aif.ru counter
715

Растаможка евроблях: новые налоги, штрафы и виды мошенничества

22 февраля 2019 года истекает срок, отведенный для льготной регистрации авто на еврономерах. С этой даты за растаможку нужно будет уплатить полный акциз, за просрочку – штраф в размере 8 500 грн. Но с мая 2019 года санкции станут жестче.

Растаможка евроблях: новые налоги, штрафы и виды мошенничества
Растаможка евроблях: новые налоги, штрафы и виды мошенничества © / Фейсбук

Три месяца льгот

С 25 ноября 2018 года владельцам евроблях дали возможность растаможить автомобили с применение льготной ставки акциза – с коэффициентом 0,5 вместо 1. Для этого отвели 90 дней.

Под данным Государственной фискальной службы на 14 февраля, за неполные три месяца льготного режима растаможили 161 тыс. таких автомобилей, что принесло в бюджет 10 млрд грн. Президент Петр Порошенко спустя несколько дней заявил о более впечатляющей цифре – больше 200 тыс. автомобилей и 11 млрд грн поступлений от акциза, которые ушли в Пенсионный фонд.

Темпы ударные и чем ближе к окончанию льготного периода, тем больше количество легализованных и растаможенных автомобилей обосновывается в Украине. Однако в стране, по разным оценкам, находится 1,5-2 млн евроблях. То есть оформить или уплатить штраф за нарушение таможенного режима захотели и смогли 10-13% владельцев. По каким правилам и в каких условиях будут растаможивать все остальные?

Новые даты – новые суммы

В полночь 22 февраля ставка акциза из льготной превращается в полную. Она рассчитывается по формуле: базовая ставка, помноженная на коэффициент двигателя (объем двигателя авто в куб. см, деленный на 1 тыс. куб. см) и помноженная на коэффициент возраста (возраст автомобиля, который отсчитывается от года следующего за годом производства).

Базовые ставки номинируются в евро:

- 50 – для бензиновых авто с объемом двигателя до 3 тыс. куб. см;

- 100 – для бензиновых авто с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см;

- 75 – для дизельных и полудизельных авто с объемом двигателя до 3,5 тыс. куб. см;

- 150 – для дизельных и полудизельных авто с объемом двигателя более 3,5 тыс. куб. см.

Помимо акциза, как и раньше, уплачивается ввозная пошлина и НДС. Стандартный размер ввозной пошлины – 10% от стоимости автомобиля. Но есть исключения. Электромобили не платят ее вовсе, пошлина при ввозе новой машины с объемом двигателя больше 3 тыс. куб. см – 5% стоимости, машины 2018 года выпуска из ЕС – 7,3%, автобусы на дизеле с объемом двигателя больше 5 тыс. куб. см – 20%.

НДС составляет 20% от суммы стоимости автомобиля, акциза и ввозной пошлины. Исключение – электромобили, которые до 2022 года освободили от уплаты этого налога.

Следующая важная дата для владельцев автомобилей на еврономерах – 24 мая 2019 года. До этого дня штрафы за нарушение таможенного режима составляют 8,5 тыс. грн, но потом градация нарушений изменится, а суммы вырастут в разы.

- 170 грн или предупреждение предусмотрены, если нарушены сроки пребывания автомобиля на иностранной регистрации в режиме транзита больше 1 дня;

- 3,4 тыс. грн – нарушение транзитного режима на 1-10 дней;

- 8,5 тыс. грн – нарушение транзитного режима на 10-120 дней;

- 850 грн или предупреждение предусмотрены за нарушение сроков в режиме временного ввоза до трех дней;

- 5,1 тыс. грн – нарушение режима временного ввоза на 3-10 дней;

- 17 тыс. грн – нарушение режима временного ввоза на 10-20 дней;

- 85 тыс. грн – сумма штрафа за нарушение транзитного режима и режима временного ввоза на 20-30 дней;

- 170 тыс. грн или конфискация автомобиля – наказание за нарушение транзитного режима и режима временного ввоза больше 30 дней.

Если авто на иностранной регистрации въезжает в страну в режиме транзита и пересекает две и больше областей, то может не регистрироваться десять дней. Если пересекает одну область – не больше 5 дней.

В режиме временного ввоза иностранец может ввезти автомобиль в Украину максимум на год. Если будет находиться на территории страны будет больше месяца – нужна временная госрегистрация. Штрафы за нарушения правоохранители смогут выписывать заочно и отправлять по адресу регистрации. Кроме того, полиция получит доступ к таможенной базе и сможет при остановке проверять, не нарушен ли режим транзита или временного ввоза.

Старые и новые схемы

Привычные способы ввоза автомобилей на иностранной регистрации после вступления в силу налоговых изменений и штрафных санкций отжили свое. Об этом говорит автоэксперт, глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко:

«Сам бизнес ликвидировался. Например, в Харькове возбуждены уголовные дела, поступили около 50 заявлений от обманутых бляхобизнесменами. Сейчас им занимаются правоохранители».

Но это не значит, что не пойманные за руку спецы по нелегальному ввозу блях сидят сложа руки. Они быстро нашли способы нажиться на людях после вступления в силу новых таможенных пошлин и под угрозой штрафных санкций.

«Они переродились в организации, которые предоставляют услуги по растаможке. Есть общественные организации активистов, которые опекали бляхеров. Они заявили, что будут готовить документы за 550 евро. Так что и дальше полным ходом идет облапошивание людей», - рассказывает Назаренко.

Оформление липовых документов – один вариант обмана. Второй – брать деньги за, якобы, поиск реального владельца. Ведь многие из таких автомобилей находятся на балансе у иностранных фирм, а наши водители управляют ими по доверенности. После принятых изменений в Таможенный и Налоговый кодексы легализовать их можно только оформив договор с настоящим владельцем, а найти его можно только за рубежом, да и не факт, что он согласится на сделку.

«Возникла новая «услуга» при растаможке, - также рассказывает Назаренко. - Вы покупаете автомобиль в ЕС, например, за 5 тыс. евро. Должны заплатить пошлину 500 евро и НДС 1 тыс. евро. Но к украинцу на таможне подходят и говорят: «Выброси бумажку, что машина куплена за 5 тыс. Дай нам 500 евро и мы дадим документ, по которому купчая за 1 тыс. евро. Ты заплатишь всего 200 евро НДС и 100 евро пошлины. Сэкономишь больше 1 тыс., а нам заплатишь только 500». Их слушают, бумагу выбрасывают. Только таможенники говорят, что оценивают стоимость автомобиля, а не то, за сколько он куплен. А по всем немецким каталогам автомобиль стоит 5 тыс. евро. В итоге человек все равно заплатил все налоги, но еще и проходимцам отдал 500 евро. Потом можно только доказывать, как это сейчас делают, что машину купили за 200 евро, а ее оценили в 5 тыс. Иностранцу может любая блажь в голову ударить. Он может и за 1 евро продать автомобиль, но таможня все равно оценивает его реальную стоимость».

Так что мошенники никуда не делись и, к сожалению, не денутся ни после 22 февраля, ни после 24 мая. Ведь изменения в законодательство введены не временные и не только для уже ввезенных в страну автомобилей.

«Никакого закона о евробляхах не было, - резюмирует Назаренко. - Закон №8487 – это изменения в Налоговый кодекс навсегда. По ним люди через 1-10 лет будут ввозить автомобили. Только одни будут платить исходя из реальной стоимости, а если таможенную оценку посчитают неверной, то через суд затребуют экспертную. А другие выбросят документы и будут покупать так называемые «ломанные инвойсы» в надежде на то, что сэкономят».