165

Рынок или базар? Что меняется во внешней торговле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и Факты в Украине 17/11/2021
Рынок или базар? Что меняется во внешней торговле
Рынок или базар? Что меняется во внешней торговле 112.ua

Торговые войны и протекционизм 

В эпоху замедления торговли из-за пандемии все больше стран переходит к политике протекционизма - поддержке внутреннего производителя. Это является главной причиной современных торговых войн. Но отношение к такому поведению меняется.

По словам вице- премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги СТЕФАНИШИНОЙ, торговые войны в эпоху пандемии отличает высокая степень протекционизма - таким образом большинство стран защищает свои экономики. И если еще несколько лет назад подобное было недопустимым и расценивалось едва ли не как третья мировая торговая война, то сегодня мы уже определяем границы нормальности определенных протекционистских мер.    

О. Стефанишина полагает, что это повод для Украины проявить протекционизм в отношении собственной экономики. Защищать национальные интересы, поддерживать национальный рынок через меры, которые потом не станут предметами торговых споров — определенный тренд пандемийного рынка.  

Плюсы и минусы протекционизма  

Некоторые украинские экономические эксперты охотно соглашаются с ее мнением, другие же вступают с ней в спор.  

Так, аналитик компании Esperio Александр БОЛТЯН полагает, что необходимость протекционистских мер очевидна любому человеку, ведь только так можно защитить свой бизнес в условиях жесткой конкуренции на мировом уровне. 

Тем не менее, на данный момент какой-то особой защиты украинские предприятия не ощущают, несмотря на все разговоры о желании развивать реальную экономику. Есть две работающие сферы, приносящие валюту в бюджет - сырье и сельское хозяйство, и есть все остальные, вынужденные отдуваться за желание правительства повысить свою репутацию. Только этим можно объяснить тот факт, что Украина нередко заключает соглашения о ЗСТ со странами, чьи производители могут завалить украинский рынок дешевой продукций, полностью лишая отечественные компании возможности встать на ноги. 

При этом, мы видим усилия регуляторов там, где они не особо выгодны рядовому украинцу. Так, например, Межведомственная комиссия по международной торговле расчистила рынок цемента от всех конкурентов: в 2019 г. были введены пошлины в отношении российских, белорусских и молдавских производителей в размере 114%, 57% м 94,5% соответственно. После чего игроки из этих стран ушли с рынка. Мало-мальски крупным импортером оставалась Турция с 5% рынка, но недавно было принято решение ввести пошлины и против турков, в размере от 32-50% - в зависимости от производителя. Сделано это было по просьбе крупнейших украинских поставщиков, которым не нравился демпинг со стороны турецких компаний. При этом, рентабельность продажи цемента на внутреннем рынка за последние 2 года выросла более чем на 1000%.  

Понятное дело, что пострадавшим в этом случае оказывается конечный потребитель, который вынужден платить столько, сколько потребует крупный бизнес. Подобные ограничения необходимо вводить только для защиты молодой отрасли, которая попросту может не выжить в условиях конкуренции со стороны более крупных зарубежных игроков. В то время как ввод пошлин для защиты уже сформировавшихся монополистов выглядит, как минимум, подозрительно.  

А вот старший аналитик финансовой компании «Альпари»Вадим ИОСУБ категорически не согласен с выше озвученным мнением.  

По его словам, протекционизм – безусловно опасен, причем для всех. Он вредит потребителям продукции, более эффективным предприятиям, а в долгосрочной перспективе – и самим предприятиям, чья продукция попала под защиту от иностранных конкурентов. 

Протекционизм чаще всего применяют путем введения экспортных пошлин на аналогичную иностранную продукцию. В результате потребитель вынужден покупать более дорогую иностранную продукцию или дешевую, но менее качественную отечественную (если бы она не проигрывала импортной по соотношению цена/качество, ее не пришлось бы искусственно защищать). Если речь идет о личном потреблении, то покупатель больше тратит из своего семейного бюджета. Если мы говорим о покупке предприятием сырья и комплектующих – это, в свою очередь, увеличивает себестоимость продукции и делает ее менее кредитоспособной. 

При этом такая политика вредит другим эффективным предприятиям. Предположим, в стране производится неконкурентная бытовая техника и высоко конкурентные, по мировым меркам, продукты питания. После принятия протекционистских мер потребитель больше отдаст денег производителям техники, которая станет дороже, чем была бы без этих мер. Соответственно, меньше денег останется для эффективных производителей продуктов. Произошло искусственное перераспределение средств от эффективных к неэффективным, хотя нормальная экономика должна стимулировать именно эффективных, а не наоборот. 

Наконец, сами предприятия, попавшие под защиту от конкурентов, тоже страдают. Краткосрочно они получат больше денег, но при этом у них пропадет мотив развиваться, выигрывать конкурентную борьбу на международной арене, внедрять инновации, новые практики управления и маркетинга. В результате у них консервируется технологическое и управленческое отставание, пропадают шансы заявить о себе на глобальном рынке. 

В свою очередь, директор Crane IP Law Firm Иван НИКИТЧЕНКО считает, что протекционизм имеет смысл в тех отраслях/секторах экономики, где украинские производители испытывают острую конкуренцию иностранных производителей, или же иностранные производители получают слишком существенную поддержку от национальных правительств. 

Протекционизмом можно назвать введение запрета на импорт многих позиций товаров из России. Также Украина и Турция не могут вот уже несколько лет подписать соглашение о зоне свободной торговли именно по причине того, что Турция хочет получить свободный доступ на рынок Украины своих потребительских товаров и товаров легкой промышленности, что может очень навредить отечественным производителям. 

В развитых странах правительства стараются поддерживать производителей не прямыми защитными мерами, а путем налоговых льгот и дотаций, созданием специальных экономических зон. Таким образом, себестоимость товаров/услуг предприятий снижается, и они конкурируют с другими странами и без введения торговых барьеров или повышенных импортных пошлин. 

Проблемы экспортеров 

Кроме протекционизма, который затрудняет мировую торговлю, страны, торгующие с Украиной, сталкиваются и со специфическими проблемами.  

Среди актуальных экспортных проблем О. Стефанишина выделяет несколько. В первую очередь, это технические барьеры. Примером может служить ситуация вокруг разрешений на транзит товаров через Польшу и другие страны Центральной и Восточной Европы.  

Еще одна проблема - ситуация вокруг леса - кругляка. Из-за агрессивной рубки леса в Украине в 2015 г. решили ввести запрет на его экспорт. И в Минэкономики считают, что в ЕС должны с пониманием подойти к важности сохранения экологической составляющей в лесной политике Украины.  

Одним из спорных вопросов в торгово-экспортных отношения с ЕС сейчас является возможность введения углеродного налога — CBAM (ЕС предлагает взимать дополнительную плату за ввоз на европейский рынок продукции, производство которой сопровождается высокими выбросами СО2).  

По словам О. Стефанишиной, в случае с нашей страной происходит принудительное интегрирование разработки этого решения ЕС. Но для стран, которые имеют ЗСТ или являются членами энергетического сообщества, должны быть исключения. Поэтому с Украиной нужно вести отдельный диалог.  

В свою очередь, И. Никитченко считает, что основные проблемы, с которыми сталкиваются экспортеры - это сложность таможенных и налоговых процедур в Украине. По данным Всемирного банка, в среднем на прохождение таможенного контроля и оформление импортных документов в Украине уходит 80 часов, при средних 44 часах в регионе и 12 часах в высокоразвитых странах. Если брать страны-лидеры по данным показателям - на все уходит до двух часов. 

Сложность таможенных процедур приводит и к удорожанию оформления пакета документов - в Украине это стоит 162 долл., при средних 86 долл. в регионе и 24 долл. в высокоразвитых странах. В странах-лидерах по данному показателю это и вовсе бесплатно. 

Следует сказать, что пандемия усложнила прохождение таможенного контроля: из-за карантинных ограничений практически повсюду выросло время оформления грузов на таможне. 

Виктория Хаджирадева

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.  

Также вам может быть интересно

Loading...