aif.ru counter
18.09.2019 14:43
4333

Субсидии: тонкости начисления

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и Факты в Украине 18/09/2019

Первое холодное дыхание осени напоминает о том, что уже примерно через месяц должен начаться отопительный сезон. Но при нынешних тарифах не все за свой счет смогут оплачивать коммуналку. Что ждет зимой получателей субсидий?

УЗНАЮТ ВСЮ ПРАВДУ

Если в прошлом году количество получателей субсидий уменьшили с 7 млн до 3,6 млн домохозяйств, то команда президента Владимира Зеленского неоднократно заявляла о необходимости выделять больше субсидий. Например, представитель президента в правительстве Андрей ГЕРУС еще в июне обратил внимание на то, что проживающие в сельской местности или райцентрах пенсионеры старшего возраста с пенсией меньше чем в 2 тыс. грн, у которых прописаны фактически не живущие с ними внуки, потеряли право на получение субсидии. Таких, по его словам, – около 1 млн человек. И эту ситуацию необходимо изменить: государство должно помогать таким людям оплачивать коммунальные услуги.

Украинцы – двумя руками «за» это. Однако увеличить количество получателей субсидий были не против все, кто и раньше был во власти. Но все упиралось в соглашения с Международным валютным фондом. Который настаивает на том, что количество получателей субсидий нам нужно не увеличивать, а, наоборот, уменьшать. Ведь в нашей стране и так чуть ли не половина населения – льготники. Хотя, с точки зрения экономической целесообразности, государство должно помогать не более чем 10% действительно нуждающихся граждан.

Так что же - выходит, нынешнее правительство может проигнорировать рекомендации МВФ, миссия которого сейчас находится в Украине для подготовки подписания соглашения по новой программе кредитования? Скорее всего, - нет. Конечно, у тех, кто действительно нуждается в помощи, отбирать субсидии не будут. Но тем, кто пытается правдами-неправдами оформить их, наверняка это не удастся, поскольку проверка станет более тщательной.

Для этого в парламенте 2 сентября был зарегистрирован законопроект №1231 «О верификации и мониторинге государственных выплат». Через два дня после регистрации этот документ был определен президентом как безотлагательный. Похоже, что его планируют принять его еще до начала отопительного сезона.

Этот законопроект предусматривает три этапа очень тщательных проверок претендентов на получение государственных выплат (пенсий, стипендий, субсидий): до назначения, во время получения и еще в течение трех лет после того, как человеку прекращена выдача пособия.

Причем, документ дает право собирать полные досье на украинцев, включая выписки из банковских счетов и перечень имущества, - не уведомляя об этом самих проверяемых.

Кстати, подобную верификацию льготников пытался запустить и предыдущий Кабмин. Тогда Минфину хотели предоставить право запрашивать информацию о гражданах без их ведома в различных ведомствах и организациях - в том числе, и в банках. И законодательство пытались заложить норму о том, что Минфин «имеет право на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных госорганов». Но осенью 2018 года Конституционный суд Украины заблокировал эти новшества от Кабмина, поскольку они нарушали право граждан на защиту персональных данных.

Какой же будет судьба законопроекта о тотальной верификации, который сейчас находится в парламенте? Скорее всего, права власти на абсолютный доступ ко всей информации об украинцах, в том числе и к персональным их данным в этом документе тоже не останется.

В выводах об этом законопроекте Главного научно-экспертного управления, которые появились на сайте Верховной Рады 12 сентября, в частности, сказано: «В связи с вышеизложенным, положения законопроекта, согласно которому «центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализующий государственную финансовую и бюджетную политику, при осуществлении полномочий по верификации государственных выплат не требует согласия физических лиц на получение и обработку персональных данных» (новая редакция абзаца третьего ч. 2 ст. 11 Закона Украины «Об информации»), - по нашему мнению, являются дискуссионными». И законопроект отправили на доработку.

«Думаю, что закон о верификации обязательно примут, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО. - Без такого закона о будущем не может быть и речи. Ведь, к сожалению, часто бывает так, что люди получают субсидии, хот я и не имеют на это права. Понимаю, что чисто эмоционально принятие этого документа будет многим неприятно. Но он очень нужен, пора навести порядок в выделении государственной помощи. В этом законе очень дотошно все прописано, все буде учитываться. Так и надо. Если человек хочет получать субсидию, то он не должен скрывать какую-то информацию о себе. А если есть что скрывать, и не хочется, чтобы под прицелом оказались банковские счета и прочее, значит, от субсидий нужно отказываться. Их должны получать только те, кто действительно нуждается в помощи».

Когда будет принят закон о верификации и в каком виде, эксперт затруднился предположить. Но ясно одно: даже и без этого закона, и без дополнительных полномочий тех, кто будет подавать документы на получение субсидий будут очень тщательно проверять. В том числе и социальные инспекторы, которые могут многое узнать даже от соседей.

субсидии
субсидии Фото: АиФ в Украине
субсидии
субсидии Фото: АиФ в Украине

 

БЕЗНАДЕЖНЫЕ ДОЛГИ И МВФ

Как же новое правительство намерено назначать субсидии?

«Принцип распределения и определения субсидий мы сейчас не меняем, - заявил премьер-министр Алексей ГОНЧАРУК. - Незначительно поменяются цифры, числа, выделенные на обеспечение программы начисления субсидий. Но, исходя из этого бюджета, существенных изменений не закладывалось».

Но вот информация для размышления: в проекте бюджета на следующий год на субсидирование населения предусматривается 47,6 млрд грн, тогда как на текущий год было заложено 55,1 млрд грн. Что же это значит? Неужели, несмотря ни на какие заявления, субсидии украинцам намерены существенно урезать?

Конечно, проект бюджета – это только проект. Его, по закону, создает Минфин, затем документ выносится на рассмотрение Кабмина, который должен утвердить его. Сейчас проект бюджета на 2020 год уже поступил для рассмотрения в Верховную Раду. Там его рассматривают и принимают в трех чтениях, внося поправки. Дальше документ подписывает спикер, президент и он публикуется в официальных СМИ. После этого он становится законом, обязательным к выполнению. Но это не значит, что к тому времени абсолютно все в проекте изменится, в том числе и сумма, заложенная на субсидии. Почему же она такая скромная?

 «По моему предположению, несмотря ни на что, количество получателей субсидий будет увеличено. Если в прошлом году их получили 3,6 млн домохозяйств, почти вдвое меньше, чем было раньше, то на это были основания – подняли минимальную зарплату, росли пенсии. Сейчас же ситуация немного другая. К тому же, многие люди остались без работы. И у нас начали расти долги по коммуналке. Поэтому, по прогнозам, в субсидиях будут нуждаться примерно 4,5 млн семей. - считает эксперт по энергетическим вопросам Юрий КОРОЛЬЧУК. – Это, конечно, будет определенный диссонанс к тому, что требует от нас МВФ. Они вообще хотели бы, чтобы получателей субсидий было не больше 3 млн домохозяйств. Однако, по прогнозам, при самом лучшем варианте, к концу отопительного сезона у нас могут быть долги по оплате коммунальных услуг на уровне 80 млрд грн. Сейчас эти долги – около 65 млрд грн. Если не дать субсидии тем, кто сам не в состоянии платить, эти долги будут еще больше. И что с ними делать? В принципе, в МВФ эта проблема известна – там же есть и те, кто постоянно присутствует в нашей стране, и кто приезжает периодически, естественно, все они знают. Поэтому, насколько мне известно, они даже готовы закрыть глаза на то, что у нас будет не 3 млн получателей субсидий, а больше, как предполагается – 4,5 млн. Но они не готовы к тому, чтобы помощь на плату коммунальных услуг платили их госбюджета. Этим и можно объяснить то, почему в проекте бюджета на субсидии заложена меньшая сумма, чем на текущий год. Остальные деньги на субсидии для всех нуждающихся будут искать в других источниках. Как это будет, где будут находить эти средства, - думаю, этого точно пока никто не знает».

По словам Ю. Корольчука, среди долгов населения за коммуналку есть определенная сумма, примерно 20 млрд грн, которые, как предполагают аналитики, никогда не будут выплачены. Поэтому сейчас активно обсуждается и этот вопрос.

Как вариант, часть долгов могут списать, часть – реструктуризировать. Не исключено, что будет принят еще какой-то вариант. Но, скорее всего, слишком жестких мер к должникам не будут применять, поскольку, в самом худшем варианте, это даже может спровоцировать новую волну эмиграции.

ПРАВИЛА ВЫПЛАТ

Кабмин Владимира Гройсманав в начале 2019 года запустил давно обещанную монетизацию льгот, то есть, выплату положенной от государства помощи «живыми деньгами», начав ее с субсидий. С начала года их получали семьи, которым начисляли помощь впервые, а с мая к ним присоединились те, кто оформил ее на неотопительный период. С октября, как предполагалось еще при прежнем правительстве, субсидии монетизируют всем. В августе 2019 года решением правительства был расширен перечень банков, уполномоченных на осуществление социальных выплат. Сейчас утверждено 38 банковских учреждений. И уже с октября этого года наличные субсидии пенсионерам будут выплачивать местные органы социальной защиты. Для этого Пенсионный фонд предоставит им выплатные реквизиты, на которые пенсионерам начисляется пенсия.

Тем, кто еще не получает пенсию, деньги будут поступать на счета в Ощадбанке, которые они открыли раньше. Для того, чтобы получить субсидию в другом банке, необходимо написать в управление соцзащиты соответствующее заявление и предоставить реквизиты счета в одном из выбранных уполномоченных банков. В случае же, когда счетов нет ни в каком банке, монетизированная субсидия будет начисляться через Укрпочту по адресу, указанному при обращении за назначением субсидии. Но при наличии долгов за коммунальные услуги выплаты будут проводиться исключительно через Ощадбанк. Если долг превышает 340 грн, предоставление субсидии прекращается.

НИЧЕГО СЕБЕ!

О ЧЕМ «ЗАБЫВАЮТ» УКРАИНЦЫ

Интересно, а что бывает, когда человек «забывает» указать при оформлении субсидии некоторые доходы, покупки или недвижимость

В Дубно Ровенской обл. по инициативе соцслужб провели расследования в отношении 35 местных жителей, которые получили субсидии на общую сумму около 500 тыс. грн. Это не какая-то сплоченная группа - люди разные. А действовали все одинаково, утаив от соцслужб то, что в течение года приобретали автомобили, цена каждого из которых превышает 50 тыс. грн. Каждому из таких «предприимчивых» наших сограждан пришлось вернуть полученные субсидии и плюс - выплатить штраф. К примеру, в соответствии с решением суда, одному из этой «команды» пришлось возвращать государству все 20 тыс. грн, полученные в виде субсидий, еще и заплатить админштраф – 50 необлагаемых законом минимумов доходов граждан, а это – 850 грн.

Точно таким же образом, через суд, заставили вернуть субсидии киевлянку – ее обвинили в том, что она в доле со своими родственниками приобрела земельные паи. А у жительницы Ковеля отобрали все деньги, полученные в виде субсидий - потому, что она не указала в декларации один из своих ежемесячных доходов - 1,6 тыс. грн пособия по уходу за инвалидом.

В то же время, жителю Збаража Тернопольской обл. пришлось вернуть 4,5 тыс. грн субсидий из-за покупки микроавтобуса, цена которого – больше 100 тыс. грн. А в Дрогобиче Львовской обл. в управление соцзащиты населения местные жители подали заведомо ложные сведения об имущественном положении своих семей. И, на основании сфабрикованных документов, им начисляли субсидии. Убыток, который они нанесли государству, составляет 43 тыс. грн. Теперь им придется вернуть эти деньги в казну и отвечать перед законом за мошенничество.

К сожалению, подобных случаев много, и, возможно, кто-то извлекает из них уроки. Но – далеко не все. Например, только в 2018 году социальные инспекторы выявили в декларациях почти 500 жителей Львова недостоверную информацию. Общая сумма субсидий, которые получили эти горожане, составляет 2,7 млн грн. Нарушения у них разные: одни продают жилье, и не сообщают об этом соцслужбам, другие работают на нескольких работах, но указывают только одну, третьи указывают в декларации лишь официальную зарплату, хотя получают вознаграждение еще и «в конверте». Но каждый из них все, что получил незаконно в виде субсидий, вернул, да к тому же еще и заплатил штраф.

Алина ВЕТРОВА,

Ирина ВАНДА,

Александр БУДОВОЙ

Топ 5 читаемых