353

Жизнь без МВФ: может ли Украина справиться без кредитов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и Факты в Украине 28/01/2021
Жизнь без МВФ: может ли Украина справиться без кредитов
Жизнь без МВФ: может ли Украина справиться без кредитов © / 112.ua

Отдадим больше, чем получим 

В текущем году Украине согласно графику выплат надо будет вернуть фонду почти 1,7 млрд долл. При этом страна может получить в кредит от МВФ два транша сумой, меньшей, чем долг - 1,4 млрд. долл.

В связи с этим некоторые политики в Украине задались вопросом: «Выгодно ли нам сотрудничать с МВФ?». Однако экономические эксперты с политиками не согласны. По их мнению, кредиты МВФ необходимы Украине.

По словам Андрея ШЕЧИШИНА, руководителя отдела аналитики ГК Forex Club, МВФ предлагает кредиты под ставку ниже, чем на доступных открытых рынках. Поэтому, с точки зрения стоимости кредита, сотрудничество с Фондом выгодно.

Также, программа с МВФ открывает путь для других вложений в страну. Инвесторы считаются с мнением Фонда и понимают, что кредитуемая ним страна находится под пристальным вниманием, ее расходы контролируют, что снижает риски.

Директор Crane IP Law Firm Иван НИКИТЧЕНКО тоже считает сотрудничество с МВФ выгодным для Украины.

«Это дешевые средства - ставка около 2,5-3% годовых. Для сравнения, евробонды летом 2020 г. Украина разместила под 7,25%», - говорит эксперт.

К тому же, МВФ не оценивает кредитоспособность государства, как это делают частные инвесторы. Фонд дает деньги в обмен на реформы, которые должны способствовать росту экономики страны. Предполагается, что следуя этим требованиям, Украина сможет без проблем вернуть кредитные средства. В целом, для такой страны, как Украина сотрудничество с МВФ означает, что она проводит полезные реформы и имеет сбалансированные госфинансы. Это -  позитивный сигнал для частных инвесторов, который позволит понизить  ставки по евробондам и увеличит шансы их удачного размещения.

Старший аналитик финансовой компании «Альпари»Вадим ИОСУБ говорит, что сотрудничество с МВФ выгодно странам, которые нуждаются в заимствованиях, а Украина - одна из них. Особенность кредитов МВФ – это одалживание под самую низкую процентную ставку. Любые альтернативные займы (от международных банков, межправительственные кредиты, кредиты на рыночных условиях путем выпуска еврооблигаций или продажи ОВГЗ) будут дороже. Задача МВФ в ходе сотрудничества – не только дать рыбу (деньги), но и удочку (рекомендовать реформы), чтобы дальше не было проблем с платежным балансом и бюджетом.

По силам ли Украине требования МВФ?

МВФ часто обвиняют в том, что его требования больно бьют по населению Украины. Некоторые эксперты с этим согласны, но полагают, что, в конечном итоге, это нам во благо. Другие и вовсе не видят в них ничего страшного.

Так, И. Никитченко говорит, что, к сожалению, часто украинские власти выполняют те требования, которые достаточно легко реализовать и которые сказываются больше на простых украинцах, чем на чиновниках. Речь идет, например, о повышении рыночных цен на газ для населения, или об установлении плавающего валютного курса, который стал непривычным для большинства украинцев. А вот «успехи» по борьбе с коррупцией - гораздо скромнее. Реформирование госсектора - приватизация, сокращение штата чиновников - тоже идет медленно.

А вот В. Иосуб уверен, что реализация рекомендаций МВФ: судебная и антикоррупционная реформа, реалистичность исполнения бюджета, независимость НБУ от политиков-популистов принесет исключительно пользу для страны. Если удар и будет нанесен, то только по коррупционерам. Именно они и кричат о том, как «проклятый МВФ бьет по простым украинцам».

А. Шевчишин указывает на то, что требования Фонда нацелены на структурные изменения. Для многих стран они достаточно болезненны в краткосрочном периоде, но выгодны в долгосрочном.

Можем ли мы жить без МВФ?

В этом вопросе мнения экспертов разделились. Так, А. Шевчишин считает, что можем, если есть альтернативные источники поступления средств (например, еврооблигации, или прямые кредиты). Иначе государство будет вынуждено прибегнуть либо к снижению расходной части бюджета (чтобы сэкономить средства), либо к наращиванию фискального давления (для получения больших доходов), либо к финансированию дефицита за счет эмиссии (что приведет к инфляционному и девальвационному скачку).

И. Никитченко с коллегой согласен: прожить без МВФ мы можем. Но в случае отказа от сотрудничества нам придется больше платить за привлечение кредитов по евробондам. Без постоянного перекредитования долгов Украина пока не справится с обслуживанием госдолга и выполнением бюджета.

Эксперт отмечает, что в режиме постоянного перекредитования живет очень много стран, включая и западные - мы тут не уникальны. Просто у последних - низкие ставки, так как они имеют высокие кредитные рейтинги, тогда как суверенные рейтинги Украины - на низком уровне.

А вот Сергей РОДЛЕР, аналитик финансовой компании ТелеТрейд, полагает, что на данный момент обойтись без денег МВФ Украина не сможет. В 2021 г. придется потратить более 585 млрд грн. на обслуживание госдолга, что подразумевает активную работу на долговом рынке и новые займы. Причем, основная часть этой суммы будет потрачена на расчеты перед украинскими банками по ОВГЗ, чья «пирамида» строилась в последние годы. Не стоит  забывать и про финансирование дефицита бюджета. Если в подобных условиях прекратить сотрудничество с МВФ, то страна не только лишится нового транша, но и денег от иностранных инвесторов, которые вернулись на рынок ОВГЗ лишь в декабре на фоне новостей о сотрудничестве с Еврокомиссией и прогресса в переговорах с МВФ. Отсутствие сотрудничества с МВФ  усилит риски привлечения рыночного финансирования. В таких условиях придется рассчитывать на национальные банки, которые только в декабре увеличили свой портфель ОВГЗ на 59 млрд грн, до 519 млрд грн.

МВФ для одних благо, для других - нет

История сотрудничества с МВФ у разных стран имела различный результат, как положительный, так и отрицательный.

В качестве позитивного примера И. Никитченко приводит Францию. Она была первой страной, которая взяла кредит от МВФ. Сейчас это - одна из самых развитых экономик мира. А как негативный пример эксперт вспоминает Руанду (где требования МВФ стали одним из факторов начала гражданской войны) и Аргентину (которая объявляла дефолт трижды: в 2001-ом , 2014-ом и 2020 г.г, несмотря на получение кредитов от МВФ).

Впрочем, надо отметить, что ответственность за финансы государства несет оно само. МВФ может выступать консультантом, кредитором и контролером. Но никто, кроме самой страны, не создаст за нее собственной эффективной экономической модели.

С. Родлер самой позитивной историей сотрудничества с МВФ считает Ирландию, чей финансовый сектор серьезно пострадал от кризиса 2008 г. После получения 22,5 млрд долл. стране удалось менее чем за 10 лет провести все необходимые реформы, в том числе, в налоговой сфере, и уже в 2018 г. полностью закрыть долг.

К сожалению, опыт Украины пока скорее напоминает Аргентину, которую активно начали кредитовать в 90-х годах, а в 2001 г. отказались выдавать ей новый транш из-за отсутствия прогресса по реформам и вялой борьбы с коррупцией. В результате, произошел дефолт, а затем еще один в 2014 г.

Виктория Хаджирадева

Подверстка: Как слезть с кредитной иглы?

Мнение Шевчишина: меньше тратить

Чтобы перестать жить взаймы нужно меньше тратить. Достичь этого можно за счет более эффективного администрирования или детинизации экономики или резкого снижения выплат и режима жесткой экономии. Но даже такие меры не всегда достаточны для полного ухода от кредитов, которые являются топливом для роста и развития.

Андрей Шевчишин, руководитель отдела аналитики ГК Forex Club

Взгляд Никитченко: построить эффективную экономику

Слезть с кредитной иглы можно, построив эффективную экономику, привлекательную для иностранных и отечественных компаний. Сейчас экономика Украины таковой не является, хотя положительные изменения за последние годы есть (в том числе, благодаря требованиям МВФ). Кроме более сбалансированного госбюджета в последние годы, мы смогли существенно снизить госдолг - с 81% к ВВП на конец 2016 г. до 44% на март 2020 г.

Правда, в 2021 г., из-за роста займов в 2020 г., уровень вновь повысится до 65% от ВВП.

Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm

Позиция Родлера: жить в долг - это норма

Взаймы живет подавляющее большинство развитых и развивающихся стран, это норма. Без внешних долгов, с опорой на собственные силы живут страны вроде Северной Кореи. Главное, чтобы долг был необременительным. Для этого важно, чтобы ставка по нему была меньше, чем средние темпы роста ВВП. В этом случае соотношение долга к ВВП расти не будет.

Сергей Родлер, аналитик финансовой компании ТелеТрейд

Также вам может быть интересно

Loading...