aif.ru counter
171

Руслан Соболь – о хаотичном развитии экономики Украины и саморегуляции

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и Факты в Украине 21/11/2019
Руслан Соболь – о хаотичном развитии экономики Украины и саморегуляции
Руслан Соболь – о хаотичном развитии экономики Украины и саморегуляции © / Скриншот

«Сегодня происходит не демонтаж упрощенной системы налогообложения, а ужесточение ее регулирования - я говорю об РРО, трудностях снятия наличности со счетов, возникших у предпринимателей. Все это – сигналы, что регулирование в этом налоговом поле увеличивается», - начинает беседу с «АиФ в Украине» глава Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

Слово и дело

Руслан Владимирович, глава парламентского комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данил Гетманцев недавно сказал, что законодатели не намерены демонтировать упрощенную систему налогообложения…

Как часто бывает, мы поймем это лишь тогда, когда будет уже достаточно поздно что-то изменить.

Это – действия в рамках стратегии по наведению порядка в сфере ведения бизнеса или ситуативные попытки детенизации экономики?

В реальном секторе экономики сегодня, наверное, не существует человека, который мог бы точно сказать, что означает происходящее. Ведь какой-то последовательной стратегической линии нет. Вероятно, это и попытка наполнить бюджет, и какие-то возможные обязательства перед нашими внешними экономическими партнерами. А, возможно, – совокупность этих факторов.

Самая большая беда для нашей экономики, реального сектора, государства – отсутствие «путеводной звезды», понимания, куда мы направляемся, какие цели преследуем, чего хотим достичь, на какие отрасли делаем ставку. А также - какая нужна поддержка от реального сектора, что стратегически будет делать государство, как и за счет чего позиции Украины на международных рынках будут усиливаться в экономическом плане. И чего ожидать предпринимателям – малым, средним и большому бизнесу. Этих ответов нет. У бизнеса модели поведения на рынке – ситуативные: сегодня поступаем так-то, завтра все изменится – будем на это реагировать. И, к тому же - мы, как граждане, не знаем, какой экономический эффект от всего этого получим. Да, надеемся, что все будет хорошо: экономика заработает, насытившись денежной массой, увеличатся платежные возможности потребителей, «посыплются» дешевые кредиты, придут внешние инвесторы. А если нет? Кто просчитал риски? Где математическая модель?

Экономика – не спорт

Но Кабмин недавно опубликовал пятилетнюю программу развития страны. Почему она не дает ответов на эти вопросы?

Тот, кто читал эту программу, поймет: там нет никакой конкретики. Вместо этого – чисто олимпийский принцип: «Быстрее, выше, сильнее!». Но экономика так не работает! Это же не мотивационные меры на каком-то спортивном мероприятии, где нужно «поднять дух» ради соперничества. Экономика работает на четких, понятных, базисных принципах, а именно – на оценке сырьевых, трудовых возможностей, позиций на внешних рынках, внутренней политики, на понимании, за счет чего можно ее стимулировать. Нужна стратегия на пять, а лучше на десять лет, как в КНР, США, Германии – самых мощных, ведущих экономиках планеты, движущихся по понятному стратегическому плану развития. Чем мы хуже?

Кто должен заниматься созданием такой стратегии?

Это – национальная задача. В упрощенном варианте, народ должен требовать этого от Кабмина, в лице профильных министерств, ответственен за это и президент. А «крайние» в этом вопросе – сами граждане, потребители – ведь правительства меняются, а народ остается. И пожинает плоды политики, которую проводит государство.

Сук, на котором мы сидим

Пока ясности в этом вопросе нет, но уже подписаны законы, обязывающие ФЛП использовать кассовые аппараты. В соцсетях стали шутить, что айтишникам придется отправлять заказчикам чеки по почте. Стоит ли беспокоиться программистам, дизайнерам?

Стоит побеспокоиться всем, кто имеет отношение к предоставлению товаров и услуг на упрощенной системе налогообложения – чтобы соответствовать законодательному полю. Да, предприниматели на «упрощенке» должны обзавестись кассовыми аппаратами (согласно законопроектам №1053-1 и №10731053-1 и №1073, ФЛП 2, 3 и 4 группы обязуются использовать кассовые аппараты, в том числе в виде приложений на смартфон или компьютер. Налоговая служба бесплатно предоставит бизнесу программный РРО, который называется E-Receipt (электронный чек). – Ред.). Хочу напомнить, что всерьез обсуждалось и введение фискального чека на безнальную операцию! Это – как?! Я вообще отказывался в подобное верить.

О чем это все свидетельствует: о высоком «профессионализме» авторов таких инициатив?

О высочайшем «профессионализме»! Любой хозяйствующий субъект понимает, что это - как «горящая вода» - оксюморон (образное сочетание противоречащих друг другу понятий. – Ред.).

Но IT – одна из «путеводных звезд» нашей экономики…

Эта сфера развивалась благодаря отсутствию государственного регулирования. Государство сюда не «влезало», поэтому Украина – в тройке стран по предоставлению аутсорсинговых услуг по разработке программных продуктов, всего, что касается IT-отрасли. Мы динамично развивались в этой области.

А что же теперь – упадок?

Поживем – увидим, я не Нострадамус. Но до сегодняшнего дня любая отрасль, куда в той или иной степени вмешивалось государство, пытаясь что-то регулировать, приходила в упадок. Может быть, что-то и поменяется. Пока, к сожалению, так.

Пример: в Украине сейчас Интернет - один из самых лучших (в соотношении цена-качество) на европейском пространстве. Почему? Государство не регулировало эту отрасль. Так быстро построить рынок беспроводного Интернета мы смогли, наверное, только благодаря этому. Но – налоги платились, работал «чистый» рынок, включалась конкуренция по цене, качеству, предоставлению продажного сервиса, т.е. рынок показал свою дееспособность. Это можно «пощупать», оценить.

Как шаги по усилению регуляции бизнеса согласуются с программными целями власти по дерегуляции?

Да никак, в том-то и дело. Мы, как представители реального сектора экономики, ожидали, что будет стратегия, понятные ориентиры, работа на внешних рынках, привлечение в Украину дешевого финансового ресурса, технологий, развитие технопарков, работа с внешними с большими корпорациями – по примеру Сингапура, за 40 лет ставшего третьей-четвертой экономикой на планете. Мы ждали этого. А получаем РРО, продажу земли…

Но мы же здесь живем и хотим жить дальше – я бы хотел, чтобы и мои дети здесь остались. А что же они получат через 10-5 лет? Я в последнее время об этом часто задумываюсь. О каком развитии бизнеса мы говорим? Если понимаем, какие законы вступят в силу завтра, и как они будут влиять на реальный сектор…

У бизнеса, когда он формируется, цикл развития – 3-5 лет. Это срок, за который инвестиции должны возвращаться. А как нам сейчас что-то планировать, если нельзя понять, что будет через год? Конечно, сюда вряд ли придут представители сильных экономик, потому что там горизонт планирования – 20-50 лет.

Одним из аргументов «наступления» на ФЛП было выведение из тени олигархов, эксплуатирующих «упрощенку» (не секрет, что в некоторых крупных компаниях сотрудники оформлены, как ФЛП). Но почему бы просто не ввести прогрессивное налогообложение?

Да, это известный факт, что большой бизнес сидит в «упрощенке». Но заставят ли эти законы его оттуда выйти? Нет, и это – тоже факт. Ведь нет механизма, рычага. «Крыша» ФЛП просто станет шире – большой бизнес разобьется на еще большее количество ФЛП и наймет еще с десяток бухгалтеров и пару юристов, чтобы это администрировать, «отбиваться» в судах и проверяющих структурах.

А как это отразится на реальных ФЛП, самозанятых или ведущих семейный бизнес? Им нужно теперь заплатить за РРО, администрировать эти налоги, так что нужен бухгалтер. Или придется самим идти на бухгалтерские курсы, потому что фискальный кассовый чек – это высокая административная ответственность. И ФЛП будут допускать ошибки, а налоговые инспекторы не станут слушать о том, что вот здесь был возврат, а здесь - учились или тренировались. И ФЛП будут получать штрафы. Нагрузка ли это на реальных предпринимателей? Безусловно.

И это - в то время, когда в Украине большая денежная масса «в подушках», «под матрасами», в наличной форме в банковских ячейках, выведенный в оффшорные юрисдикции капитал. А мы начинаем регулировать этот кусок рынка. Но не было бы стратегически правильнее - проголосовать за «нулевую декларацию», так называемую «амнистию капитала», легализировать все деньги, когда государство берет с них 5-7%? И пусть эти деньги работают в экономике, а государство обязуется не преследовать их владельцев. А также - ввести налог на выведенный капитал. Соответствующие законопроекты лежат в Верховной Раде, но нардепы никак не могут за них проголосовать. А ведь это – просто сумасшедшая стимуляция для развития экономики! Индустриализация, построение новых и развитие действующих предприятий, создание новых рабочих мест. Оборотные средства при этом не облагаются налогом и начинают работать внутри страны, - а, значит, на каждого из нас.

(Окончание – в №48 «АиФ в Украине» за 2019г.)

Ирина Ванда

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine. 

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых