76

Верный стандарт: какими оказались фискальные послабления из-за пандемии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и Факты в Украине 20/05/2021
Верный стандарт: какими оказались фискальные послабления из-за пандемии
Верный стандарт: какими оказались фискальные послабления из-за пандемии УНН

Поступления выросли

Несмотря на ослабление экономической активности, налоговые поступления выросли. В НБУ называют три причины этого: увеличение зарплат, рост цен на природные ресурсы и ослабление гривны.

Рост зарплат и устойчивый потребительский спрос способствовали высоким поступлениям как от налогов на потребление (внутренние акцизы и НДС), так и на доходы.

Поступления от налога на прибыль предприятий сократились из-за высокой базы сравнения, тогда как план по этим поступлениям перевыполнен благодаря улучшению финансовых результатов предприятий.

Дополнительным фактором было улучшение администрирования внутреннего НДС. Вследствие высоких цен на природные ресурсы  выросли поступления от рентных платежей.

Также способствовали увеличению налоговых поступлений более слабый, чем в прошлом году, курс гривны и увеличение объемов потребления природного газа из-за более холодной погоды, что сопровождалось большими объемами импорта газа.

Руководитель компании Perfomance Management Сергей САРОЯН отмечает, что налоговые поступления в бюджет росли сразу по нескольким каналам. Во-первых, серьезно выросли поступления по НДС. В первом квартале 2021 г. дополнительные поступления по этому налогу составили 18 млрд грн. При сохранении объема экономики можно говорить, что свою роль играет возобновление налоговых проверок, а также снижение объемов возмещения НДС. Более цивилизованные отношения налоговых органов и налогоплательщиков, а также внедрение аналитических методов выявления налоговых правонарушений также позволили улучшить налоговую дисциплину. Стал фактически повышаться уровень собираемости налогов. И здесь у страны еще довольно большой резерв. 

Вторым источником стали дополнительные поступления от экспорта товаров, в том числе, продовольственных и сырья для металлургической промышленности. Более того, можно ожидать дальнейшего роста поступлений по этому каналу во втором квартале за счет роста экспорта в Китай, а также увеличения цен на сырье и продукцию металлургического сектора при сохраняющихся высоких ценах на продовольствие.

Кому жить хорошо?

Фискальная политика, как убеждены в правительстве, в первые месяцы 2021 г. была социально-ориентированной, что оказывало поддержку частному потреблению.

В начале 2021 г. расходы финансировались с акцентом на социальную составляющую – увеличены расходы на оплату труда, трансферты Пенсионному фонду (в том числе, через индексацию пенсий с 1 марта), субсидии населению на оплату услуг ЖКХ  вместе с внедрением компенсации в связи с повышением тарифов на электроэнергию, населению предоставлена помощь, связанная с распространением пандемии.

Также сохранялись некоторые налоговые послабления для малого бизнеса, введенные в конце прошлого года.

Среди приоритетов оставались расходы на здравоохранение, в частности, продолжался рост расходов на медикаменты, противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия.

С. Сароян считает, что в данных обстоятельствах любое движение госбюджета в сторону социальных приоритетов является похвальным. В условиях развития всплеска заболеваемости COVID-19 в разных странах, в том числе, и в Украине, финансовая поддержка населения, опережающее финансирование здравоохранения - это вопрос не только социальной политики, но и поддержки экономики. Чем меньше в итоге будет заболевших, чем быстрее пандемия перейдет в стадию «спада волны», тем быстрее начнет восстанавливаться экономическая активность в пострадавших секторах экономики – таких, как услуги и транспорт. Шаги, предпринимаемые правительством по увеличению оплаты труда, послаблений для малого бизнеса являются движением в правильном направлении. Особенно это актуально в период карантина, который действует на значительной территории страны.

В свою очередь директор Crane IP Law Firm Иван НИКИТЧЕНКО говорит, что такая политика оказалась сегодня в мировом тренде. Большинство стран вводят дополнительные механизмы поддержки населения и бизнеса во времена кризиса или пост-кризиса для ускорения восстановления экономики. У правительства нет другого выхода, кроме того, чтобы проводить такую политику. Ранее оно вводило ограничения на работу бизнеса, чем вызвало рост безработицы и падение доходов населения, теперь оно же должно компенсировать эти потери.

Старший аналитик «Альпари» Вадим ИОСУБ тоже считает  политику поддержки населения и национальной экономики во время кризиса, вызванного пандемией, - стандартной. Аналогичный курс взяло большинство стран мира, все, кому не безразлично положение  населения и малого бизнеса. Именно по ним сокращение спроса бьет больше всего, ведь у многих нет накопленной «подушки безопасности», чтобы пересидеть сложные времена.

Умеренное финансирование

Сдержанно во время третьей волны пандемии финансировался ряд коллективных услуг, в частности, оборона и общественный порядок, судебная власть, а также дорожная инфраструктура.

В результате, расходы госбюджета выросли умеренно. Учитывая более высокие темпы роста доходов, сформировался относительно незначительный дефицит сводного бюджета в I квартале 2021 г.

Экономию на дорогах И. Никитченко поясняет тем, что в первом квартале еще было холодно, и потому - невозможно строить дороги. Эти расходы вырастут во втором и третьем кварталах. А по другим ведомствам идет утверждение планов, и бюрократические процедуры тормозят выделение средства.

При этом В. Иосуб говорит, что такая фискальная политика - верна. В условиях дефицита бюджета не получается удовлетворить за счет него все нужды. Поэтому выбор сделан в пользу социальной направленности, в ущерб инфраструктурным проектам и силовому блоку.

Финансирование дефицита

Возникший дефицит бюджета был профинансирован, в основном, за счет значительного роста спроса на облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) в первые месяцы 2021 г.

Еще одной статьей пополнения бюджета стали значительные бюджетные накопления на начало 2021 г. Относительно умеренное увеличение заимствований компенсировано укреплением курса гривны по сравнению с концом декабря. В результате, объем государственного и гарантированного долга в январе-феврале 2021 г. почти не изменился - по сравнению с началом года. По оценкам НБУ, отношение долга и ВВП даже уменьшилось.

С. Сароян также говорит, что Министерство финансов Украины стало замещать краткосрочные займы в национальной валюте, привлеченные в период острой фазы пандемии, долгосрочными заимствованиями. Благодаря этому государственный и гарантированный государством долг Украины, номинированный в гривнах, в феврале сократился на 5,3 млрд грн. При этом, внутренний долг вырос на 12,2 млрд грн. Внешний долг снизился сразу на 17,47 млрд грн, в том числе, и из-за валютной переоценки в связи с укреплением гривны к доллару США с начала года.

Как обслуживать долг?

Стоит отметить также, что расходы на обслуживание долга  увеличились, в том числе, из-за значительных краткосрочных привлечений в конце 2020 г. под более высокую доходность. Однако рост был меньшим по сравнению с плановыми объемами из-за более крепкого курса гривны, который заложен в госбюджете-2021.

Тем не менее, эксперты не видят в этом причин для паники. Так, С. Сароян говорит, что высокий рост цен на сырье для металлургического производства и стоимости продовольствия позволяют Украине с меньшими проблемами пройти выплаты по внешнему долгу, которые составят в этом году 166,33 млрд грн. Две трети из них должны быть осуществлены в сентябре текущего года. В условиях растущих цен на экспортные товары спала острота в получении траншей кредитов международных финансовых организаций, таких как МВФ и Всемирный банк, макрофинансовой помощи ЕС. Одновременно повышается интерес иностранных инвесторов к долговым обязательствам Украины, что позволило ей объявить о заимствованиях в виде еврооблигаций 1,25 млрд долл.

Мало того, по мнению эксперта, высокие цены на экспортные товары, поступления от которых позволит обеспечить относительно безболезненное погашение внешних долговых обязательств и меньшие совокупные объемы привлечения внешних займов, могут позволить стране снизить свои долговые обязательства до 55,8% ВВП в текущем году (с 60,8% ВВП по итогам 2020 г.). Такой уровень долговой нагрузки на бюджет пока не вызывает значительного беспокойства.

Виктория Хаджирадева

Также вам может быть интересно

Loading...