497

Как украинцы переживают кризис – инфографика

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и Факты в Украине 24/06/2015

Позитив отыгран

«Рост потребительских настроений в мае произошел прежде всего из–за улучшения ожиданий. Экономическая ситуация стабилизировалась, и украинцы надеются на ее улучшение в будущем», – говорится в исследовании компании.

Напомним, в апреле 2015 г. потребительские настроения украинцев остались почти без изменений. Ранее, в марте 2015 г., ИПН составил 41,8 п.

«Улучшение потребительских настроений в мае вызвано несколькими факторами. Во–первых, длительные майские праздники, которые традиционно повышают уровень потребительских настроений. Во–вторых, стабилизация валютного рынка и сокращение инфляционных ожиданий. Повлияло также относительное затишье на Донбассе», – считает Андрей Шевчишин, ведущий эксперт информационно–аналитического центра FOREX CLUB в Украине.

Однако, по мнению эксперта, говорить о полном восстановлении потребительских настроений пока рано.
«На определенном уровне позитив от стабилизации уже отыгран потребительским рынком, но для дальнейшего улучшения необходимы более весомые факторы. Такими факторами могут стать индексация зарплат и социальных выплат, снижение тарифов ЖКХ, активизация пенсионной и медицинской реформы, которые призваны снизить нагрузку на бюджет», – продолжает Шевчишин.

Эксперт считает, что потребительские настроения имеют высокую корреляцию с уровнем розничных продаж. В итоге их улучшение свидетельствует о возможности оживления торговли товарами и услугами.
«Если учесть приток ликвидности в июне (выплаты ФГВФЛ), можно сказать об определенном импульсе для экономики. Однако пока это только разовая инъекция и, если учесть остановку и снижение активности ряда крупных промышленных предприятий, говорить о стабильности восстановления пока преждевременно», – говорит Шевчишин.

Желания и возможности

Мало того, настроения – это конечно дело хорошее, но одного желания покупать больше недостаточно.
«Настроения улучшились благодаря тому, что те факторы, которые их угнетали на протяжении последних месяцев, немного сдвинулись с минуса в сторону плюса: курс гривны по отношению к доллару по сравнению с февралем–мартом укрепился и держится, острота военного конфликта несколько снизилась. Но настроения – это хорошо, а возможностей больше не стало. Не стоит забывать, что розничная торговля обвалилась на 25%, чего не было никогда, даже в самые кризисные времена. Фактические цифры говорят, что при хорошем настроении люди продолжают ограничивать расходы», – говорит Игорь Шевляков, эксперт Украинского института публичной политики.

По его словам, больше всего просели продажи товаров длительного пользования.

«Сейчас большинство украинцев переходит на более низкое потребление, по сути, на предметы первой необходимости, в первую очередь приобретают продукты питания. Их удельный вес в потребительской корзине существенно вырос. В то же время дорогие товары сильно просели, – говорит Шевляков. – Авторынок устанавливает один антирекорд за другим, внутреннее производство авто практически остановлено. Импорт тоже обвалился, больше всего это касается опять–таки дорогих авто. Товары длительного пользования стали покупать реже. Люди в момент гипер–инфляции и стремительной девальвации сделали те покупки, которые ранее откладывали. После того как простимулированный

Как украинцы переживают кризис Фото: АиФ Украина

 

Чего ждать дальше?

«В июне могут ухудшиться ожидания восстановления экономики. Во–первых, растет напряженность в зоне АТО, что угнетает потребительские настроения. Во–вторых, отмечаются политические волнения, которые несут риски стабильности. В–третьих, угнетающим фактором может стать остановка и снижение активности ряда крупных промышленных предприятий, в частности предприятий химической и металлургической промышленности, – считает Шевчишин. Эксперт резюмирует: среди факторов улучшения настроений в мае были отмечены такие, как надежда на экономический рост – в ближайшее время и пятилетней перспективе. Но из–за политической нестабильности есть немалый риск, что эти надежды не оправдаются. В итоге, летом потребительские настроения скорее останутся на уже сформированных уровнях. Впрочем, как отмечают эксперты, украинцы еще могут немного потерпеть – у них иммунитет к подобным встряскам.

«Украинцы уже имеют опыт, как пережить кризис, полученный в 90–е годы, и поэтому быстро адаптируются к ситуации. Кроме того, как ни печально, нас спасает теневая экономика, так как дает заработок и позволяет покупать товары дешевле, чем в официальной торговле», – считает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых