aif.ru counter
17.10.2019 18:17
911

Все, что должен, прощаю. Что будет с коммунальными долгами украинцев

Все, что должен, прощаю. Что будет с коммунальными долгами украинцев
Все, что должен, прощаю. Что будет с коммунальными долгами украинцев © / Александра Горбунова / АиФ

Общая сумма задолженности за коммунальные услуги составляет в Украине около 60 млрд грн, что примерно на треть больше, чем год назад. Причем, тарифы расти не перестанут. Значит, и долги будут увеличиваться с геометрической прогрессией? Или есть другой путь решения этого вопроса?

Что скажет МВФ?

Почему украинцы не платят за коммунальные услуги? Не хотят, экономят? 

«Если сейчас эти долги – около 60-65 млрд грн, то к концу отопительного сезона они могут вырасти до 80 млрд грн. Если не дать субсидии тем, кто сам не в состоянии платить, должников и сумм долгов будет еще больше. Если в прошлом году (сезоне – ред.) субсидии получали 3,6 млн домохозяйств, то в этом, скорее всего, в них будут нуждаться примерно 4,5 млн семей. С одной стороны, МВФ, от которого мы зависим, против того, чтобы количество получателей субсидий у нас росло, с другой – они знают нашу проблему с коммунальными долгами, и понимают, что нам ее как-то надо решать. Но при этом дают нам понять, чтобы деньги на субсидии мы не брали из бюджета. В связи с этим в проект бюджета на следующий год заложено на субсидии только 47,6 млрд грн, тогда как в текущем году в бюджете предусмотрено  на эти цели 55,1 млрд грн. А недостающие в бюджете суммы для субсидий придется искать в других источниках. В каких – этого пока не знает никто», - считает энергетический эксперт, сооснователь Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Однако, даже при том, что все нуждающиеся получат субсидии, в структуре долга за коммунальные услуги есть у нас часть, составляющая примерно 20 млрд грн, которая, по мнению многих аналитиков, никогда не будет выплачена. Поэтому сейчас активно обсуждается и вопрос о том, что же с этой частью делать? По мнению Корольчука, часть этих долгов могут списать, часть – реструктуризировать. Нельзя исключить и того, что будет принят еще какой-то вариант. Но, скорее всего, слишком жестких мер к должникам применять не будут, поскольку, в самом худшем варианте, это даже может спровоцировать новые волнения или новую волну эмиграции.

Спишут – не спишут?

А вот эксперт ОО «Фонд общественной безопасности» Юрий Гаврилечко считает, что списание коммунальных долгов необходимо, поскольку эти долги появились не из-за хитрости или безалаберности, а просто потому, что многим людям наша коммуналка – не по карману.

«Но с нынешним парламентом я не вижу такого развития событий, при котором могли бы списать людям долги. Вообще списание долгов – такая «тонкая материя», что кто-то просто может воспользоваться этим, ка это было в 2011 году. Напомню, тогда наш парламент списал 6,5 млрд долл. коммунальных долгов, но не населению, а предприятиям теплокоммунэнерго. В то же время, им оставили возможность взыскивать с населения эти же долги. Прекрасно тогда предприятия нагрели руки, поскольку получили и с государства, и с населения. Не хотелось бы, чтобы снова было подобное списание», - говорит он.  

Впрочем, по мнению эксперта, есть смысл списания долгов населения только тогда, когда тарифы приводятся к экономически обоснованному уровню. Это когда продавец и покупатель сходятся в своих возможностях. Продавец продает по такой цене, чтобы не разориться и чтобы покупатель смог приобретать его услуги. Но тарифы вряд ли будут у нас такими. Значит, и смысл в списании долгов нет: зачем же списывать, если эти долги снова будут расти? Б еда еще и в том, что пока тарифы и, соответственно, долги населения растут, разваливается инфраструктура жилищно-коммунального сектора. А монополист, пока у него будет такая возможность, все свои издержки будет перекладывать на потребителя, пытаясь побольше из него вытянуть.

«Давайте вспомним, что за последние 5 лет стоимость всех услуг ЖКХ в Украине выросла раз в 7, а гривна обесценилась в 3 раза, - продолжает Гаврилечко. - То есть, скорость увеличения тарифов в 2 раза превышает скорость обесценивания гривны. При этом кто-то заметил, чтобы качество услуг стало в 2 раза лучше? Нет. Единственный способ заставить монополиста работать – это заставить его снижать тарифы на свои услуги. Тогда он что-то будет делать для того, чтобы не лопались трубы, не прыгало по сети напряжение и т.д. С монополистами пряник не работает. Их подстегнуть может только кнут. Почему я говорю про монополиста? Потому что хоть и прописано в законе, что дом может менять обслуживающую компанию, но этих альтернативных компаний просто нет. Попробуйте поменять – не найдете».

Но если применить к монополистам кнут, считает он, и поставить их в жесткие рамки, то они либо наведут порядок, либо уйдут с рынка. На данный момент по разным позициям можно снижать тарифы, по его мнению, в сотни тысяч раз. Это в тех случаях, когда деньги берут, но услуги не оказывают. В итоге прибыль исчисляется в бесконечных процентах.

Таким примером может быть так называемая придомовая территория. Что она представляет собою – не знает никто. Ведь, начиная с 2007 года, выделить придомовую территорию в натуральном выражении - невозможно. Ведь не существует для этого соответствующей методики, утвержденной государством. До 2007 года действовало постановление Кабмина, в соответствии с которым можно было вместе с техническим паспортом дома получить и документ на землю. Но в 2007 году это постановление прекратило свое действие. Поэтому выходит, что мы платим за уборку несуществующей придомовой территории. И платим, как считает Гаврилечко, немало. Среднестатистический киевский дом – это 9-этажка на 6-7 подъездов, 3в которой около 300 квартир. Ежемесячно из каждой квартиры за уборку придомовой территории платят примерно по 400 грн. А всего с дома – в пределах 120 тыс. грн. Куда идут эти деньги? На зарплату дворнику? Так он получает «копейки», еще и обслуживает зачастую несколько домов.

Новый закон о ЖКХ вступил в силу только в этом году. Почему в нем «упустили» момент о том, что обозначить на местности придомовую территорию – невозможно, но плату за уборку ее не отменили? Почему параллельно с ростом тарифов в сфере ЖКХ не улучшается качество услуг? И почему нас убеждают в том, что наши тарифы должны быть на уровне европейских, но ни слова не говорят, что и качество услуг должно стать, как в Европе? Ну, а если эту цепочку продолжить, то и зарплаты должны стать на уровне европейских.  Пока же – сплошное несоответствие. На фоне которого ситуация с долгами по коммунальным услугам, скорее всего, будет просто пущена на самотек: кто хочет получать субсидии, найдет деньги, чтобы оплатить долги, остальных коммунальщики периодически будут пугать отключением услуги.  Но рассосется ли от этого проблема?

Алла Рыбалко

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых