aif.ru counter
36

Какой видят оппозицию женщины

Завершение переговоров между «Нашей Украиной» и Партией регионов повышает роль оппозиции. Сейчас в парламенте зарегистрированы два законопроекта об оппозиции. Но судя по выводам Главного научно-экспертного управления, у них мало шансов превратиться в закон.

Cдержанно, но широко

Создать законные основания для деятельности оппозиции народные депутаты пытаются давно. Но перевести свое детище из статуса проекта в соответствующий закон пока никому не удавалось. В этом созыве первыми ласточками стали проекты авторских групп под управлением Раисы Богатыревой и Юлии Тимошенко.

Лидер фракции Партии регионов попыталась описать оппозиционную политическую  деятельность. Ее документ предлагает ввести понятия политическая, общественная, парламентская, объединенная парламентская, местная представительская и объединенная местная представительская оппозиции. Субъектами оппозиции авторы рассматривают политические партии и их фракции в советах всех уровней. А также общественные организации, их объединения и группы граждан, заручившиеся поддержкой оппозиционной политической силой. В противном случае они не могут считаться оппозицией.

По мнению Р. Богатыревой, целью политической оппозиции является развитие демократического общества на основе социально ориентированной рыночной экономики. Государство  должно гарантировать оппозиции возможность публичной защиты своей позиции, законодательной инициативы и создания альтернативного («теневого») правительства.

Финансирование оппозиции может быть свободным
. Но источниками ее доходов не могут быть органы власти, предприятия государственной, коммунальной или иностранной собственности, иностранные граждане и государства, благотворительные и религиозные объединения, неизвестные лица, а также неоппозиционные партии и общественные организации.

Право законодательных инициатив, связанных с работой оппозиции, должно принадлежать либо самой оппозиции, либо по ее согласию.

Пребывание в оппозиции никак не ограничивает работу депутатов. Но чтобы создать объединенную парламентскую оппозицию (ОПО) им потребуется не менее 150 голосов. В таком случае оппозиция получает право на пост вице-спикера парламента и не менее трети руководителей комитетов. Каждые полгода (раз в сессию) ОПО получает право на получасовой доклад об общественно-политической ситуации в стране. Докладывать нельзя только в день обращения президента к народу. При потере голосов объединение распускается. Тогда оппозиция действует в рамках регламента. Ей передается руководство парламентскими комитетами по вопросам правоохранительной деятельности и борьбы с коррупцией, бюджета и свободы слова. В других комитетах и комиссиях ее представители должны занять посты первых заместителей.

Теневое правительство, по замыслу регионалов, должно действовать на общественных началах, как консультативный орган. Его состав определяет соглашение оппозиционных партий. Оно ведет мониторинг работы исполнительной власти, разрабатывает альтернативные  законопроекты и т. п. Руководитель теневого правительства имеет право участвовать в заседаниях Кабмина и прочих мероприятиях правительства.

Максимальный отрыв

Лидер БЮТ сосредоточила свое внимание на парламентской оппозиции. Законопроект предлагает не допускать критику деятельности коалиции и правительства без предложения альтернативной программы развития и определения путей ее реализации. В целом базовые основания деятельности оппозиции в законопроектах практически не отличаются. Но этот документ допускает одновременное действие нескольких парламентских оппозиций, а теневое правительство (ТП) имеет право формировать лишь оппозиционная фракция, набравшая наибольшую поддержку на выборах. Остальная оппозиция может входить в ТП по пропорциональному принципу.

Лидер оппозиции одновременно является главой теневого правительства. В его состав должны входить 15 человек. Для этого органа создается секретариат, со штатом, не превышающим 10% секретариата Кабмина. В состав ТП могут входить депутаты и представители оппозиционных партий. Их работа оплачивается на уровне зарплаты народных депутатов. Ставки членов ТП равны ставкам равноценных чиновников действующего правительства, а средства выделяет бюджет. Кабмин обязан обеспечить ТП и его секретариат качественными помещениями и автотранспортом на уровне центральных органов власти.

ТП ведет контроль за разработкой и исполнением госбюджета, но не дублирует и не подменяет органы исполнительной власти. Впрочем, Кабмин обязан отчитываться перед ним о своей работе и заблаговременно приглашать на заседания.

Оппозиция может расширяться за счет партий, входящих в блок-участник парламентской коалиции. Законопроект дает им право переходить в оппозицию. Отказать политической силе в переходе в оппозицию можно лишь, если она не прилагает к своему заявлению программу действий. При этом от депутатов требуется жесткая дисциплина. Они могут быть исключены из оппозиции, если не будут выполнять решений, принятых на общих сборах.

Для контроля ситуации оппозиция претендует на руководящие должности в Счетной палате, Антимонопольном комитете, структурах госрегулирования рынка ценных бумаг, фондового рынка и т. д. КРУ должно действовать при Счетной палате и контролироваться ею. Уже описанный список «оппозиционных» комитетов дополнен комитетом по правам человека. По требованию оппозиции парламент должен увольнять должностных лиц, назначенных по ее квоте, если те выбыли из оппозиции. Законопроект предлагает давать оппозиции полчаса для заявлений каждую неделю. А сессия обязательно должна включать два вопроса от оппозиции.

Финансироваться парламентская оппозиция должна за счет отдельной строки бюджета, пропорционально численности фракции в парламенте.

Анна НЕСТЕРОВА

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых