aif.ru counter
3754

Все блага - за «спасибо»: что будет с миллиардными долгами украинцев по ЖКУ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Аргументы и Факты в Украине 09/07/2020
Все блага - за «спасибо»: что будет с миллиардными долгами украинцев по ЖКУ
Все блага - за «спасибо»: что будет с миллиардными долгами украинцев по ЖКУ © / Укринформ

Долги по оплате коммунальных услуг у нас растут уже не один год. Задолженность перешла отметку в 63 млрд грн, а год назад была - 57 млрд грн. Учитывая внушительность суммы неуплаты, некоторые должники, похоже, надеются, что им все когда-нибудь спишут. Что - практически нереально. Как отреагируют на это добросовестные плательщики? Что скажут в МВФ, дешевые кредиты которого так важны для страны? Власть неоднократно пыталась изменить ситуацию, но безуспешно. Сейчас в парламенте зарегистрирован законопроект, который, возможно, достаточно жесткими мерами решит проблему коммунальных долгов. В чем суть этого документа? И насколько реально его принятие.

Суммы округляются

Документ, который уже на стадии рассмотрения в парламенте вызвал резонанс, - это законопроект №3613 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка погашения задолженности потребителей по оплате жилищно-коммунальных услуг». Авторы – три депутата от «Слуги народа»: Анатолий Костюх, Игорь Кривошеев и Михаил Лаба.

Необходимость принятия этого закона аргументирована в пояснительной записке. В ней сказано, что одним из факторов, существенно усложняющим финансовое состояние предприятий жилищно-коммунального хозяйства, является задолженность потребителей за полученные услуги.

Самый большой должник – население. Согласно данным Госслужбы статистики Украины, задолженность украинцев за потребленные жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 01.05.2020 г. составила 63,1 млрд грн. В частности, за поставку и распределение природного газа - 25,6 млрд грн; за поставку и распределение электрической энергии - 5,9 млрд грн; за централизованное отопление и горячее водоснабжение - 20,5 млрд грн; за водоснабжение и водоотведение - 5,3 млрд грн; за содержание домов и придомовой территории - 4,9 млрд грн; за вывоз бытовых отходов - 0,97 млрд грн.

Недополученные доходы, говорится дальше, не позволяют предприятиям выполнять возложенные на них обязательства, своевременно рассчитываться за энергоносители, выплачивать сотрудникам зарплату, платить налоги, сборы и обязательные платежи в бюджеты всех уровней. Вместе с тем, предприятия жилищно-коммунального хозяйства не могут обеспечивать население услугами надлежащего уровня и качества, поскольку нет средств на модернизацию, внедрение энергосберегающих технологий и инвестиционное развитие.

Кроме того, при столь значительном объеме задолженности нарушаются права тех потребителей, которые вовремя оплачивают эти услуги, поскольку из-за должников они не могут рассчитывать на качественные и бесперебойное их предоставление. Наличие долгов создает неравные условия для участников рынка жилищно- коммунальных услуг и повышает социальную напряженность в обществе. Все это приводят к дестабилизации работы предприятий отрасли.

Предполагается, что закон будет принят в ближайшее время и начнет действовать уже с 1 октября 2020 года. Он устанавливает порядок реструктуризации задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Долги будут реструктуризироваться на срок до 60 месяцев, в зависимости от суммы задолженности и уровня доходов конкретного человека. Должникам придется заключить с предприятиями-поставщиками жилищно-коммунальных услуг договоры о ежемесячном равномерном погашении задолженности и своевременной уплате текущих счетов по жилищно-коммунальных услугах.

Но есть оговорка: общая сумма этих платежей не может превышать 25% доходов, определяемых при начислении субсидий для работающих граждан, и 20% - для пенсионеров и других лиц, получающих любые виды соцпомощи. Если же доходов граждан, заключивших договоры о реструктуризации, не хватит на полное погашение задолженности в течение пяти лет, срок действия договора будет продлен до полного погашения долга.

Выгодное предложение

Чиновники в Минрегионе (Министерстве развития общин и территорий) считают, что в указанном законопроекте заложена эффективная модель решения проблемы, в которой учтены интересы всех сторон: государства, потребителей и предприятий.

«Вопрос о задолженности населения за потребленные коммунальные услуги является одним из тех непростых вопросов, которые нужно решать в сфере жилищно-коммунальных услуг. Ведь он напрямую влияет на возможность функционирования предприятий отрасли, предоставления ними качественных, жизненно необходимых услуг», - заявила замминистра Наталья Хоцяновская.

Долги, по ее словам, создают много проблем, и их нужно решать. Тем не менее, законопроект, который может это сделать, уже успел обрасти мифами.

«В частности, это миф о том, что за долги будут забирать квартиру. Хочу отметить, Законом Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае, если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает 20 размеров минимальной заработной платы (по состоянию на 1 января 2020 года это 94 460 грн, поскольку минимальная зарплата составляет 4723 грн. – Ред.), обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено такое жилье, не проводится.

Второй популярный миф – что у должников обязательно будут забирать 50% заработной платы. По решению суда может быть удержано 50%, но в суд дело может и не доходить, а ограничиться договором о реструктуризации.

Третий миф гласит, что якобы в первую очередь пострадают малообеспеченные слои населения. На самом деле, это не так. Те, кто не в силах платить «коммуналку» полностью, пользуются субсидией. Кроме того, законопроект предусматривает наличие комиссий на местном уровне, где будут разбираться с возможностями оплаты погашения долгов.

Реструктуризировать будут «надуманные» долги - еще одно утверждение, которое не соответствует действительности. В случае несогласия с суммой долга потребитель сможет обратиться в соответствующую комиссию на местном уровне, которая будет разбираться с вопросом долга. Кроме того, если потребитель уверен в своей правоте, он может обратиться в суд. Также не действительна и информация о том, что запрет о выезде за границу, пользования транспортными средствами и оружием начнет действовать сразу с принятием закона, - отметила замминистра.

Посуда и награды - неприкосновенны

Действительно, сразу после принятия закона санкции к должникам применять не будут. Им дадут время для того, чтобы подписать договор о реструктуризации долга. Но тех, кто этого не сделает, ждет «сюрприз». На них будут распространяться (до момента полного погашения задолженности) те же запреты, что и на должников по алиментам. Им могут запретить выезжать за границу, лишить права управлять транспортными средствами, права на охоту и пользования оружием. А подавать в суд за долги предприятия смогут без уплаты судебного сбора. Именно этот момент, оплата судебного сбора, сдерживает сейчас коммунальщиков от массовых судебных разбирательств.

Что же могут забрать у должников по решению суда в пользу погашения долга?

«В законе «Об исполнительном производстве» сказано, что сначала в пользу погашения задолженности списывают средства на банковских счетах, изымаются наличные деньги. Дальше - очередь ценного движимого имущества (это машины, бытовая техника). Если всего перечисленного не хватает на компенсацию долга, в ход идет недвижимость. Но арестовать единственную квартиру могут только, когда долг превышает 20 минимальных зарплат. Осложняется эта процедура в том случае, когда в квартире зарегистрированы дети или люди с инвалидностью. Для их выселения необходимо разрешение органов опеки и попечительства и соответствующее судебное решение», - объясняет юрист Даниил Наливайко.

В то же время, согласно этому же закону ««Об исполнительном производстве», не подлежат взысканию по исполнительным документам предметы ежедневного бытового обихода (посуда, постельное белье, средства гигиены), вещи индивидуального пользования (одежда, обувь, все детские вещи), лекарственные средства, очки и другие изделия медицинского назначения, необходимые должнику, членам его семьи и лицам, находящимся на его иждивении, по медицинским показаниям. Из мебели должно остаться по одной кровати и стулу на каждого человека, а также стол, шкаф, холодильник, телевизор, персональный компьютер на семью, мобильные телефоны – по одному на каждого.

Неприкосновенными являются запасы питьевой воды, продуктов питания, необходимые должнику для личного потребления, а также членам его семьи и лицам, находящимся на его иждивении, - из расчета на три месяца. Либо же - деньги, необходимые для приобретения воды и еды из расчета трехкратного размера минимальной зарплаты на каждого. Не подлежит изъятию и имущество, необходимое для религиозных культов, ритуальных обрядов, профессиональных занятий, орудия личного кустарного и ремесленного труда и книги.

Не забирают также топливо, необходимое для приготовления еды и отопления жилого помещения, а также семена для очередного посева, несобранный урожай, сельскохозяйственный инвентарь - у тех, кто занимается индивидуальным сельским хозяйством. Не подлежат конфискации племенной, молочный и рабочий скот (по одной единице), кролики (две пары), птица (пять голов) и корма для них.

Не могут быть изъяты технические и другие средства реабилитации, обеспечивающие жизнедеятельность людей с инвалидностью, и автомобиль, которым в соответствии с законом по медицинским показаниям обеспеченный человек с инвалидностью бесплатно или на льготных условиях. Останутся у должника и его призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми он был награжден.

Криминальный талант

Долги… испаряются

Как сообщает пресс-служба Нацполиции в Полтавской обл., правоохранители разоблачили «хакера», который взламывал личные кабинеты пользователи КП «Полтававодоканал».

Вероятным подозреваемым в несанкционированном вмешательстве в работу информационной системы коммунального предприятия является 44-летний полтавчанин. Он «обходил» степени защиты «Полтававодоканала» с помощью вредоносного программного обеспечения и в личных интернет-кабинетах клиентов менял показания счетчиков: одним жителям города он приписывал десятки кубометров воды, а другим – списывал долги. В кибер-полицию обратились представители водоканала, заподозрив вторжение кого-то постороннего в систему.

По данным копов, хакер в свое время закончил радиотехнический вуз в Полтаве, его служба в армии также была связана с радиотехникой. Причем, как сам он признался, делал он это – просто так, без какой-то личной заинтересованности – такой вот украинский «Робин Гуд». Вину свою он признал. И если она будет доказана в суде, то ему грозит наказание до пяти лет ограничения свободы (условный срок).

А в «Полтававодоканале» призвали горожан, у которых возникли подозрения в неправильно насчитанных сумах к оплате, - обращаться для возможного перерасчета.

Мнение

Все законы обходили, и это обойдут

Возможно, списать эти коммунальные долги и начать все с чистого листа было бы проще, чем искать вариант того, как вернуть задолженность. Но списание – это ложный, неправильный путь.

Ведь после того, как эти долги «простят» части населения, люди массово перестанут платить по принципу: им можно, а почему мне нельзя? Это нереально. И сумма уже приличная - больше 60 млрд грн. И таких «лишних» денег у нас нет. Нет их ни в местных бюджетах, ни в государственном, который и так перекраивают, чтобы как-то свести концы с концами. Но чего ждать от нового закона, если, конечно, его примут? Все сразу решится с долгами? Да ничего не решится! Ведь закон о реструктуризации существует и сейчас, и кто-то из должников даже подписал договор о реструктуризации. И что, платят? Кто-то, может, и платит, но далеко не все.

А что касается жестких санкций, то наши люди знают, как обходить законы, многие из них уже обходили, и этот придумают, как обойти.  

Проблема есть, долги есть, и они будут нарастать. Остановить этот процесс можно только в одном случае – если сделать адекватными тарифы, по которым люди смогут нормально оплачивать счета. Но тарифы вряд ли будут пересматривать. Потому что, считается, - эта тема немодная, второстепенная или даже третьестепенная.

А просто списать долги – нельзя, и никто этого не будет делать. И они так и будут висеть – очень долго, пока лет через 100 не обесценятся. Вообще, коммунальные долги – это такая долгоиграющая проблема, которую, похоже, власти выгоднее не замечать, и о том, что будет с ней дальше, не думать. Хотя надо было бы урегулировать ее, чтобы все было по справедливости.  

Александр Охрименко, директор Украинского аналитического центра

Точка зрения

Технический тормоз

Мне кажется, что этот закон, который предлагает решать вопрос задолженности за счет различных жизненных ситуаций, - не очень хорошо продуман. Скорее всего, он даже не будет принят. 

Долги в 63 млрд грн – это еще не так и много. Осенью прогнозировали, что они будут где-то на уровне 80 млрд грн. Но все решила теплая зим, которая сэкономила около 10 млрд грн. Да и ориентировались на другую цену газа.

Но все равно долги – это нехорошо. Авторы законопроектов, которые нацелены на решение вопроса коммунальных долгов, придумывают все так, чтобы население боялось. Ведь, в принципе, наличие долгов говорит о том, что люди не боится их наращивать. Существуют те, кто сознательно не платит, такая у них позиция. Раньше говорили, что пенсионеры боятся быть должниками. Но это если мы имеем в виду пенсионеров «старой закалки». Сейчас же и пенсионеры - другие. Те из них, кому по 60 лет, в 1991-м были молоды и полны сил, жили в условиях «дикого рынка», так что знают, что и как надо делать. У них уже страха перед долгами нет. Поэтому депутаты ищут финансовые инструменты для того, чтобы как-то повлиять на должников.

Но этот законопроект, на мой взгляд, - сыроват, его еще долго будут дорабатывать и вряд ли примут. А если и примут, то могут возникнуть сложности на этапе реализации. Хотя этот документ задает правильный тон, правильную цель: подготовить сегмент коммунальных служб к заходу туда рынка – рынка газа, рынка электроэнергии и т.д. В сферу жилищно-коммунальных услуг должны прийти рыночные отношения. А если есть рынок, то больших долгов не может быть. Если вдруг они и появляются, то там есть четкие правила, в том числе и о том, как происходит реструктуризация задолженности. Если она не выплачивается, то услугу «отрезают».

И вот тут возникает сложность. Как это реализовать? Ведь, например, по теплу чисто технически нет возможности лишить отдельно взятого жильца многоквартирного дома услуги. Так спроектированы наши дома. И это - основной тормоз. Все говорят, мол, вот МВФ требует, чтобы мы что-то делали с коммунальными долгами. И мы делаем. Кто же в нашей ситуации откажется? В очередной раз делаем, и нас снова останавливают технические вопросы. Поэтому идем в обход - ищем финансовые инструменты.

Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических стратегий

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых