aif.ru counter
30

Могут ли президент и премьер жить дружно

Для Украины ситуация, сложившаяся на Олимпе власти, необычна: два лидера - президент и премьер - представляют совершенно разные, можно даже сказать противоположные политические силы. А вот в мире таких случаев было немало. «АиФ» проанализировал, к чему приводили подобные ситуации в других странах.

Выигрывают все

Французский пример мирного сосуществования лидеров двух конкурирующих партий на высших государственных постах является классикой политического жанра. За последние 20 лет было три примера «разделения» власти.

При написании конституции Пятой республики, легендарный генерал и президент Франции Де Голль был абсолютно уверен в том, что большинство депутатов его поддержат. И потому не слишком упорствовал, когда в конституции 1958 г. была внедрена такая схема: президент назначает премьера, но его решение должен одобрить парламент. Но уже  тогда было ясно, что если президент и премьер окажутся представителями разных партий, ситуация будет непростая. Так и произошло в 1986 г. при президенте-социалисте Миттеране, когда премьером стал голлист Ширак, который без консультаций с президентом сформировал кабинет из членов правых партий. Центр тяжести исполнительной власти переместился от главы государства к главе правительства, который опирался на большинство в парламенте. Президент и премьер разработали кодекс сосуществования, в соответствии с которым осуществление социально-экономического курса входило в компетенцию правительства. А полномочия президента ограничивались проведением внешней политики и осуществлением функций верховного главнокомандующего. Миттеран не препятствовал реализации политического курса правых партий, однако небезуспешно старался перетянуть на свою сторону общественное мнение, заявляя о несогласии с непопулярными решениями правительства. Несмотря на существенные разногласия между президентом и премьером (к примеру, Миттеран отказывался подписать указы о приватизации ряда промышленных и банковских компаний, выражал свое несогласие с изменением избирательной системы, мерами по реформе высшей школы), сосуществование, вопреки прогнозам многих аналитиков, не привело политическую систему в тупик. Наоборот, позиции партий по ключевым социально-экономическим вопросам за прошедшие 20 лет значительно сблизились, и это стабилизировало общество.

Проигрывают все

Едва ли не впервые возникла ситуация, когда два ключевых человека в государстве представляют противоположные партии, в США еще в 1797 г. Тогда вторым в истории президентом Штатов стал федералист Джон Адамс, а представитель партии республиканцев (антифедералистов) Томас Джефферсон стал вице-президентом. По тогдашнему избирательному законодательству победитель выборов становился президентом, а кандидат, занявший второе место, - вице-президентом. Но такая ситуация затормозила развитие общества:  многие ключевые реформы были заморожены. Закончилось дело тем, что следующие выборы осенью 1800 года выиграл Джефферсон, партия федералистов распалась и последующие полтора десятилетия республиканцы единолично руководили страной, после чего распались сами - на уже известные нам демократическую и республиканскую партии. А избирательное законодательство после этого неудачного «сосуществования» переписали.

Проигрывает  президент

В Литве бывали ситуации, когда президент и премьер-министр расходятся во взглядах на решение базовых вопросов, но значительных конфликтов, как правило, между ними не возникает. Например, действующий беспартийный президент Адамкус (эмигрировал в 18 лет и большую часть жизни провел в США) нормально уживался с социал-демократическими премьерами Бразаускасом и Киркиласом.

Пожалуй, единственным исключением из этого правила стал импичмент президенту Паксасу. Проблема экс-президента была в том, что он не смог найти общий язык ни с премьером Бразаускасом, ни со спикером Паулаускасом. Бразаускас, не таясь, через газеты призывал Паксаса самостоятельно уйти в отставку, не дожидаясь импичмента. Именно благодаря голосам социал-демократической партии Бразаускаса и либерально-социальной партии «Новый союз» (две крупнейшие фракции Сейма на тот момент) и состоялся импичмент.

Проигрывает премьер

Конфликт между двумя руководителями Шри-Ланки в 2004 г. возник из-за крупнейшей проблемы острова - взаимоотношений с тамильскими боевиками. В частности, как обвиняла президент Шри-Ланки и лидер Партии свободы Чандрика Кумаратунга, тогдашний премьер-министр, лидер Объединенной национальной партии Ранил Викремасингхе пошел в переговорах с боевиками на слишком большие уступки. Президент отправила в отставку правительство, распустила настроенный пропремьерски парламент и провела в апреле 2004 г. внеочередные выборы. Пропрезидентские силы эти выборы выиграли, но получили в лице экс-премьера очень опасного лидера оппозиции, который в 2005 г. едва не стал президентом (набрал более 48% голосов). Да и конфликт с «Тамильскими тиграми» обострился.

Проигрывает партия

В Южной Корее произошел редкий случай. Избранный в декабре 2002 г. президентом кандидат от Демократической партии нового тысячелетия Ро Му Хен уже через несколько месяцев после избрания попал в череду внутрипартийных скандалов (в основном - обвинения в коррупции).  Причем в разгар скандалов Ро Му Хен заявил, что ему все надоело и он «уезжает на отдых - подумать и набраться сил». На отдыхе Ро Му Хен додумался до того, что вышел из «родной» партии. Партия отреагировала бурно - ушла в оппозицию и, более того, инициировала начало процедуры импичмента (через два месяца процедура была отменена Конституционным судом). Прошел год - и президент официально вступил в другую правящую партию Южной Кореи и продолжает руководить страной.

Выигрывает народ

В Турции основная линия конфликта между премьером и президентом - ислам. Дело в том, что  сегодняшний премьер-министр Реджеп Эрдоган - глава исламистской Партии справедливости и развития, которая уверенно (34% голосов) победила на парламентских выборах в ноябре 2002 г. Но президент отстаивает свое видение Турции как сугубо светского государства. И вот уже три года президент и премьер терпят друг друга, жестоко критикуя в прессе, но при этом не переходя границ дозволенного в политике.

Сергей Мишутин

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых