aif.ru counter
356

Хорватский поток: Будет ли выгоден Украине новый газовый коридор?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26-27. Аргументы и Факты в Украине 06/07/2017

Украина готова участвовать в строительстве нового газового коридора, который будет проходить через Хорватию и Венгрию. Об этом заявил премьер-министр Владимир Гройсман. Выгоден ли этот проект нашей стране и удешевит ли он цену на газ?

ХОРВАТСКАЯ ИДЕЯ

«Мы заинтересованы в том, чтобы создать газовый коридор Хорватия - Венгрия - Украина и все будем делать для того, чтобы этот проект приблизился к полноценной реализации. Мы заинтересованы в таких поставках газа в Украину», - сказал Владимир Гройсман в ходе своего визита в Хорватию.

Цель проекта - диверсификация источников поставок газа в Украину, а если еще точнее – очередная попытка полностью слезть с российской газовой иглы.

В правительстве Украины пояснили, что проект предполагает использование мощностей LNG-терминала (Liquefied Natural Gas, специальных портовых сооружений, предназначенных для сжижения и отправки сжиженного природного газа. - Ред.) на хорватском побережье. Он входит в число инициатив главы Хорватии Колинды Грабар-Китарович по формированию Центральноевропейской вертикали сотрудничества «Адриатика - Балтика - Черное море». Кроме поставок газа в рамках проекта предполагается объединение газотранспортных систем трех государств.

Интересно, что проект этот далеко не новый, а хорошо забытый старый. По словам Валентина ЗЕМЛЯНСКОГО, директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, впервые о нем заговорили лет 20 назад. На каком-то этапе  для строительства LNG-терминала на хорватском острове Крк был даже создан международный консорциум компаний Adria LNG в который вошли: немецкая E.ON Ruhrgas, австрийская OMV Group, французская Total и словенская Geoplin. Однако в связи с неблагоприятной конъюнктурой рынка консорциум отказался инвестировать деньги в проект. Летом 2013 г. в нем впервые предложили поучаствовать украинцам. Однако тогда, уже накануне подписания договора с Украиной, сами хорваты от него, заявив, что над ним еще нужно поработать.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Мнения экспертов по поводу целесообразности участия Украины в строительстве нового газового коридора через Хорватию и Венгрию разделились. Так, Алексей ЛЕЩЕНКО, вице-президент Институт Горшенина, считает, что у государства должен быть выбор, где покупать газ. Для достижения этой цели Украине диверсификация поставок очень полезна. Нам стоит развивать все возможные мощности, иметь разные источники: импортировать газ из Европы, развивать  LNG, и наращивать объемы собственной добычи.

таб
 

Богдан СОКОЛОВСКИЙ, эксперт по энергетическим вопросам, считает идею сотрудничества с Хорватией и Венгрией в целом хорошей. Но не уверен в том, что Украине есть смысл вкладывать в это свои деньги.

«Что касается терминала, то пусть его сначала построят, а мы посмотрим на объемы, и потом будем думать, выгодно ли нам в этом участвовать», - поясняет свою точку зрения эксперт.

В свою очередь Виктор ЛОГАЦКИЙ ведущий эксперт по энергетическим программам и энергетике Украинского центра политических и экономических исследований им. А. Разумкова, считает, что с точки зрения диверсификации источников и маршрутов поставки природного газа в Украину этот проект технически возможен и допустим. Однако экономически вряд ли целесообразен. По его словам, главная загвоздка в том, будет ли выгодно Украине покупать этот газ.

«Все зависит от того, по какой цене Хорватия и оператор будут покупать газ LNG, каким будет тариф на регазификацию (процесс обратного перевода сжиженного природного газа в газообразное состояние. – Ред.) и какой будет цена транспортировки при поставках газа Украине. Если суммировать все эти расходы, тогда получим ориентировочную цену для Украины, и она вряд ли будет низкой с учетом того, что только регазификация на терминале будет стоить порядка 30 евро за тысячу кубометров», - считает эксперт.

Наиболее скептично к проекту относится В. Землянский. По его словам, для Украины - это будет золотой газ даже с точки зрения логистики. Газ из Азербайджана должен пройти через территорию Турции, затем обогнуть всю Европу с юга. Дальше его ждет процесс сжижения, после этого его доставят газовозом к терминалу Крк, где его надо будет регазифицировать и только потом трубопроводом через Венгрию отправить в Украину. Какова будет его конечная цена - можно только догадываться.

ЕДИНАЯ ГТС С ЕВРОПОЙ

К идее создания единой газотранспортной системы между тремя странами, также озвученной премьер-министром Украины во время визита Хорватии, у экспертов меньше вопросов.

Так, Б. Соколовский считает эту задумку интересной. По его словам технические возможности для объединения есть, все, что нужно - достроить перемычки, чтобы это была полноценная единая система.

Основная цель объединения газотранспортных систем - обеспечение возможности для увеличения объемов импорта газа в Украину из Европы, а также возможности хранения европейского газа в подземных хранилищах Украины. 

А. Лещенко говорит, что строительство интерконнектеров – сегментов газотранспортной системы, которые позволяют объединять национальные газотранспортные сети между странами Европы, идея хорошая. Украина уже имеет такой со Словакией, через него в прошлом году импортировалось очень большое количество газа. Сейчас наша страна работает совместно с польским партнером Gaz-System над созданием еще одного интерконнектера.

«Рыночные условия меняются, иногда по ним Украине выгодно транспортировать газ, иногда нет, но главное – иметь возможность выбора», - говорит эксперт.    

САМИ С УСАМИ

Наибольшую поддержку среди экспертов нашло заявление премьер-министра о том, что уже через несколько лет Украина сможет резко увеличить газодобычу и даже стать экспортером «голубого топлива».

Интересно, что помочь нам в наращивании добычи газа обещают все те же хорваты. Речь идет о разработке месторождения в Полтавской области. Сделка между газовыми компаниями обеих стран оценивается в 786 млн евро.

«Мы должны восстановить добычу украинского газа. Мы завозим сегодня газ, которого нам не хватает, и покупаем его за валюту. Украина может за три, четыре, пять лет нарастить государственную добычу газа до 20 млрд кубометров, что даст нам возможность даже стать экспортером», – уверен В. Гройсман.

А. Лещенко считает это реальным. По его словам в 70-е годы прошлого века мы добывали около 70 млрд. куб. м газа в год. Но потом оказалось, что экономически выгоднее транспортировать его из России, так как тогда мы были в составе одной страны.

По словам В. Логацкого, планы перейти на добычу газа в достаточном количестве для Украины существуют и уже сейчас выполняются в рамках программы «Укргаздобычи».

«До 2020 г. планируется нарастить добычу газа до 20 млрд кубометров в год. Плюс, если добавить работу частных компаний, а они могут добыть порядка 3-5 млрд., получится 23-25 млрд. Если учесть, что по разными источниками, подтверждено наличие от 700 млрд до 1 трлн куб запасов газа в Украине, то, добывая 25 млрд куб в год, нам хватит их примерно на 40 лет», - говорит специалист.

Реальны ли эти планы, зависит от того, насколько будет успешной активизация добычи в ближайшие год-два. А для этого нужно привлекать инвестиции, создавать благоприятный климат, снимать административные барьеры по согласованию вопросов недропользования, поддерживать идею законодательно: прежде всего через внедрение экономически обоснованных ставок рентной платы за пользование недрами  и ее справедливое распределение между республиканским, региональными и местными бюджетами.

Очень важно, по мнению Б. Соколовского то, что Украина начала сокращать потребление природного газа – чем больше мы экономим, тем меньше нужно закупать и тем больше вероятности, что хватит собственных запасов в будущем.  По данным «Укртрансгаза» потребление газа значительно сократилось – на 13% и 34% в 2014 и 2015 гг., соответственно, относительно среднего уровня 2012-2013 гг., а общий объем потребленного в прошлом году газа составил 30,3 млрд куб. м, что на 4% меньше, чем в позапрошлом.  

В целом, как говорит А. Лещенко, за последние годы в Украине многое сделано для улучшения работы отрасли. В частности происходят изменения в законодательстве, наблюдается реструктуризация отрасли, появляются новые игроки. Закон «О рынке природного газа» открывает много возможностей, как для производителей и операторов транспортных систем, так и для  потребителей. Если реализовать положения, которые в нем заложены, а это нормы третьего Энергопакета Европы, то в Украине можно выгодно добывать, транспортировать и продавать газ.

Виктория Хаджирадева

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых