Примерное время чтения: 5 минут
230

Ничего личного. Что предполагает изменение программы кредитования МВФ

Ничего личного. Что предполагает изменение программы кредитования МВФ
Ничего личного. Что предполагает изменение программы кредитования МВФ 24smi.com

Как стало известно на прошлой неделе, МВФ, с которым Украина планировала подписать долгосрочную программу EFF, предполагающую трехлетнее финансирование, переориентировалась на кратковременную, 18-месячную, программу stand-by. Что это меняет?

Точка не поставлена

Причиной изменения программы кредитования Украины Фонд называет экономическую неопределенность в связи с пандемией коронавируса.

«Учитывая беспрецедентную неопределенность в отношении экономических и финансовых перспектив и необходимость сосредоточить политические приоритеты на краткосрочном сдерживании и стабилизации, переговоры переключились на 18-месячный stand-by, который может обеспечить поддержку платежного баланса для усиления реакции властей», - заявил пресс-секретарь МВФ Джерри Райс.

Он уточнил, что Фонд тесно контактирует с властями Украины, обсуждая вопросы нового механизма финансирования. И когда ситуация восстановится, когда «фокус снова сместится на решение проблем долгосрочных структурных реформ в Украине, чтобы способствовать более сильному и более инклюзивному росту», переговоры о долгосрочной кредитовании продолжатся.  

По мнению представителя Украины в МВФ Владислава Рашкована, которое он обнародовал в Facebook, переговоры Украины с МВФ продолжаются, и окончательных решений еще нет.

«С точки зрения программ - у МВФ есть разные инструменты помощи странам. В условиях приоритета структурных реформ Фонд предлагает странам программы расширенного кредитования – EFF. Именно такую программу фонд предложил Украине обсуждать в середине 2019, после формирования нового правительства Алексея Гончарука и парламента. В сложившихся глобальных условиях неопределенности Фонд понимает, что странам очень сложно планировать структурные реформы на несколько лет вперед. Это проблема для многих правительств, не только для правительства Дениса Шмыгаля. И решение смены программ не является специфическим решением для Украины – пока что в целом это позиция Фонда во многих странах», - уточнил он.

Почему? Потому что, продолжает Рашкован, в антикризисных условиях или для предотвращения негативных последствий кризиса в Фонде есть другие программы. Одна из них – линии stand-by. Это более короткие, более сфокусированные на антикризисных мерах программы. Средства по ним получить легче. Средства могут быть также направлены в бюджет для частичного покрытия дефицита. Условий получения финансирования по ним меньше. Такие программы не направлены на структурные реформы. Они предполагают помощь странам в условиях кризиса на медицину и на сохранение финансовой стабильности.

Кроме того, считает представитель МВФ, в течение нескольких последних месяцев в Украине поменялось правительство, и под воздействием пандемии внешняя макросреда тоже поменялась. Изменился и макро-прогноз: планируемый рост экономики под воздействием COVID19 сменился на падение. Определенным образом изменились приоритеты правительства. В частности, закон о бюджете на 2020 год не предусматривает значительных поступлений от приватизации в 2020 году - а это была одна из структурных реформ, которые планировалось провести в рамках сотрудничества с МВФ. Дефицит госбюджета вырос и как реакция на кризис. Исходя из этого, stand-by - наиболее адекватный продукт от МВФ в ситуации преодоления кризиса, вызванного пандемией. И не только для Украины. Фонд сейчас вообще не обсуждает новые программы EFF.

Другое название. А сумма?

Что касается суммы финансирования, то, по словам Рашкована, программа EFF, которая обсуждалась раньше, была рассчитана на 3 года и на сумму 8 млрд долл. В рамках этой программы в течение следующих 18 месяцев, то есть, до конца 2021 года, мы могли бы получить от МВФ 5 млрд долл., а остальные 3 млрд - в 2022-2023 годах. А в рамках новой программы stand-by мы обсуждаем, что в течение следующих 18 месяцев получим те же 5 млрд долл. от МВФ. Выходит, что размер кредита на ближайшие 1,5 года для Украины не изменится.

А в целом после утверждения новой программы МВФ для Украины станут доступными такие источники финансовой международной поддержки:

- МВФ, программа stand-by: 3.5 млрд долл. (+1.5 млрд долл. в 2021-м);

- Bilateral, финансирование от других стран, привязанное к программе МВФ: 0.4 млрд долл.;

- Программа DPL Мирового Банка: 1 млрд долл.;

- Средства Мирового банка на помощь системе здравоохранения: 0.15 млрд долл.;

- Макрофинансовая помощь от ЕС: второй транш 0.6 млрд долл.;

- Новая макрофинансовая помощь от ЕС: 1.3 млрд долл.

В свою очередь, на изменение программы кредитования МВФ отреагировали и в Министерство финансов Украины.

«В связи с масштабным финансово-экономическим кризисом во всем мире из-за распространения COVID-19 и общей экономической неопределенностью относительно продолжительности и интенсивности последствий пандемии, МВФ изменил подходы к продолжительности программ со странами и предлагает вариант продолжения сотрудничества с Украиной по короткой программе кредитования stand-by. При этом сумма программы на соответствующие периоды остается неизменной. В то же время, пока переговорные процессы с Международным валютным фондом продолжаются. Вопрос о модальности программы (EFF или stand-by) еще дискутируется. Основная разница между этими программами заключается в сроке их реализации: stand-by - 1,5 года, EFF - 3 года. Правительство планирует финализировать переговоры с МВФ на следующей неделе», - сказано в заявлении Минфина.

Но, прежде чем продолжать переговоры с МВФ о сотрудничестве в любом формате, как заявил на заседании финансового комитета Верховной Рады министр финансов Сергей Марченко, необходимо принять во втором чтении законопроект № 2571-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования некоторых механизмов регулирования банковской деятельности», так называемый, «антиколомойский» закон. Собственно, сегодня, на внеочередном заседании, парламентарии его и рассматривают.

В чем суть его? В Нацбанке считают, что он, скорее, «антимошеннический», чем «антиколомойский». А его принятие станет лишь дополнительным предохранителем, который не позволит вернуть национализированный банк прежним владельцам. В частности, речь о ПриватБанке.

«Возвращение банка Игорю Коломойскому невозможно уже по действующему законодательству (закон «О системе гарантирования вкладов физических лиц»). В нем есть норма о том, что предыдущий владелец национализированного банка не может ни требовать возврата банку обратно, ни требовать компенсацию за банк. Закон 2571-д - это лишь дополнительный предохранитель», - заявили в пресс-службе Нацбанка.

Алла Рыбалко

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых