aif.ru counter
511

Как к отопительному сезону могут измениться платежки за коммуналку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты в Украине 27/08/2020
Как к отопительному сезону могут измениться платежки за коммуналку?
Как к отопительному сезону могут измениться платежки за коммуналку? © / Укринформ

А у нас в расчете – газ

Еще месяц назад в Кабмине сообщили, что страна на 50% готова к отопительному сезону.

«По состоянию на середину лета, то есть на 15.07, готовность жилого фонда Украины к зиме можно оценить на уровне 50%. Это касается и жилых домов, и школ, и учреждений здравоохранения», - заявил премьер-министр Денис Шмыгаль.

По его словам, комплексно подготовили и отремонтировали уже более 80 тыс. домов (всего в стране 180 тыс. многоквартирных жилых зданий. – Ред.), продолжается ремонт тепловых котельных и замена изношенных теплосетей, готовятся пункты обогрева.

«По всем этим параметрам расходы уже составили более 6 млрд грн. «Теплых» кредитов для утепления домов выдано уже более чем на 600 млн грн. Запасы газа в подземных хранилищах рекордные для Украины - 21 млрд куб. м. Запасы угля за последние годы также рекордные. Тепловые станции и тепловые ТЭЦ обеспечены углем в достаточных объемах, поэтому мы спокойно и комфортно должны пройти этот зимний отопительный сезон», - отметил премьер.

Что касается тарифов на тепло, то они накануне отопительного сезона, как всегда в это время, будут пересмотрены. Как заявила на совещании с представителями местных  властей всех уровней замминистра развития общин и территорий Наталья Хоцяновская, учитывая требования действующего законодательства и договоренности Украины с МВФ, всем предприятиям теплоснабжения необходимо провести пересмотр действующих тарифов на отопительный период 2020-2021 года, сформировав новые расценки на тепловую энергию, услуги по снабжению тепловой энергии и поставки горячей воды, и утвердить их на уровне местной власти до конца августа.

Как будут считать? Чтобы немного унифицировать подход к установлению тарифов на местах, 10 июля 2020 года Кабмин внес изменения в Постановление № 869 от 1 июня 2011 года «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на коммунальные услуги». Исходя из этого документа, основной составляющей в тарифе на тепловую энергию является природный газ. Его цена занимает 80-85% в структуре тарифа на производство тепловой энергии. Поэтому тарифы на тепло и должны в основном зависеть от стоимости газа.

«Раньше, с 1 ноября 2018 года, постановлением КМУ № 867 была утверждена стоимость природного газа в размере 6 235 грн за куб. м, и эта стоимость, соответственно, была учтена в структуре тарифов. Начиная с мая прошлого года, каждый месяц цена газа уменьшалась. Если в ноябре она была почти 4 900 грн, то в мае текущего года зафиксирована в пределах 2 300 грн», - напомнила замминистра.

По ее словам, предприятия топливно-энергетического комплекса могли бы даже заложить в тариф цену на газ 2 300 грн, и это было бы рекордным снижением стоимости тепла. Но этого не будет. Ведь цена на газ может меняться в течение отопительного сезона (в данном случае речь может идти, скорее, о повышении ее). И тогда предприятия не смогли бы обеспечить требования другого нормативного документа и провести расчеты с НАК «Нафтогаз Украины» на уровне не ниже 90%. То есть, если предприятие не рассчитается за потребленный природный газ в объеме 90%, то ему могут приостановить поставки газа. И дальше – по цепочке: не получая газ, предприятие не сможет производить тепловую энергию и обеспечивать потребителей теплом.

Исходя из этого, Минрегион разработал решение по закладке в тариф не минимальной, а средней стоимости газа, которая была в прошлом отопительном сезоне. Подсчитали, что ее размер – 4 048 грн. Соответственно, эту стоимость газа предприятия и будут закладывать в структуру тарифов.

«Но можем уже говорить о том, что на следующий отопительный сезон 2020-2021 года тарифы для потребителей будут снижены, по сравнению с прошлогодними», - отметила Н. Хоцяновская.

В свою очередь, в Кабмине уточнили, что задача правительства - сделать так, чтобы тарифы были экономически обоснованными и понятными для людей. Расчеты должны быть прозрачными. И о повышении тарифов, считают в правительстве, речь вообще не идет.

Батареи остыли – долги остались

По данным Госслужбы статистики Украины, за первые полгода 2020 года общая задолженность населения за коммунальные услуги составила 29,6 млрд грн, что на 901,4 млн грн меньше, чем на начало года.

В частности, долг за централизованное отопление и горячую воду составляет 18 млрд грн, за холодное водоснабжение и водоотведение – 5,5 млрд грн, за содержание домов и придомовой территории - 5 млрд грн, за вывоз бытовых отходов - 1 млрд грн. Больше всего задолжали киевляне, - 6,1 млрд грн, у жителей Днепропетровской обл. долг 5,2 млрд грн, долги в Харьковской обл. - 4,6 млрд грн. Вместе с тем, в последнее время оплата коммуналки немного активизировалась.

«За I полугодие 2020 года уровень расчетов населения за коммунальные услуги, без учета газа и света, составил 100%. За централизованное отопление и горячую воду заплачено на уровне 108,1%, а за водоснабжение и водоотведение, содержание домов и придомовых территорий и за вывоз бытовых отходов – на уровне от 88 до 92%. Потребители платят не только начисленные суммы, но и погашают долги. С начала года задолженность населения за коммунальные услуги уменьшилась более чем на 900 млн грн», - прокомментировала данные Госстата Наталья Хоцяновская.

Субсидии: дадут – не дадут?

И премьер-министр Денис Шмыгаль, и министр финансов Сергей Марченко утверждают, что те, кто нуждается в поддержке государства, будут получать во время отопительного сезона 2020-2021 гг. положенные им субсидии и льготы. В бюджете на 2020 год предусмотрели 47,6 млрд грн на выплату субсидий и льгот по оплате коммунальных услуг. В прошлом году эта сумма составляла 46,4 млрд грн. Средний размер субсидии в прошлом отопительном сезоне был около 1200 грн, а льготы - 750 грн. Но не стоит забывать о том, что претенденты на получение субсидий и льгот сейчас подвергаются тщательной верификации. И тем, кто пытается нечестно получить государственную помощь, вряд ли это удастся.

Эксперты по жилищным вопросам Юридического портала Украины (LawPortal.com.ua) предполагают, что к новому отопительному сезону могут лишиться государственной помощи на оплату коммунальных услуг примерно 15-20% тех, кто получал ее раньше. Ведь сейчас при назначении этой помощи будут руководствоваться постановлением Кабмина №632 от 22 июля 2020 года «Некоторые вопросы выплаты государственной социальной помощи». Этот документ достаточно прагматично определяет тех, кому можно выделить субсидии.

В соответствии с ним, доходами за прошлый период, которые являются определяющими в данном случае, считают размер зарплаты после уплаты налогов; денежное обеспечение военнослужащих; пенсию и пожизненные выплаты для судей в отставке. А также - стоимость приобретения твердого топлива и сжиженного газа; пособие по безработице; денежные переводы из-за границы; доходы от продажи молока, молочного сырья и продукции животноводства (30% от начисленных сумм); стипендии. И даже - все социальные выплаты, в том числе льготы и субсидии, чего не было раньше. В то же время, не будут учитывать при назначении субсидий помощь при рождении ребенка; разовые выплаты усыновителям; выплаты матерям-героиням; помощь на детей-сирот; выплаты по программе «муниципальная няня»; алименты; доходы от размещения депозитов и пособия на погребение.

Напомним, что субсидии предоставляются с месяца обращения в органы соцзащиты населения до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев. На неотапливаемый сезон субсидии выделяют с 1 мая по 30 сентября, на отопительный сезон - с 1 октября по 30 апреля.

Препятствие на старте

Что может помешать старту отопительного сезона? Простая обывательская логика говорит о том, что в этом году тепло в жилье украинцев дадут вовремя – где-то во второй декаде октября, когда среднесуточная температура три дня подряд продержится на уровне +8 градусов. Аргумент для этого – железный: 25 октября должны состояться местные выборы, поэтому держать электорат в холоде не будут.

Только неопытные политики не знают о том, что в это время на любой негатив или непопулярные рассуждения о коммунальных проблемах – табу. Пример тому – откровения одного из кандидатов на пост мэра Киева о том, что рост тарифов, в частности, на холодное водоснабжение, если мы хотим получать качественные услуги, - неизбежен. Этим он поставил точку в своей избирательной кампании еще до официального ее старта, поскольку избиратели уже высказывают свое недовольство таким кандидатом в мэры.

А есть пример противоположный: группа народных депутатов подала в парламент законопроект, суть которого – списание коммунальных долгов. В частности, документ касается и долгов по газу.

«Накануне местных выборов некоторые народные избранники предлагают забыть о газовых долгах ТЭЦ, теплокоммунэнерго, газсбытов и облгазов и просто их списать, - заявили в Группе «Нафтогаз». – Некоторые депутаты активно продвигают соответствующий законопроект №3800-1 и говорят, что это «серебряная пуля»-решения долговых проблем ТЭЦ и ТКЭ. Все мы - мечтатели, но должны знать, что «бесплатно» ничего не бывает. Давайте разберемся. Общая задолженность газсбытов, облгазов, ТЭЦ и ТКЭ перед Группой Нафтогаз составляет более 100 млрд грн. Народные избранники предлагают простить долги тепловикам. При этом, абсолютное их большинство, 90%, ежегодно добросовестно и заранее готовится к началу холодов и не имеет критических проблем с расчетами. 40% всех ТЭЦ и ТКЭ вообще не имеют долгов, а 50% имеют незначительный долг, или их задолженность не превышает разрешенный правительством уровень. А есть такие, которые годами накапливают долги - это 10% предприятий теплокоммунэнерго. Все тепловики получают газ на одинаковых условиях. Но многолетние долговые проблемы накопили единицы. И именно они ежегодно пытаются сделать украинцев заложниками холодных домов».

Местные власти городов и поселков, говорится дальше в сообщении, а также руководители таких теплокоммунэнерго прекрасно знают, что любую долговую проблему можно урегулировать, не доводя дело до кризиса. Реструктуризацию долгов еще никто не отменял. Но, наверное, считают они: зачем решать проблемы, если можно просто забыть о долгах?

Общий долг, о котором напоминает Нафтогаз, уже достиг 114 млрд грн. И, похоже, что именно он может стать серьезной проблемой для отопительного сезона, даже несмотря на предстоящие выборы. Первая область, в которой отопительный сезон под угрозой срыва, - Николаевская, ее долг перед Нафтогазом - более 71,7 млн грн. Из-за долгов на счета КП «Николаевоблтеплоэнерго» наложен арест, о чем сообщается в постановлении государственной исполнительной службы. При общей сумме долга в более чем 71,7 млн грн, основная сумма, собственно, за полученный газ, составляет 41,4 млн грн. А более 30 млн – это пеня, годовые проценты, инфляционные потери и судебный сбор.

В свою очередь директор «Николаевоблтеплоэнерго» Николай Логвинов объясняет журналистам, что сложившаяся ситуация – несправедлива. Он говорит, что из более чем 41 млн грн основного долга предприятию осталось выплатить 9,5 млн грн. Эту сумму планировали погасить в течение сентября, но это стало невозможным из-за ареста счетов.

Логвинов утверждает, что в подобную ситуацию попали многие теплокоммунэнерго страны. И законопроект о списании долгов, касается не собственно долга, а огромных штрафных санкций Нафтогаза.

Точка зрения

Тарифы не вырастут, но и качество услуг – тоже

- Возможно, если власть обещает, то тарифы на тепло станут еще меньше, чем были в прошлом отопительном сезоне. Но расти тарифы не будут – это точно. И не потому, что объективно – они и так очень высокие. А, скорее, потому что это - непопулярная мера, и власть в применении ее не заинтересована. Тарифы не будут расти открыто. Но скрытый рост – возможен. За счет некачественного предоставления услуг: поставки – с небольшими перебоями, температура теплоснабжения – ниже нормы и т.д. И не исключено, что когда будет по-настоящему холодно, могут возникать проблемы из-за порывов старых труб и из-за долгов потребителей. Что нас немного обезопасит от всевозможных потрясений из-за перебоев отопления, так это – мягкая зима. Но пока что синоптики прогнозов о теплых зимних месяцах не давали. 

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

Мнение

Кто оплатит потери?

- Дело в том, что хоть газ и занимает львиную долю в тарифах на тепло, но, кроме того, там есть и другие составляющие. Очень важная и достаточно емкая часть тарифа – это потери в сетях, которые давно изношены, давно должны быть заменены, но сейчас они – такие, и это нужно учитывать. Да, это не энергоэффективно, этих потерь не должно быть, но пока дырявые трубы на новые не заменены. А значит, чтобы понизить тариф на тепло, надо эти потери кому-то оплачивать. Как вариант, их можно заложить в тариф для населения, но раз пообещали его не повышать, а, наоборот, понизить, то выходит, - тариф повышать нельзя. Эти издержки могло бы взять на себя государство, но на это реально денег в казне не хватит. Наверху могут предложить местным властям самим компенсировать потери сетей – и это логично, прошла децентрализация. Но сильно сомневаюсь, что на местах найдут средства. Не берусь угадывать, как все-таки решат вопрос с низким тарифом: повесят все «лишнее» на теплокомунэнерго, которые продолжать наращивать свои долги, или все-таки пойдут на непопулярную меру, и цены на отопление и горячую воду, несмотря на  обещания, - увеличат.

Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических стратегий

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых