам приближается земля побережья Одессы и Южный берег Крыма, а также курортные земли Львовщины, Ивано-Франковщины и Закарпатья. Образно говоря, благодаря мораторию на легальную продажу земли каждый год в Украине в тени происходят процессы коммерческого оборота земель по доходности равные двум-трем продажам «Криворожстали».

Схемы присвоения государственной или коммунальной земли могут быть разными, но их суть сводится к следующему. До официального разрешения продажи земли, участки отводятся или передаются (в том числе бесплатно, что разрешено Земельным кодексом) в частные руки (физическому или юридическому лицу) для пользования, а потом проводится «бесплатная приватизация», при которой приблизительная стоимость земли уплывает в руки глав местных советов, их бизнес-структур или политических покровителей. Потом эту землю можно сразу легально перепродать по реальной стоимости или просто год-два придержать, пока спекулятивный спрос не поднимет цены в 2-3 раза. Таким образом, практически из воздуха уже пять лет делаются огромные состояния. А ведь в случае отмены моратория властям пришлось бы проводить земельные торги, в которых мог принять участие любой желающий, что, несомненно, существенно повысило бы конкуренцию и уменьшило доходность спекуляций с землей.

Кроме того, упрощение механизма купли-продажи земли лишало нынешнюю команду Кабинета министров возможности получать «административную ренту» от всех желающих приобрести землю в обход бюрократических препятствий. То есть продление моратория нужно было антикризисной коалиции для того, чтобы успеть с помощью административных рычагов выделить своим структурам побольше ценной земли с дальнейшей перспективой ее приватизации и перепродажи. С отменой моратория расстановка своих кадров и борьба с президентом за регионы теряла бы смысл.

Окружение Ющенко рассматривало землю как мощнейший финансовый и политический ресурс для борьбы с политическими соперниками, завоевании союзников как на местах, так и в Верховной Раде. Самым показательным примером является Киевсовет, где, по некоторым данным, с помощью раздачи земель удалось сколотить большинство. Те же технологии могли быть перенесены и в стены парламента с неприятными для правительства последствиями. Более того, именно госадминистрации и местные советы получали бы право продавать государственную и коммунальную землю. А в большинстве областей президент и БЮТ или контролируют эти органы, или могут блокировать их решения.

С другой стороны, свободная продажа земли не несет селу ничего хорошего. В большинстве случаев селяне согласны продать даже свои паи, выделенные им для ведения личного хозяйства, за баснословные, по их меркам, суммы в иностранной валюте. В результате огромные пространства будут скуплены спекулянтами и недоступны для вложения инвестиций, а значит и создания новых рабочих мест. Единственный выход - обязать потенциальных покупателей больших участков земли (до 2015 года разрешена покупка до 100 га на человека) подавать специально подготовленные инвестиционные проекты, в которых будут закреплены обязательства использовать землю по назначению (строительства, сельхозпроизводства, промпроизводства). Пока соответствующие изменения не будут внесены в земельное законодательство, земля останется заложницей политиков.

Андрей Иванов

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых