aif.ru counter
4498

Оптимизация: к чему готовиться получателям льгот и госпомощи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. Аргументы и Факты в Украине 30/07/2020
Оптимизация: к чему готовиться получателям льгот и госпомощи
Оптимизация: к чему готовиться получателям льгот и госпомощи © / УНИАН

Считается, что от 50% до 75% украинцев получают разные виды льгот и соцпомощи. Но, похоже, что уже в обозримом будущем ситуация изменится, и эти проценты сильно уменьшатся. В нашей стране стартовал процесс оптимизации назначения и предоставления социальной помощи. Кто может оказаться за бортом?

Матерей-одиночек станет меньше?

Шокирующая новость. Первыми под раздачу оптимизации соцуслуг попали матери-одиночки. Навскидку эксперты предполагают, что тех из них, кто в последнее время получал помощь на детей, в нашей стране - более 600 тысяч. Лет 20 назад эта цифра была раз в 20 меньше. Давно уже не секрет, что не все одинокие матери действительно в одиночку воспитывают детей. Но, по большому счету, никто и не осуждает женщин, не уверенных в том, что отцы их детей помогут поставить любимых чад на ноги, и идут на хитрость, поставив в свидетельстве о рождении своих детей в графе «отец» - прочерк. Мало того, выводить на чистую воду фейковых матерей-одиночек для государства - мера непопулярная, поэтому на эту проблему долгое время чиновники закрывали глаза.

Но несколько лет назад, когда на повестку дня встала верификация льготников (то есть, проверка, кто из них честно, а кто нечестно получает помощь от государства) очередь дошла и до матерей-одиночек. Бывший тогда министром соцполитики Андрей Рева говорил, что нашим женщинам с детьми невыгодно регистрировать брак, поскольку создан такой социальный механизм, который позволяет им извлечь свою выгоду, как матери-одиночки.

Что интересно: чем больше повышались выплаты для этой категории украинок, тем больше у нас регистрировалось детей без отцов. Например, в 2002 году, когда матерям-одиночкам государство выплачивало на ребенка по 10% от минимальной зарплаты – 11,8 грн/месяц, их было 27,2 тысячи. Но с 2005 года, когда им стали выплачивать разницу между фактическими доходами и прожиточным минимумом, их количество стало резко увеличиваться.

Борьбу против фейковых матерей-одиночек открыли несколько лет назад. И в декабре 2018 года стало известно о громком судебном деле, когда в Ужгороде местная прокуратура отсудила у матери-одиночки, воспитывающей пятерых детей, более 20 тыс. грн.

В протоколе судебного заседания сказано, что на самом деле женщина – не мать-одиночка. Хоть она и имела такой статус, но проживала она с отцом своих детей. Прокуратуре удалось доказать, что отец жил с детьми, как минимум, с мая 2016-го по октябрь 2017-го. За эти 1,5 года женщина получила от государства в виде помощи, как мать-одиночка, более 20 тыс. грн. По решению суда эти деньги она вернула в бюджет.

Жительнице Глухова Сумской обл. тоже был вынесен приговор суда, в соответствии с которым должна вернуть государству незаконно полученные 11 471 грн в качестве помощи на ребенка как матери-одиночке, хотя она жила с отцом ребенка. Узнав об этом, соцслужбы предлагали ей вернуть эти деньги без судебной тяжбы, но она отдала только 2 тысячи. Остальную сумму забрали через суд. Эти два примера – не единственные. За последние несколько лет многим женщинам в подобных ситуациях пришлось вернуть незаконно полученную помощь. 

Кстати, получив обманным путем статус матери-одиночки и не указав в детских документах фамилии отцов, украинки сами себя загоняют в сложное положение. Если правда выйдет наружу, и они лишаются статуса матерей-одиночек, то рассчитывать на алименты от биологических отцов - сложно. Для этого мужчины сами должны официально признать свое отцовство или сдать тест ДНК.

Но, начиная с 1 июля, даже не каждой настоящей матери-одиночке удастся получать помощь на детей. В соответствии с нормами Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения социальных гарантий для отдельных категорий лиц» от 02.06.2020 года № 646-IX, одним из условий назначения выплаты пособия матерям-одиночкам является требование быть официально трудоустроенной (или официально оформить на своей работе декретный отпуск). Либо – они должны стоять на учете в центре занятости.

В соцсетях женщины возмущаются: мол, как можно работать, если не на кого оставить детей? И возьмут ли на учет на бирже труда женщину, которая в ближайшее время не сможет работать, поскольку не с кем дома оставить детей? Эти вопросы пока -  риторические. И, наверное, будут решаться в каждом отдельно взятом случае индивидуаьно.

Дотянуться до Европы

В Министерстве социальной политики утверждают, что в нашей стране давно назрела реформа системы соцзащиты населения. Эта сфера нуждается в оптимизации – то есть, в более четкой, более адресной помощи нуждающимся. Это уже - требование времени. И оно будет реализовано.

«Мы формируем новую социальную политику, модернизируем и приближаем ее к людям, ведь те, о ком мы заботимся, являются наиболее уязвимыми категориями граждан. Совместными действиями мы достигнем настоящего европейского уровня жизни для каждого украинца», - заявила министр соцполитики Марина Лазебная

Что касается стремления к европейскому уровню - то, можно сказать, что он точно будет достигнут в плане количества получателей госпомощи: если у нас она предоставляется в том или ином варианте примерно половине населения, то в Европе – от 5 до 10%. Что ж, прагматизм – это правильно. Главное, чтобы он не ударил по действительно нуждающимся.

Кстати, в Минсоцполитики, говоря о повышении соцстандартов, акцентируют внимание и на повышении минимальной зарплаты. Уже с 1 сентября этого года ее планируют повысить с нынешних 4730 грн до 5 тыс. грн, в планах с 1 января 2021-го – повышение до 6 тыс. грн, а с 1 июля 2021-го – до 6,5 тыс. грн. По словам министра, планомерное повышение минималки - это:

•          повышение уровня жизни людей, которые работают, но имеют маленькие доходы;

•          в принципе - борьба с бедностью;

•          борьба с материальным неравенством в обществе;

•          детенизация зарплат «в конвертах».

Кроме того, считает М. Лазебная, дополнительные поступления в Пенсионный фонд Украины от повышения минимальной зарплаты только к концу этого года могут составить почти 1 млрд грн. А с 1 июля уже повышен прожиточный минимум на 4,5%, и, соответственно, увеличены размеры соцгарантий и пособий.

В связи с изменением прожиточного минимума, выросли минимальные пенсии с 1638 до 1712 грн, надбавки и повышения к пенсиям, которые тоже зависят от прожиточного минимума. В этом году, в декабре, планируется еще одно такое же повышение прожиточного минимума, и, соответственно, будут повышены некоторые пенсии и соцпособия. Также с 1 июля 2020 увеличен уровень помощи детям, воспитывающимся в малообеспеченных семьях, с 85% до 130% от прожиточного минимума (для соответствующей возрастной группы).

Надо отметить, что в нашей социальной политике запланированы не только новые подходы к начислению пособий, но о реформирование самой системы, которую намерены превратить в Национальную социальную сервисную службу. Пока что проект создания ее  находится на согласовании в разных высоких кабинетах, но недалек час его презентации.

Но уже известно, что новая служба будет заниматься такими вопросами:

•          предоставлением соцуслуг и работой с семьями с детьми;

•          оздоровлением и отдыхом детей из малообеспеченных семей;

•          усыновлением и защитой прав детей;

•          социальной адаптацией лиц после тюремного заключения;

•          связанными с домашним насилием и торговлей людьми;

•          касающимися внутренне перемещенных лиц;

•          соцзащитой людей с инвалидностью, чернобыльцев, ветеранов, в том числе, и денежными выплатами для этих категорий граждан;

•          социальной и профессиональной адаптацией бывших военных.

Кроме того, некоторые соцуслуги будут предоставляться на платной основе – для тех, кто в состоянии их оплатить. В этом плане, конечно, интересны подробности, которые мы узнаем чуть позже – ведь хотелось бы, чтобы была четкая грань, и те услуги, которые должны быть бесплатными, все-таки не продавались.

Кстати, новая служба будет заниматься еще и верификацией получателей субсидий и соцвыплат, а также отсеиванием тех претендентов на соцпомощь, которые будут пытаться оформить и получать ее незаслуженно, обманным путем. Акцент в этом плане сделают на том, что инспекторы-соцработники будут собирать все нужные данные (покупки, расходы, неофициальные доходы) непосредственно на месте, посещая жилища претендентов на помощь и беседуя с их окружением, в том числе, и со всезнающими бабушками-соседками.

Но, как утверждают в Минсоцполитики, как бы не менялся формат соцслужбы - и сейчас, и в будущем достаточно внимания будет уделяться детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, которые имеют инвалидность.

«Ситуация по обеспечению жильем детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки - критическая, она требует немедленного решения», - заявила на заседании Комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики М. Лазебная.

По ее словам, количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которые имели право на внеочередное получение жилья на начало 2019 года, составило 28 708 человек, а по данным на начало 2020-го их уже 30 684 человека.

Наверное, большинство украинцев - за то, чтобы при нашем скудном бюджете деньги шли на помощь только тем, кто в ней действительно нуждается. Скорее всего, после переформатирования соответствующей службы, льготников и получателей соцвыплат поубавится. Но важно при этом, чтобы помощь нуждающимся действительно стала более эффективной и реально гарантировала достойную жизнь.

Кошелек

Что было, что будет?

Как информирует Минсоцполитики, до 1 июля 2020 года размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям со всеми повышениями (10% - 20%) и надбавками (250 - 500 грн) на ребенка составлял в среднем 115% от размера прожиточного минимума на ребенка соответствующего возраста. После 1 июля размер такой помощи составит 130% от размера прожиточного минимума на ребенка соответствующего возраста:

 - для детей до 6 лет - 2 416,7 гривен;

 - для детей от 6 до 18 лет - 3 013,4 гривен.

Также отменена норма, ограничивающая максимальный размер пособия (он составлял 75% уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи). Однако с 1 июля 2020 года максимальный размер государственной социальной помощи не может превышать прожиточный минимум для семьи. В этом показателе слагают обозначенные в законе суммы для каждого члена семьи.

Алименты – не всегда доходы

При начислении соцпособий и льгот будут учитывать:

•          зарплаты, надбавки, премии;

•          регулярные денежные выплаты, командировочные;

•          стипендии, пенсии, помощь на обучение;

•          доходы от предпринимательской деятельности;

•          материальное обеспечение по безработице;

•          доходы от сдачи в аренду жилья;

•          денежное обеспечение военнослужащих, кроме военнослужащих срочной службы;

•          возмещение ущерба из-за травмы на производстве;

•          заработок работающих учеников или студентов;

•          полученные алименты;

•          доходы, полученные в натуральном виде;

•          доходы от ведения сельского хозяйства, сдачи пая в аренду;

•          помощь в связи с временной нетрудоспособностью;

•          доходы от продажи недвижимости, автомобиля;

•          чернобыльские выплаты.  

Доходы, которые не учитываются при расчете совокупного дохода семьи:

•          выплачиваемые алименты;

•          единоразовая помощь при рождении ребенка;

•          часть единоразовой помощи при усыновлении ребенка;

•          помощь на похороны;

•          субсидия;

•          денежное обеспечение военнослужащих срочной службы;

•          благотворительная помощь;

•          медицинская страховка по договорам добровольного страхования;

•          единоразовое вознаграждение при получении звания «Мать-героиня»;

•          оплата работы членов избирательной комиссии.

В тему

По справедливости

Президент Украины поручил Кабмину разобраться с проблемой несправедливого начисления пенсий семьям воинов, погибших в АТО / ООС.

«Есть несправедливость в том, что военные, погибшие на войне в 2014-2018 годах, тогда получали зарплату в пару тысяч гривен. Пенсии, которые сейчас получают их родители, очень отличаются от пенсий родителей тех воинов, которые погибли, получая заработную плату в 14, 16 или 20 тысяч. Поэтому пенсия там в разы меньше, и они говорят о несправедливости», - отмечает Владимир Зеленский.

Минсоцполитики работает над решением этой проблемы, а также ряда других несправедливых диспропорций в размерах пенсий, которые существуют сейчас.

«Мы сейчас готовим, во-первых, комплексное упорядочение солидарной пенсионной системы, направленное, в том числе, и на уменьшение разрыва между минимальными и максимальными пенсиями, во-вторых, мы работаем над программами повышения пенсий, которые предлагаем реализовать в 2021 году. Пенсионное обеспечение бывших военнослужащих и членов их семей - важный вопрос, которым мы тоже занимаемся», - объясняет министр соцполитики.

Мнение

Не бойтесь верификации

- Мне кажется, что любой здравомыслящий человек – только за то, чтобы нуждающиеся у нас получали помощь от государства. Но не секрет, что не все наши льготники – так прямо и нуждаются. Есть люди, которые прекрасно живут, имеют хорошее жилье, транспорт, отдыхают за границей, но не считают зазорным фиктивно оформлять льготы, скрывать доходы и получать помощь от государства (которая, все же понимают, должна предназначаться только для малоимущих). В цивилизованном мире, где четко работают законы, даже те, кому совесть позволила бы что-то не свое взять у государства, потом жалеют. Потому что законы обойти и обмануть там нереально. У нас же многие считают, что закон, «как дышло, куда повернул, туда и вышло», поэтому так много всевозможных псевдо-льготников. И те меры, которые сейчас начали применять к получателям соцпомощи, - правильны. Закон надо соблюдать. Иначе наш путь – в никуда. Не бойтесь верификации и оптимизации соцуслуг, а бойтесь нарушать законы.

Даниил Наливайко, юрист

Детский отдых

Лагеря откроют?

В этом году из-за карантина до сих пор не открыты детские лагеря, в которых, в том числе, должны отдыхать и дети, имеющие право на бесплатные путевки. Но наконец-то в Минздраве дали обнадеживающий прогноз.

«Мы приняли новое постановление об установлении карантина на территории страны. Это не просто продление карантина. Изменены условия адаптивного карантина. Есть деление на четыре зоны: зеленую, желтую, оранжевую и красную. Если регион находится в «зеленой» или «желтой» зоне, то, начиная с 1 августа, будет разрешена работа детских лагерей. А в регионах «оранжевой» и «красной» зон детские лагеря будут закрыты», - заявил министр здравоохранения Максим Степанов.

Однако, как объяснил министр, родители детей, которые поедут на отдых, должны настроить их на то, что все равно придется придерживаться дистанции и не забывать о гигиене рук.

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых