184

Пенсия для молодых: чего ждать от накопительной системы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и Факты в Украине 18/02/2021
Пенсия для молодых: чего ждать от накопительной системы
Пенсия для молодых: чего ждать от накопительной системы © / Пенсионный фонд Украины

Дорожная карта реформы

А зачем вводить новый вид пенсии? И что не так с тем, который действует сейчас? Объясним все по порядку. Ныне действующая солидарная пенсионная система с каждым годом все меньше справляется с поставленной перед ней задачей - из-за тенденции к демографическому дисбалансу: пенсионеров становится все больше, а трудоспособного населения (да еще и работающего официально) все меньше. Эта тенденция наметилась не сегодня, поэтому требует какого-то решения.

Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» был принят у нас еще в 2004 году и наметил три уровня пенсионного обеспечения. Первый из них – это уже хорошо известная нам и до сих пор действующая солидарная система, предполагающая, что работающие платят взносы в Пенсионный фонд, и эти деньги идут на пенсии. Получается, что молодые поколения и люди среднего возраста обеспечивают пожилых. Второй уровень - накопительный. При нем как сами работающие, так и их работодатели вносят обязательные ежемесячные взносы на персональные счета, и таким образом накапливаются средства для пенсий. Третий уровень – это негосударственное пенсионное обеспечение, предполагающее, что человек, кроме обязательных пенсионных отчислений, будет вносить каждый месяц определенные суммы в один из негосударственных пенсионных фондов.

Этот закон стал дорожной картой для пенсионной реформы, которая уже практически полностью прошла первый уровень – произошло усовершенствование солидарной пенсионной системы. В рамках этого усовершенствования повышены минимальные пенсии, отменены спецпенсии, внедрена ежегодная индексация пенсий, введены ежемесячные доплаты тем, кто старше 80 лет. На очереди - доплаты более молодым пенсионерам, тем из них, кто преодолел 75-летний возрастной рубеж, затем – 70-летний и т.д. Кроме того, постепенно повышен пенсионный возраст для женщин. В итоге, начиная с текущего года, в этом плане у нас – абсолютное гендерное равенство: независимо от пола, на пенсию можно уйти в 60 лет.

Точнее, можно уйти, а можно и не уйти, поскольку повышение пенсионного возраста продолжается, правда, скрыто, завуалировано. И теперь стать пенсионером в Украине даже в 60 лет с каждым годом - все сложнее. Главным условием для выхода на заслуженный отдых является наличие определенных лет страхового стажа. В прошлом году он мог быть 27 лет, а в этом году он уже должен быть не меньше 28 лет. Ежегодно это требование будет увеличиваться на 1 год, вплоть до необходимости иметь 35 лет стажа в 2028-м. Те, у кого страховой стаж меньше, но все-таки он есть, на пенсию смогут уйти в 63 года. Для этого в 2020-м надо было иметь стаж от 17 до 27 лет, в 2021-м – от 18 до 28 лет, а с каждым следующим годом – на год больше, вплоть до стажа от 25 до 35 лет в 2028-м. Оформить пенсию в 65 лет в прошлом году смогли те, у кого трудовой стаж составлял от 15 до 17 лет, и с каждым годом это требование растет до максимальных от 15 до 25 лет в 2028-м. В этом году оно уже составляет от 15 до 18 лет.

Те, у кого требуемого стажа нет, могут надеяться только на социальные пенсии. Их назначают после 65 лет в том случае, если нет других источников к существованию, в том числе, и пенсии мужа или жены, а также помощи от взрослых детей.

Через 15 лет пенсий не будет?

Зачем понадобилось ужесточение условий получения пенсий? Дело в том, что это – вынужденная необходимость, с «помощью» которой у нас будет оставаться все меньше пенсионеров. И, таким образом, существующая солидарная пенсионная система дольше сможет оставаться на плаву.

«По данным ООН, Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения, - говорит министр социальной политики Марина ЛАЗЕБНАЯ. – Причем, в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить за счет трудоспособных граждан. За пять лет население сократится на 18%, соотношение между пенсионерами и работающими вырастет почти вдвое. Взносов работающих и сейчас недостаточно для обеспечения необходимого уровня жизни пенсионеров, а в дальнейшем ситуация будет ухудшаться. По нашему мнению, разумной альтернативы введению второго уровня пенсионной системы не существует. Поэтому нам необходимо ввести накопительную систему с посильными взносами, которые будут платить и сам работник, и его работодатель. Дополнительно такая система будет способствовать детенизации занятости. Достичь успеха можно только в рамках тесного диалога между государством и другими заинтересованными сторонами - работниками и работодателями. Нам всем необходимо найти баланс интересов».

По ее словам, должна быть выстроена комплексная программа с четким алгоритмом действий для достойного пенсионного обеспечения граждан Украины. Ведь сейчас такой важный для начисления пенсий показатель, как коэффициент замещения, сильно упал: раньше он был на уровне 57%, сегодня составляет 29%, а в дальнейшем может стать менее 20%. Что это означает? Что в недалеком будущем, имея зарплату 10 тыс. грн, украинец сможет получить солидарную пенсию на уровне всего лишь 2 тыс. грн. Ситуация приближается к критической.

«Если мы ничего не изменим, то лет через 15 нам нечем будет платить пенсии вообще, - заявил премьер-министр Денис ШМЫГАЛЬ. - Ведь для нормального функционирования солидарной системы нет главного – достаточного количества взносов в Пенсионный фонд от трудоспособных граждан».

По факту, работающих у нас очень мало - ненамного больше, чем пенсионеров: многие уехали на заработки за границу. А из тех, кто остался в стране, большинство трудятся в тени – нелегально, без оформления, и, соответственно, без уплаты взносов в Пенсионный фонд.

В Кабмине уверены, что иного выхода, кроме как вводить второй уровень пенсионной реформы, предполагающей старт накопительной пенсионной системы, - не существует. И правительство намерено уже в ближайшее время приступить к введению накопительных пенсий. В парламенте зарегистрирован соответствующий законопроект, принятие которого может стать стартом внедрения новой пенсионной системы.

В чем ее суть? Накопительная система не станет панацеей для нынешних пенсионеров и даже для всех работающих. Но она окажется надеждой для обеспеченной старости тех, кому до пенсии еще далеко. То есть, в ней смогут участвовать украинцы в возрасте до 35 лет. Ведь при этой системе требуется время для того, чтобы накопить себе достойную пенсию. Соответствующий законопроект, зарегистрированный на сайте Верховной Рады, предлагает установить взносы на уровне 4%, которые поровну платят работник и работодатель. Этот процент отчислений (пока точно неизвестно, кто и в каких пропорциях их будет платить) со временем вырастет до 7%. При этом, ЕСВ могут немного уменьшить. Ведь этот единый социальный взнос еще долго придется платить всем работающим, а молодежи, соответственно, - параллельно со взносом в накопительную систему, поскольку нынешние пенсионеры будут получать по старинке солидарную пенсию.

Фото: АиФ в Украине

Третий уровень пенсионной реформы – взносы в негосударственные пенсионные фонды – планируют запустить в период с 2023 по 2030 год. Работники смогут вносить в этот фонд ежемесячный взнос (от 3% в 2023 году – до 7% в 2050-м). И такой же процент взноса в этот же фонд за своего работника должен будет вносить и его работодатель.

Чем недовольны профсоюзы?

В принципе, накопительную пенсионную систему могли бы ввести давно. Но каждый раз спотыкались о несовершенство системы, и старт откладывали. Что будет сейчас -  неизвестно, поскольку на оттягивание этого шага больше нет времени, но «белые пятна» по-прежнему есть. За что критикуют введение накопительной пенсионной системы в том виде, в котором ее могли бы внедрить сейчас?

Свои замечания высказали профсоюзы. По их мнению, в законопроекте о введении накопительной пенсионной системы, который сейчас находится на рассмотрении в парламенте, «допущено сужение содержания и объема существующих прав и свобод, гарантированных Конституцией Украины, что является недопустимым нарушением». Глава объединений профсоюзов, председатель Федерации профсоюзов Украины (ФПУ) Григорий Осовой в письме в Комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов поставил вопрос о необходимости существенной доработки этого законопроекта. В частности, по мнению профсоюзов, законопроект не предусматривает создания эффективного механизма сохранения накопленных в негосударственных пенсионных фондах средств участников накопительной пенсионной системы. При том, что страховые взносы в накопительную пенсионную программу являются обязательными, в законе должны быть предусмотрены надлежащие гарантии сохранения этих средств. Также, по мнению профсоюзов, предусмотренные в законопроекте «ужесточенные требования к негосударственным пенсионным фондам», которые должны пройти авторизацию, а также «усиленный надзор и контроль за их деятельностью» в условиях неэффективной государственной антикоррупционной системы не могут рассматриваться как инструменты, которые способны обеспечить надежную защиту пенсионных накоплений работников.

В целом же, позиция профсоюзов заключается в том, что в современных условиях введение накопительной профессиональной пенсионной системы в Украине является преждевременным. Этот процесс должен начинаться только после стабилизации процесса роста экономики в стране, создания устойчивой и надежной банковской системы, развитого и надежного рынка ценных бумаг, что позволит эффективно размещать и использовать средства накопительной пенсионной системы.

Мнение Охрименко

Нельзя рисковать

- При нынешней ситуации ведении накопительной пенсионной системы – неизбежно. Правда, все же понимают, что этот шаг ничего не изменит для нынешних пенсионеров, ведь на хорошую пенсию даже за 10 лет невозможно накопить. В программу по внедрению накопительной системы обязательно будут вступать те, кто не старше 35 лет, остальные – смогут тоже, но уже по желанию. За 30-35 лет можно накопить на свою пенсию приличную сумму. Но до тех пор, пока нынешняя молодежь пойдет на пенсию, у нас еще довольно-таки долго будут сосуществовать две пенсионные системы – накопительная и солидарная. Иначе нельзя. Поэтому тот ЕСВ в 22%, который сегодня работодатель вносит в Пенсионный фонд за своего работника (эти деньги идут на выплаты пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе), будет только частично идти в тот же государственный Пенсионный фонд, например, это будет 20%, а 2% пойдут в фонд накоплений. А еще не менее 2% от своей зарплаты люди более молодых поколений сами будут ежемесячно вносить на свой накопительный счет. Пропорция, которую платит работодатель, будет со временем меняться: процент взноса в государственный фонд будет уменьшаться, а на накопительный счет работника – увеличиваться, вплоть до 22%. Работодатель также сможет в качестве поощрения перечислять на счет работника больше 22% от его зарплаты, да и сам будущий пенсионер вправе вносить больше 2%. В итоге, можно очень даже приличную сумму накопить себе на пенсию. Но одно дело – накопить энную сумму, а другое – сделать так, чтобы эти деньги не обесценились даже лет через 30, когда придет время получать пенсии. А вот с этим у нас проблемы. Чтобы их не было, на мой взгляд, надо принять соответствующие законы, которые позволяли бы половину поступающих на накопительные счета средств переводить в иностранную валюту и инвестировать в государственные ценные бумаги таких надежных стран, как, например, США или Германия, где риск непогашения – не больше 2%.  Если это будет сделано, то накопления наших граждан будут защищены. Если нет, то есть большой риск того, что все это окажется мыльным пузырем.

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

В тему

Наши заграниченые пенсионеры

По данным Пенсионного фонда Украины (ПФУ), в 2020 году на зарубежные пенсии украинцев было потрачено более 3 млн евро и 150 тыс. долларов.

Кому и почему Украина платит «заграничные» пенсии? Как объясняют в фонде, в том случае, если украинец официально работал в одном из иностранных государств, он вправе тот свой трудовой стаж зачислить в общий стаж при начислении пенсии в Украине. Это регламентируется межгосударственным соглашением о социальном обеспечении. Такие соглашения заключены у Украины с 23 странами: Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Венгрией, Молдовой, Беларусью, Грузией, Азербайджаном, Монголией, Румынией, Латвией, Литвой, Словакией, Чехией, Болгарией, Эстонией, Испанией, Португалией и Польшей. Как правило, этой возможностью пользуются украинцы для того, чтобы получить, согласно закону Украины, право выхода на пенсию после 35 лет работы.

В 2020 году ПФУ направил за границу 154,6 тыс. долл. и 3,159 млн евро. Эти пенсии получили 4 682 наших граждан за границей. Средний размер такой пенсии составил 121,56 долл. и 57,54 евро.

К слову, по данным на 1 января 2021 года, в Украине насчитывалось 11,1 млн пенсионеров, из которых 2,7 продолжали работать.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...