aif.ru counter
86

Чайная анатомия: за каждую чашку бодрящего напитка мы переплачиваем в 4-5 раз

Сюжет Цены

Компании-импортеры, посредники и торговля вовсю используют эту популярность, все глубже запуская руки в карман потребителя.

Опилки в букете

Львиная доля чая, предлагаемого нашими магазинами и ларьками, расфасована в Украине (везти расфасовку из-за границы невыгодно по причине пошлин). Производственные затраты на логистику и расфасовку плюс себестоимость сырья и упаковки - вот те достаточно сдержанные расходы, которые несут импортеры. При этом к розничному покупателю каждая упаковка чая «приходит» с удорожанием в несколько раз. Чай оказался одним из немногих продуктов, на который и импортеры, и оптовики, и торговые точки делают ощутимые (до 30%) накрутки, поясняет эксперт компании «Агроконсалтинг групп» Эдуард Новак.

Любопытно, но эти цены, тем не менее, зачастую ниже цифр, что звучат на аукционах, где международные компании продают чай нового урожая и где, по идее, его же закупают и наши импортеры, чтобы потом расфасовать в Украине. Как разъясняет эксперт Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей Владимир Карасик, парадокс объясняется просто: многие компании приобретают дорогостоящий свежесобранный чай в минимальных объемах.

- Незначительная часть идет в специализированные магазины или рестораны, где востребован очень дорогой коллекционный чай, - рассказывает эксперт. - Остальное - на купаж. Нередко новый чай добавляют к просроченным, потерявшим вкус и запах прошлогодним «залежам» или каким-то опилкам, которые можно как найти в закромах украинских компаний, так и приобрести «за копейки» за рубежом. Для пущей привлекательности смесь сдабривается ароматизаторами и вкусовыми добавками.

 

 

Больше не выпьем!

- Практически весь чай, предлагаемый украинскому потребителю, - это смеси, - говорит чайный сомелье одного из столичных чайных домов Екатерина Староверова. - Строгого 100%-ного чая одного вида и сорта вы не найдете - причем не только в Украине, но и во всей Европе. В этом ничего дурного нет, если все элементы купажа - разновидности качественного чая. Так в Европе ищут новые неожиданные вкусы. У нас же для массовой торговли чай купажируется с другой целью - максимально сэкономить. Разумеется, технологии вульгарного смешивания заметно удешевляют продукт, но сильно портят его вкус.

Эту тенденцию может переломить только снижение напряженного спроса на напиток, считают наблюдатели.

- До момента пресыщения рынка осталось совсем немного, - считает экономический эксперт Лариса Шабельник. - Фактически можно констатировать: больше, чем сейчас пьем, мы уже пить не будем. Например, наша страна постоянно импортировала по 21-24 тыс. тонн чая в год. В прошлом году, движимые ажиотажем, импортеры завезли 29 тыс. тонн. Остались переходные запасы, что не очень хорошо для продукта - его желательно реализовывать в течение полугода после сбора. Не поддерживает спрос и постоянное подорожание продукта (каждый год в рознице цена чая поднимается на 10-20%), и откровенное падение качества у некоторых из брендов. Это в конце концов переформатирует рынок, в результате «на сцене» останутся только компании, предлагающие чай с оптимальной пропорцией цена - качество. Чтобы отвоевать себе место под солнцем, они вынуждены будут в пользу потребителя снизить беззастенчиво высокую рентабельность. Или, во всяком случае, больше не поднимать цены - даже несмотря на постоянное подорожание чая на мировых рынках.

БДИ!

Чтобы не попасть впросак и не платить лишнего, эксперты Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей рекомендуют:

- При покупке чая премиального сегмента следует выбирать напиток, расфасованный в стране-производителе. Таковых немного: Китай, Индия, Кения, Индонезия, Шри-Ланка, Япония, Грузия, Азербайджан. Если в качестве расфасовщика указана европейская страна, лучше воздержитесь от покупки, иначе переплатите вдвое: в цене заложены все расходы сначала на доставку чая из страны-производителя в Европу, затем на его там расфасовку. Плюс - доставка в Украину.

- Выбирая более дешевый чай, обращайте внимание на упаковку. Стоимость железных презентабельного вида емкостей может составить до 60%(!) от розничной цены продукта. Выбирайте скромную упаковку. Главное требование к ней - герметичность. Открытый чай очень быстро приходит в негодность: впитывает в себя посторонние запахи, полезные вещества разрушаются под воздействием солнечных лучей и света.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Правда ли, что сейчас во многих чаях, которые продают в магазине, в больших количествах присутствует добавленный дешевый грузинский или азербайджанский чай, который не отличался качеством еще во времена СССР?

Д. Федоренко, Киев

- Грузинский или азербайджанский чай сегодня можно отнести к классу элитных, - говорит Екатерина Староверова. - В этих государствах производится очень немного чая, только для внутреннего пользования. К чайным плантациям самое трепетное отношение. Цена таких чаев может в пять раз превышать цену цейлонского. Так что, «домешивать» их в купаж в целях экономии никто не будет.

 

При подготовке материала использованы данные Консалтинговой компании «ААА», АПК-информ, компании «Агроконсалтинг групп», агентства «Эксим», Всеукраинской ассоциации по вопросам защиты прав потребителей, консультативной группы «Знак качества».

 

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых