aif.ru counter
71

Владимир Воля – о проблемах бизнеса, которые не спешит решать государство

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Аргументы и Факты в Украине 05/02/2020
Владимир Воля – о проблемах бизнеса, которые не спешит решать государство
Владимир Воля – о проблемах бизнеса, которые не спешит решать государство © / Фейсбук

«У нас еще не завершены реформы – полностью не оформлена инфраструктура для бизнеса – хоть в промышленном,  хоть в финансовом секторе», - продолжает беседу с «АиФ в Украине» политолог-международник Владимир Воля.

Земля под ногами

Владимир, поэтому инвесторы к нам и не идут?

Многие такие вопросы еще держат ситуацию в «подвешенном» состоянии. Каким будет рынок земли? Это же не только проблема, которую горячо обсуждают. Нужны законы, способные урегулировать ряд вопросов, связанных не просто с собственностью на землю, а с землепользованием.

Если говорить о Налоговом кодексе – мы видели осенью баталии, связанные с изменениями в отношении малого и среднего бизнеса (расчетные операции, правила использования денег на счетах, рудная рента, которая бьет по промышленности). Эти «шараханья»  привели, в частности, к выведению прибыли иностранным инвестором ArcelorMittal. Вроде бы, законы и принимались, но, скорее, вредные для бизнеса. А теперь премьер-министр Алексей Гончарук на Дравосском форуме заявляет, что изменения в Налоговый кодекс будут вносить весной. Но, позвольте, как это выглядит со стороны? ArcelorMittal уже выводит прибыль. А теперь, оказывается, будут еще и новые изменения в налогах?

К чему все это все приведет?

Думаю, у инвесторов в связи с введением рынка земли еще может возникать интерес к Украине. Но пока не выясниться вопрос с правилами игры в земельных вопросах, плюс – пока не буде стабильного налогового законодательства, пока не будет решен вопрос административных реформ – инвесторы будут только к нам присматриваться.

Инфраструктурный выход

Без чего иностранным инвесторам трудно работать в Украине?

Нужна хорошая транспортная инфраструктура. Вот если бы Deutsche Bank взял в управление нашу «Укрзализницю», это было бы хорошим имиджевым событием для Украины (Политическое решение о передачи компании в управление Deutsche Bank уже принято. – Ред.). Это – культура, знакомая  в цивилизованных странах, гарантии  выполнения работ и предоставления услуг, которые предоставляет железная дорога. И станет свидетельством для международного бизнеса, что в Украине качество транспортных услуг не хуже, чем в Европе.

Что еще важно для бизнеса?

Кроме транспортной, важна и финансовая инфраструктура. А еще – гостиничные и офисные здания, телекоммуникации. И, конечно же, справедливые суды, стабильные законодательство и власть. Это – полный «набор», чтобы бизнес шел в страну. А если еще есть некоторые налоговые «фишки» и преимущества, то, по принципу воронки (как это было в Китае), инвестиции со всех окружающих территорий пойдут в свободные экономические зоны.

Без выполнения «домашнего задания» нам инвесторов не видать?

То, что нам рассказывают о принятии важных законов – полдела. Многие из них нуждаются в коррекции, серьезной доработке. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали – к вопросу компетентности. Недостаточно принять «правильные» законы с красивыми названиями. Законы должны задавать правила игры, с минимумом возможностей для вольной интерпретации. И нужна судебная система, которая обеспечит всем равные права. А у нас прокуратура, суды – в процессе реформ.

На пике или на дне?

Сколько времени нужно, чтобы решить эти проблемы?

Учитывая,  что досрочные парламентские выборы – это дорогостоящее мероприятие, думаю, Владимиру Зеленскому стоит провести «селекцию» Офиса президента (ОП), переоценить людей, от которых зависит профессионализм этого аппарата. Также нужна профессионализация Кабмина. Это может быть залогом, что к марту-апрелю пройдет серьезная коррекция экономической и социальной политики правительства и власти в целом. Но если в Раде нардепы могут учиться, условно говоря, сколько угодно – то Кабмин и ОП срочно должны стать «мотором» более профессиональных законов.

Считаю, что 2020 г. является для Украины годом «дна», «обнуления» постсоветской эпохи. Сейчас пик, переломный год. В социально-экономической сфере ситуация в стране выглядит именно как «дно». Если Зеленский вместе с подконтрольным ему правительством и парламентом не захочет действовать более эффективно, не сможет «перезапустить» экономику – на этом «дне» Украине оставаться опасно. Либо мы оттолкнемся от этого «дна» в 2020 г., либо далее качество негативных процессов будет усиливаться.  Для этого у президента есть единственный алгоритм: извлечь уроки из всех «Давосов», посмотрев на себя критически. Но короля делает свита. Поэтому, каковы бы ни были обязательства у него перед людьми, которые его окружают, нужно срочно проводить селекцию руководителей.

А как вы оцените практику подсчета количества населения Украины, предложенную министром Кабинета министров Дмитрием Дубилетом? Ведь в результате новая «картинка» вырисовывается – скачок роста ВВП на душу населения…

Дубилет рассуждает как компьютерщик, пришедший из банковского бизнеса, а не из сферы госуправления. Кроме того, его подход демонстрирует незнание основ статистики – во всех экономических вузах этот спецкурс читается обязательно. В противном случае он бы не говорил о возможности замены переписи населения более дешевым вариантом, «эрзацем». В чем всегда состоит позиция бизнесмена? В минимизации затрат. Но здесь отсутствует понимание, зачем необходима  эта информация. Может быть, Дубилет и хороший специалист в каких-то вопросах, но ему еще нужно доучиваться. То же можно сказать и о некоторых других министрах: они еще незрелые, как управленцы, хоть у них есть благие намерения, опыт в какой-то сфере, в чем-то они даже очень хороши. Но - не с точки зрения общественного управления.  Достаточно вспомнить заявление министра образования Анны Новосад: проблема же не в  том, что министр должен получать не 5 тысяч гривен, а 50-70, а в том, что именно она сказала на публику, заявив, что ей не хватает 30 тысяч зарплаты на содержание одного ребенка.

Зрелость для чиновника – это такт по отношению к своим соотечественникам. А они говорят все, что им в голову взбредет, не думая, как это выглядит со стороны.  Признаки социальной незрелости с элементами недостаточной компетентности напоминают «набор» Греты Тунберг.

Наш «ход конем»

Эта тема возвращает нас к Давосу. Встретила ваш пост в соцсети о том, что украинская делегация в Давосе могла бы противопоставить Грете наших молодых изобретателей, производящих бумагу из опавших листьев…

На этом можно было бы отлично сыграть: тут Грета Тунберг, а украинская делегация контрфигуру этому раскрученному бренду выставила, воспользовавшись этим, прицепившись «паровозиком». Это в Давосе точно привлекло бы к Украине внимание.

К тому, что, несмотря на несовершенство реформ, у нас есть серьезная научная база и молодые таланты?

Да, к тому, что Украина – перспективная научно-технологическая держава. Вот это было бы позиционированием! Аккуратно показать здоровую альтернативу Грете.

Если говорить об альтернативах шире: вот, Беларусь в последнее время успешно сотрудничает с китайскими инвесторами, Украина могла бы перенять этот опыт?

Подражать никому не стоит, но нужно извлекать уроки из чужого опыта, успешных стратегий. Китай начал свое восхождение к статусу второй, а, по некоторым параметрам, и первой экономики мира, с прагматичного заимствования успешных управленческих технологий, направленных на привлечение инвестиций и управление бизнесом, промышленностью, внешнеэкономической деятельностью. Сначала это было на территории свободных экономических зон, потом распространилось на весь Китай. Это - технология заимствования ценного опыта, таким же образом произошла модернизация Японии, превратившейся за 20-30 лет из феодальной закрытой державы в промышленное государство с серьезной армией и флотом.

Да, опыт Беларуси Украине полезен. Есть еще опыт Венгрии, где тоже немало китайских инвестиций. Думаю, что если бы украинское руководство еще в 2000-е годы начало налаживать отношения с Китаем, то, возможно, не было бы и драматических событий 2013-2014 гг. Но это –лишь допущение.

А если говорить о текущих реалиях?

По итогам прошлого года, первое место по количеству инвестиций у США – 200 с лишним млрд долл. Второе, 146 млрд - у Китая. То есть, Китай превращается в крупнейшего мирового инвестора. Китайские банки – в первой десятке, их инвестиции присутствуют во многих странах (Канаде,  США, РФ, Саудовской Аравии, Иране, Афганистане, во всей Африке, в Германии, Великобритании, Франции, в  той же Венгрии, на Балканах). И мы либо подхватим эту «волну» мирового экономического развития, и на ней выплывем, либо нет.

На каком уровне сейчас наше сотрудничество с Китаем?

В последние два года начало интенсифицироваться. Для Китая мы интересны с точки зрения инвестирования в промышленность, технологические отрасли, дорожное строительство, аграрное производство. 

Ирина Ванда

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых