aif.ru counter
139

Ничего личного. Что предполагает изменение программы кредитования МВФ

Ничего личного. Что предполагает изменение программы кредитования МВФ
Ничего личного. Что предполагает изменение программы кредитования МВФ © / 24smi.com

Как стало известно на прошлой неделе, МВФ, с которым Украина планировала подписать долгосрочную программу EFF, предполагающую трехлетнее финансирование, переориентировалась на кратковременную, 18-месячную, программу stand-by. Что это меняет?

Точка не поставлена

Причиной изменения программы кредитования Украины Фонд называет экономическую неопределенность в связи с пандемией коронавируса.

«Учитывая беспрецедентную неопределенность в отношении экономических и финансовых перспектив и необходимость сосредоточить политические приоритеты на краткосрочном сдерживании и стабилизации, переговоры переключились на 18-месячный stand-by, который может обеспечить поддержку платежного баланса для усиления реакции властей», - заявил пресс-секретарь МВФ Джерри Райс.

Он уточнил, что Фонд тесно контактирует с властями Украины, обсуждая вопросы нового механизма финансирования. И когда ситуация восстановится, когда «фокус снова сместится на решение проблем долгосрочных структурных реформ в Украине, чтобы способствовать более сильному и более инклюзивному росту», переговоры о долгосрочной кредитовании продолжатся.  

По мнению представителя Украины в МВФ Владислава Рашкована, которое он обнародовал в Facebook, переговоры Украины с МВФ продолжаются, и окончательных решений еще нет.

«С точки зрения программ - у МВФ есть разные инструменты помощи странам. В условиях приоритета структурных реформ Фонд предлагает странам программы расширенного кредитования – EFF. Именно такую программу фонд предложил Украине обсуждать в середине 2019, после формирования нового правительства Алексея Гончарука и парламента. В сложившихся глобальных условиях неопределенности Фонд понимает, что странам очень сложно планировать структурные реформы на несколько лет вперед. Это проблема для многих правительств, не только для правительства Дениса Шмыгаля. И решение смены программ не является специфическим решением для Украины – пока что в целом это позиция Фонда во многих странах», - уточнил он.

Почему? Потому что, продолжает Рашкован, в антикризисных условиях или для предотвращения негативных последствий кризиса в Фонде есть другие программы. Одна из них – линии stand-by. Это более короткие, более сфокусированные на антикризисных мерах программы. Средства по ним получить легче. Средства могут быть также направлены в бюджет для частичного покрытия дефицита. Условий получения финансирования по ним меньше. Такие программы не направлены на структурные реформы. Они предполагают помощь странам в условиях кризиса на медицину и на сохранение финансовой стабильности.

Кроме того, считает представитель МВФ, в течение нескольких последних месяцев в Украине поменялось правительство, и под воздействием пандемии внешняя макросреда тоже поменялась. Изменился и макро-прогноз: планируемый рост экономики под воздействием COVID19 сменился на падение. Определенным образом изменились приоритеты правительства. В частности, закон о бюджете на 2020 год не предусматривает значительных поступлений от приватизации в 2020 году - а это была одна из структурных реформ, которые планировалось провести в рамках сотрудничества с МВФ. Дефицит госбюджета вырос и как реакция на кризис. Исходя из этого, stand-by - наиболее адекватный продукт от МВФ в ситуации преодоления кризиса, вызванного пандемией. И не только для Украины. Фонд сейчас вообще не обсуждает новые программы EFF.

Другое название. А сумма?

Что касается суммы финансирования, то, по словам Рашкована, программа EFF, которая обсуждалась раньше, была рассчитана на 3 года и на сумму 8 млрд долл. В рамках этой программы в течение следующих 18 месяцев, то есть, до конца 2021 года, мы могли бы получить от МВФ 5 млрд долл., а остальные 3 млрд - в 2022-2023 годах. А в рамках новой программы stand-by мы обсуждаем, что в течение следующих 18 месяцев получим те же 5 млрд долл. от МВФ. Выходит, что размер кредита на ближайшие 1,5 года для Украины не изменится.

А в целом после утверждения новой программы МВФ для Украины станут доступными такие источники финансовой международной поддержки:

- МВФ, программа stand-by: 3.5 млрд долл. (+1.5 млрд долл. в 2021-м);

- Bilateral, финансирование от других стран, привязанное к программе МВФ: 0.4 млрд долл.;

- Программа DPL Мирового Банка: 1 млрд долл.;

- Средства Мирового банка на помощь системе здравоохранения: 0.15 млрд долл.;

- Макрофинансовая помощь от ЕС: второй транш 0.6 млрд долл.;

- Новая макрофинансовая помощь от ЕС: 1.3 млрд долл.

В свою очередь, на изменение программы кредитования МВФ отреагировали и в Министерство финансов Украины.

«В связи с масштабным финансово-экономическим кризисом во всем мире из-за распространения COVID-19 и общей экономической неопределенностью относительно продолжительности и интенсивности последствий пандемии, МВФ изменил подходы к продолжительности программ со странами и предлагает вариант продолжения сотрудничества с Украиной по короткой программе кредитования stand-by. При этом сумма программы на соответствующие периоды остается неизменной. В то же время, пока переговорные процессы с Международным валютным фондом продолжаются. Вопрос о модальности программы (EFF или stand-by) еще дискутируется. Основная разница между этими программами заключается в сроке их реализации: stand-by - 1,5 года, EFF - 3 года. Правительство планирует финализировать переговоры с МВФ на следующей неделе», - сказано в заявлении Минфина.

Но, прежде чем продолжать переговоры с МВФ о сотрудничестве в любом формате, как заявил на заседании финансового комитета Верховной Рады министр финансов Сергей Марченко, необходимо принять во втором чтении законопроект № 2571-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности», так называемый, «антиколомойский» закон. Собственно, сегодня, на внеочередном заседании, парламентарии его и рассматривают.

В чем суть его? В Нацбанке считают, что он, скорее, «антимошеннический», чем «антиколомойский». А его принятие станет лишь дополнительным предохранителем, который не позволит вернуть национализированный банк прежним владельцам. В частности, речь о ПриватБанке.

«Возвращение банка Игорю Коломойскому невозможно уже по действующему законодательству (закон «О системе гарантирования вкладов физических лиц»). В нем есть норма о том, что предыдущий владелец национализированного банка не может ни требовать возврата банку обратно, ни требовать компенсацию за банк. Закон 2571-д - это лишь дополнительный предохранитель», - заявили в пресс-службе Нацбанка.

Алла Рыбалко

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых