aif.ru counter
649

Украинские маршрутки: некомфортная дорога назад

Когда из украинских городов исчезнут опасные и неудобные маршрутные такси?

В Украине вновь заговорили о подорожании проезда в маршрутках в связи с тем, что осенью значительно подорожал бензин и дизтопливо. При этом маршрутные такси по-прежнему остаются наиболее некомфортным и опасным транспортом в стране – за 2017 г. в них погибли полторы сотни человек, еще более полутора тысяч получили травмы. «АиФ» задался вопросом: может быть, пришло время по-настоящему заняться рынком частных пассажироперевозок, причем не на городском, а всеукраинском уровне?

ЦЕННЫЕ КАДРЫ

Перевозчики подсчитали, что сейчас в столице экономически обоснованная стоимость проезда в маршрутке – 12 грн. Однако они согласны пока поднять свой тариф «лишь» до 7-9 грн.

Юрий Артеменко из Ассоциации перевозчиков Киева уточняет, что на стоимость маршрутных перевозок влияют в первую очередь подорожание горюче-смазоченых материалов и запчастей, «привязанных» к валюте. Ведь цена литра бензина марки А-95 с начала осени выросла на 12% - до 28 грн/литр, а стоимость дизтоплива увеличилась на 14,6% - до 26 грн.

«А еще нужно повышать зарплату водителям, - говорит директор компании «Трансгрупп» Владимир НАЗАРЕНКО. - Они хотят хорошие зарплаты, в столице - на уровне 20 тыс. грн, а мы не можем им столько платить. Поэтому сейчас до 10% машин не выезжают на маршруты. А водители отправляются на заработки за границу».

маршрутные такси в Украине
маршрутные такси в Украине Фото: АиФ в Украине

 

Но проблема в том, что повышение стоимости проезда не только бьет по карману пассажиров, но и нисколько не повышает комфорт и сервис при проезде в маршрутке. Так, летом по Киеву от ст. м. «Позняки» до ул. Здолбуновской ездила маршрутка, у которой вместо обычной двери была установлена домашняя межкомнатная. А в Хмельницком и в Одессе осенью прошлого года были замечены маршрутки с фанерой вместо выбитых стекол. Но это еще мелочи. Отношение водителей маршрутных такси своим клиентам – отдельная глава в транспортной книге Украины. Например, в конце прошлого года в Кременчуге водитель посреди очень длинного моста через Днепр высадил 10-летнего мальчишку, у которого не оказалось денег на проезд. На Волыни водитель маршрутки грубо вытолкал на улицу 15-летнего Дмитрия, сына погибшего бойца АТО Сергея Гулюка. А в Вишневом под Киевом маршруточник отказался бесплатно везти 11-летнего сына еще одного погибшего на Донбассе защитника Украины. Надо отдать должное местной власти в Луцке и в Вишневом - они не отмолчалась, и иницииоровала служебые расследования. В Вишневом за мальчишку еще и заступились 20 участников АТО, которые провели с водителем-обидчиком воспитательную работу, после которой тот даже извинился перед ребенком и его матерью.

ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ

Но хуже всего то, что большинство маршрутных такси элементарно небезопасны. Про данным Госслужбы Украины по безопасности на транспорте в прошлом году в ДТП с маршрутками погибли 149 чел., 1 734 травмированы.

«К сожалению, мы не имеем права проводить плановые проверки фирм, которые занимаются городскими маршрутными перевозками, - говорит главный специалист отдела взаимодействия со СМИ и общественностью Госслужбы Украины по безопасности на транспорте Лилия ГАБРИЭЛЬ-ТКАЧУК. – Ведь в этой сфере тоже действует мораторий на проверки бизнеса. Проверять можем только по чьей-то жалобе или по инициативе местной власти после резорнансного ЧП, как это произошло в ноябре прошлого года в столице, когда под колесами маршрутки на остановке у ст.м «Героев Днепра» погибли два человека».

Другими словами, если водитель хамит, кури тили нарушает ПДД, на него следует жаловаться – в таком случае местные власти обязаны будут проверить его работу. Правда, теоретически это может првести к полному закрытию маршрута.

После смертельного ЧП у ст.м. «Героев Днепра» столичная власть инициировала внеплановые проверки частных перевозчиков, работающих в режиме маршрутного такси.

Комплексная двухнедельная проверка киевских маршруток, по словам директора Департамента транспортной инфраструктуры Сергея Симонова, дала основания для расторжения договоров. Оказалось, что на 67 маршрутах из всех 166 существующих в столице (почти 40%!) нет законных оснований на перевозки пассажиров – просрочены или вообще отсутствуют документы. Инспекторы Госслужбы Украины по безопасности на транспорте обнаружили 53 нарушения, на них составлены акты на общую сумму штрафов 85 тыс. 600 грн, а Нацполиция выявила 39 нарушений, выписав штрафы на 16,5 тыс. грн.

Одеако самое распространенное нарушение фирм-перевозчиков - выпуск на маршруты машин, техническое состояние которых не соответствует безопасным нормам. Кроме того, на большинстве маршрутов недостаточно подвижного состава, следовательно ежедневно нарушается установленный интервал движения транспорта.

«Мы намерены внедрять практику европейских стран и использовать маршрутные такси только как вспомогательный транспорт, подменять ими, а не дополнять основной общественный транспорт, - говорит Сергей Симонов. – В обозримом будущем комфортный и современный подвижной состав большой вместимости должен прийти на замену «бусов» малой вместимости».

НАПРАВЛЯЕМСЯ В ЕВРОПУ?

О том, что маршруткные перевозки в таком виде, в каком они существуют сейчас, не соответствуют европейским  требованиям, знают не только простые украинцы, которые каждый день на них ездят, но и чиновники. И годами обещают решить эту проблему. Минирстр инфраструктуры Владиммир Омелян настроен в этом плане решительно.

«В больших городах, особенно миллионниках, маршрутки вообще должны исчезнуть как класс, - заявил он. - Они давно не отвечают потребностям современного общества, условиям и комфорта перевозки граждан».

Альтернативой, по словам министра, станут трамваи, троллейбусы и электробусы, поскольку будущее для Украины - это отказ от двигателей внутреннего сгорания и переход на экологически чистый и удобный транспорт. А заодно В. Омелян пообщел решить еще одну глобальную проблему нашей страны, связанную с городским траспортом.  По его словам, используя европейский опыт и практику, в Украине будут внедрены единые правила для общественного транспорта, которые будут действовать во всех населенных пунктах, чтобы местные власти не придумывали какие-то свои местечковые транспортные документы. Среди общих для всех населенных пунктов транспортных правил будет и требование к обустройству остановок: это будут и специальные бордюры, и специальные отбойники, и везде одинаковое освещение. Везде одинаково будут оборудованы и остановки общественного транспорта. Эти рекомендаиции будут разраблотаны уже в ближайшее время, и начнут внедряться уже в 2018 году.

Материал подготовили Галина ГИРАК,

Дмитрий ПИСАРЕНКО и Алиса СВЕТЛАКОВА

 

МНЕНИЕ ГВОЗДИКОВА: КАК «ВЫЛЕЧИТЬ» МАРШРУТКИ?

«Считаю, что аргументы перевозчиков о необходимости повышения цен на проезд (подорожание бензина и запчастей), - недостаточны. Стоимость проезда может расти только при постоянном повышении планки качества и безопасности перевозок. Иначе, когда тарифы на проезд растут, а о качестве и безопасности – ни слова, местной власти нужно разрывать с такими перевозчиками договоры.

На мой взгляд, местным властям перед заключением договоров на маршрутные перевозки необходимо:

- ознакомиться со списком работников предприятий за период 2012-2017 годы и их окладами, которые должны быть хотя бы на уровне установленного законодательством минимума (это даст понять, что водители работают легально);

-  изучить, приспособлен ли транспорт для перевозки лиц с ограниченными возможностями;

- обратить внимание на наличие (или отсутствие) в транспорте информации для пассажиров о предприятии-перевозчике и правил пассажирских перевозок;

- узнать причины и основания для подписания и расторжения договоров хотя бы за предыдущие два года;

-  обратить вниммание на то, предоставляет ли перевозчик пассажирам обязательное страхование на случай ЧП;

- узнать все подробности ДТП, которые происходили в течение нескольких последних лет с маршрутками данной фирмы, особенно тех ДТП, которые приевли к летальным исходам.

Все это узнать несложно. Зато после изучения этих вопросов на конкурсах преимущества получат те перевозчики, которые инвестируют в безопасность и качество своих услуг. А пассажирам станет понятно, за что они платят».

Станислав ГВОЗДИКОВ, глава общественной организации «Развитие инфраструктуры»

«ЧЕРНЫЙ ИЗВОЗ»

В рамках оптимизации транспортной инфраструктуры столицы Департамент транспорта КГГА в течение 2014-2017 г. г. закрыл ряд направлений маршрутных перевозок, которые дублируют маршруты общественного транспорта. Фактически, это частные маршрутки, которые полностью дублировали коммунальный транспорт, забирая у него пассажиров.

Этот шаг сделали с целью оптимизации системы транспорта, чтобы перенаправить пассажиропотоки назад в коммунальное предприятие и наполнять бюджет города, а не обогащать частных перевозчиков. Но, как утверждают основатели сообщества «Транспорт Киева» на Facebook, несмотря на приказы о закрытии маршрутов, некоторые из них продолжают активно работать. Это, по словам активистов, такие маршруты: №170, 196, 209, 213, 217, 221, 230, 232, 238, 248, 404, 412, 412, 425, 458, 478, 501, 502, 519, 527, 543, 561, 564, 570, 595, 597.

«Фактически это теневые перевозки, - считает эксперт по транспорту, сооснователь сообщества «Транспорт Киева» Сергей ДУЦЬ. –  У них нет ни лицензий, ни разрешений, и никаких других документов, дающих право работать на маршрутах и возить пассажиров.

А некоторые маршруты-нелегалы то появляются, то на какое-то время исчезают. Как, например, маршрут № 32 + 99 и 238».

С. Дуць утверждает, что общий пассажиропоток в маршрутках столицы за год достигает 400 млн чел., что примерно равно пассажиропотоку метрополитена. А выручка от маршрутных переврозок доходит до несколькимх миллиардов гривен в год. «Наверное, не случайно часть из этой кругленькой суммы остается в тени, - резюмирует эксперт. – Значит, это кому-то выгодно. Я на 99% уверен, что черный извоз, порождающий многие проблемы маршрутных перевозок, держится не на бесхозяйственности или бестолковости наших чиновников, а на крышевании его и покровительстве в обмен на откаты. И так по всей стране. Пока это будет продолжаться, проблема с городским транспортом, в том числе и с самой больной мозолью его – маршрутными перевозками – никогда не решится».

ПЕТИЦИЯ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ

На сайте Киевсовета появилась петиция с требованием заменить все маршрутные такси в столице на полноценные городские автобусы. По мнению автора Вячеслава Бондаренко, автобусы более комфортный для передвижения транспорт. К тому же отмена маршруток позволит снизить нагрузку на дороги и уменьшит количество вредных выбросов в атмосферу.

«Необходимо заменить маршрутные такси на полноценные городские автобусы, - сказано в петиции. - Это значительно повысит комфорт, уменьшит количество вредных выбросов, уменьшит транспортную нагрузку».

Петиция зарегистрирована на сайте Киеврады 11 января 2018 года. Для того, чтобы она была рассмотрена депутатами, ей необходимо набрать 10 тыс. голосов за три месяца. Эту петицию по состоянию на 16 января уже поддержали 1204 человека.

ПИОНЕРЫ ТЕРНОПОЛЯ

Многие украинцы считают, что проблему некачественного обслуживания их в маршрутных такси можно решить с помощью введения единого электронного билета – закон о внедрении такой инновационной формы оплаты за проезд во всех видах муниципального транспорта вступил в силу еще в мае прошлого года.

Работает он так: специальное устройство – валидатор – снимает с пластиковой карты пассажира оплату за проезд, освобождая водителя от лишней обузы - сбора денег. Первым в Украине городом, в котором начали внедрять электронную оплату за проезд, стал Тернополь. Недавно очередь дошла там и до маршрутных такси. И у местных жителей, у которых есть «Карточка тернополянина», валидаторы, установленные в маршрутках, снимают за проезд по 4 грн, а для тех, кто платит наличными водителю, проезд после подорожания со 2 января 2018-го стоит 5 грн. Водители должны выдавать билеты единого образца, но многие из них «химичат», выдавая тем немногим пассажирам, которые расчитывыаются наличкой, липовые билеты. За это маршруточников прижали контролеры, и водители маршруток начали бастовать, требуя отменить электронную оплату за проезд в маршрутках и еще на несколько гривен поднять тариф за проезд. Повышение тарифа, по их мнению, необходщимо для того, чтобы покрыть расходы на перевоз льготников.

В ответ в горсовете пригрозили маршрутным перевозчикам штрафными санкциями, вплоть до расторжения договоров с ними. А вопрос о повышении тарифов предложили пока отложить. «Тернополь внедряет новшество, которое действует во всем цивилизованном мире, - сказал городской голова Тернополя Сергей Надал. - По результатам сегодняшней встречи мы договорились, что перевозчики должны переходить на другой режим работы, в частности рассчитывать зарплату водителям за количество километров, что будет стимулировать их отрабатывать весь график».

Тем временем там, где электронный билет еще не внедрили (то есть по всей стране), водители, параллельно со своей основной работой вынуждены лично собирать оплату за проезд, вовлекая в этот процесс всех пассажиров. Как правило, в каждом городе и на каждом маршруте есть определенная такса, которую они ежедневно сдают своим работодателям, чтобы «выработать» неорму и получить зарплату. Остальное забирают себе. В столице эта такса на составляет от 1 тыс. до 2 тыс. грн в день. Чем дальше от Киева – тем меньше эта сумма. Чтобы побольше заработать, маршуточники готовы набивать полные «бусы» пассажиров, останавливаться хоть за каждым углом и лихачить на дорогах, обгоняя до следующей остановки конкурентов.