aif.ru counter
06.11.2017 12:53
313

Приведут ли новые дороги в счастливое будущее?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и Факты в Украине 06/11/2017

В стране - бум дорожного строительства. Строят и ремонтируют много, и по разным технологиям. Но долго ли пролежит свежеположенный асфальт? Когда отремонтируют все дороги и сколько это стоит? Что даст Украине современная сеть автомагистралей хорошего качества? Мы попытались ответить на эти и другие вопросы.

украинские дороги
украинские дороги Фото: АиФ в Украине

 

ЯЗЫКОМ ЦИФР

137 место из 144 стран мира заняла Украина в 2016 г. по качеству дорог 

- 15,4 млрд грн выделено на ремонт дорог в 2016 г., из которых 5,3 млрд ушли на выплату долгов 

- 878 км дорог восстановили в 2016 г.

- На 60,9 тыс. км дорог был проведен в 2016 г. Ремонт

- 17,2 млрд грн получит из бюджета в 2017 г. «Укравтодор», 5,3 млрд из них уйдут на возврат долгов 

- 16 млрд грн получит в 2017 г. по плану Минфина «Укравтодор» от таможенного эксперимента

- 78 передвижными лабораториями в 2017 г. оснастят «Укртрансбезопасность» для контроля веса фур

КАК В ЕВРОПЕ

«Украина активно интегрируется в глобальную систему перемещения грузов. Процесс требует синхронизации с другими странами. Важна и работа внутри страны - обновление и строительство дорог», - заявил премьер-министр Владимир ГРОЙСМАН 29 октября на своей странице в Фейсбуке.

В 2017 г. на реконструкцию дорог правительство запланировало потратить около 30 млрд грн и отремонтировать почти 3 тыс. км. Уже за 9 месяцев отремонтировали более 7,5 тыс. кв. м дорог. Это вдвое больше, чем в прошлом году, и рекорд последних 10 лет (не считая периода подготовки к Евро-2012). Однако состояние украинских дорог таково, что этого очень мало – чтобы в течение нескольких лет привести в порядок наши трассы, ежегодно необходимо тратить суммы в разы большие нынешних.

классификация дорог
классификация дорог Фото: АиФ в Украине

 

По мнению экспертов, этому поспособствует Дорожный фонд, который начнет свою работу уже с 1 января 2018 г. Он даст возможность использовать новые источники финансирования, а не только средства «Укравтодора» из госбюджета, как это было до сих пор. Также теперь у нас теперь будут проверять качество дорожных работ по международным системам контроля Fidic и СoST.

В 2018-м запланирован ремонт и реконструкция 3-4 тыс. км дорог при общей протяженности 170 тыс. км. Чтобы восстановить всю дорожную сеть в стране, нужно в год ремонтировать 10-12 тыс. км. Так что и темпы, и финансирование, еще наращивать и наращивать», - говорит советник главы «Укравтодора» и экс-замминистра инфраструктуры Александр КАВА.

Как сказал и.о. главы «Укравтодора» Славомир Новак в интервью одному из украинских телеканалов, дороги, как в Европе у нас появятся не раньше, чем через 5 лет. Сейчас в Украине от силы 3% образцовых дорог. К ним относятся отдельные участки трассы Киев-Полтава и реконструированная дорога М08 от Киева до Житомира. Заканчивают капитальную реконструкцию по европейским стандартам трассы М01 на отрезке Киев-Обухов и М05 – Киев- Белая Церковь.

ОДИН В ПОЛЕ

С дорожными проблемами Украина вынуждена разбираться сама

Не безвозмездно

Финансирование дорожного строительства в Украине пока несопоставимы с европейскими, поскольку там большая часть затрат идет из общего бюджета Евросоюза. Так, в Польше 85% дорожных работ финансирует Брюссель, и лишь 15% - национальный бюджет. «Польша участвует в специальной программе, по которой государства в течение 15 лет после своего вступления получают финансирование на дороги. Нам пока такие источники недоступны. «Укравтодор» получает не гранты, а кредиты от международных организаций», - объясняет А. Кава.

Так как бюджетных денег на содержание дороги в Украине явно не хватает, правительство ищет другие источники финансирования. Один из них – платные дороги. По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, их у нас начнут строить в 2019 г. Начнут с трасс Львов-Краковец и Киев-Умань, которые станут частями автобана между Балтийским и Черным морем.

Но для строительства платных дорог еще надо найти инвесторов. «В 2015 г. мы зондировали интерес к концессионной дороге Львов-Краковец. Потенциальный концессионер (инвестор) из-за несовершенства нашего законодательства выдвинул свои требования по потоку автомобилей, что вызвало бы негативные финансовые последствия для Украины», - говорит эксперт «Украинского института будущего» Владимир ШУЛЬМЕЙСТЕР.

Но не все согласны с этой точкой зрения: «Отремонтируют дороги протяженностью максимум 150-200 км. При необходимости ремонта 170 тыс. км это - капля в море. Чиновники спекулируют на этой теме, рассказывая, что придут инвесторы строить нам дороги. Это – чушь. У частных инвесторов, в отличие от государства, один способ окупаемости – сбор платы за проезд», - говорит А.Кава.

Спасительный фонд

Пока дорожный сбор и акцизы на топливо идут в общий котел госбюджета, а потому  часто эти деньги не идут на дороги. Напрямую на ремонт и реконструкцию перечисляются средства, специально выделенные из госбюджета, а также часть таможенного сбора (таможенный эксперимент) и внешние кредиты.

В 2018 г. должен заработать Дорожный фонд, что должно помочь, наконец, решить наболевшие проблемы с финансированием дорожного хозяйства. Есть надежда, что и дороги будут ремонтировать и строить лучше и быстрее.  Наполнять этот фонд будут за счет акцизов на нефтепродукты, платежей за ввоз импортных транспортных средств, штрафов за перегруз автотранспорта, а также сбора за проезд по платным дорогам (концессионные платежи). В «Укравтодоре» надеются, что уже в 2018 г. в Дорожный фонд поступит 33 млрд грн. Кроме того, рассчитывают на иностранные кредиты и инвестиции.

«Процесс перехода на новые источники финансирования будет постепенным, - поясняет А. Кава. - В следующем году 50% средств, полученных госбюджетом от автомобилистов, направят на дороги (в Дорожный фонд – Ред.), в 2019-м – 75%, а в 2020-м – уже 100%».

бюджет дороги
бюджет дороги Фото: АиФ в Украине

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Для экспресс-оценки качества дорог в 2016 г. создан специальный  онлайн-сервис в рамках проекта «Розумна Країна». С его помощью можно проверить состояния дорог по всей стране. Любой интернет-пользователь может отметить на карте Украины «убитые» участки дорог.

«Из этих жалоб составляются список основных проблем на дорогах. Так руководители «Автомобильных дорог Украины» (государственная акционерная компания. – Ред.)и «Укравтодора» понимают, где и какой ремонт нужен», - объясняет топ-менеджер «Розумна Країна» Сергей ЕФИМОВ.

проекты
проекты Фото: АиФ в Украине

 

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ

У соседей – свои секреты качества дорог

Польша: деньги в бетон

Еще лет 15 назад польские дороги мало чем отличались от украинских. Сейчас в Польше ежегодно строят сотни километров новых дорог. На автобаны только государственного значения выделяется в 10 раз больше средств, чем на всю дорожную сеть Украины. С учетом денег из фондов ЕС годовой объем финансирования дорожного строительства в Польше составляет около 5 млрд евро.

До 2020 гг. в Польше запланировано построить 1770 км автострад и скоростных дорог на 22 млрд евро, из которых 14 млрд выделяет Брюссель. Около 850 км дорог будут с бетонным покрытием  по инновационной технологи. Такие автомагистрали прослужат 30-50 лет.

Беларусь: как по накатанной

Дороги в Беларуси уже давно высокого качества. Еще в 2012 г. страна в рейтинге американского Института Гэллапа по качеству дорог заняла 67-е место из 148 стран мира. Белорусские магистрали ремонтируют по немецкой технологии – ресайклингу: сперва с помощью специальной техники перерабатывают материал, снятый с поверхности старой дороги, а затем его используют, как «подушку», на которую кладут асфальт по горячей технологии или «холодную» асфальтобетонную смесь. По прочности такое переработанное покрытие не уступает бетонному. При этом, технология ресайклинга более экономная, чем традиционная. Автомагистрали, построенные таким способом еще 10 лет назад, до сих пор не требуют даже мелкого текущего ремонта. В Украине этим способом также уже начали ремонтировать трассы.

Германия: вековые традиции

Немецкие дороги считаются лучшими в мире. Их главная особенность - «подушка» под дорожным покрытием. Прежде чем построить дорогу, на ее месте выбирают 1-2 м грунта. Затем укладывают слои гравия, песка и глины (иногда в георешетку), тщательно утрамбовывают. Такой «слоеный пирог» поливают раствором хлорида кальция или известковым, перемешивают, затем снова трамбуют. «Подложка» способна удерживать постоянный процент влаги, чтобы дорожное покрытие не проседало и не «вспухало». Только после этого кладут бетон или асфальт.

Дороги также покрывают специальным звукопоглощающим материалом или защитной пленкой от растрескивания. Гарантий срок эксплуатации таких дорог минимум 30 лет. Одной из самих старых немецких дорог больше 80 лет, и она остается в отличном состоянии.

ВЗГЛЯД КАВЫ

Ремонт с гарантией

- Сейчас ремонтируют наиболее важные дороги международного и национального значения, с самой высокой интенсивностью движения, именно они и влияют на экономическое развитие страны. Для ремонта каждого участка делается проект. Соответственно, исследуется состояние дороги. Только после этого принимают решение, каким будет вид ремонта. Если проблемы только с верхними слоями асфальта, их можно заменить. Если с основанием – приходится его менять полностью или проводить укрепление.

По поводу гарантийного срока службы дорог: кроме ямочного ремонта, на все другие его виды есть гарантия. Если проведен средний ремонт (каждый конкретный случай рассматривают отдельно) – 5 лет гарантии, если капитальный – 10 лет. Гарантийный сервис выполняет фирма, проводившая дорожный ремонт.

От ямочного ремонта в Украине можно отказаться, если пройти всю сеть капитальной реконструкцией. Но здесь сроки выполнения работ зависят от объема финансирования. Это все равно что подсчитывать, за какое время можно купить новый автомобиль – все зависит от заработков покупателя.

Александр КАВА, советник главы «Укравтодора», экс-замминистра инфраструктуры Украины

МНЕНИЕ МЕДВЕДЯ

Дороги новые – проблемы те же

- Выполнить программу дорожного строительства можно за 15-20 лет. Но речь идет о капитальном строительстве, когда полностью демонтируют дорожное полотно, ремонтируют основание, делают водоотвод, а не «латают». При этом, «пирог» (основа дороги) в зависимости от нагрузки может достигать 1-1,5 м. Но сейчас ремонтируют, в основном, локально верхний слой. А капитальный ремонт, когда доходят хотя бы до щебня, выполняют лишь в трети случаев. По закону, аварийный ремонт должен быть сделан за 12-72 часа после появления ямки. У нас же просто «латают» раз в год, как заплаты на трубах, которые ставят наперед, чтобы не текло.

Но в этом году на дороги выделили на 10-15 млрд грн больше обычного. Только вот половина средств уходит на обслуживание разворованных ранее кредитов «Укравтодора». При строительстве дорог к Евро-2012 воровали серьезно. Сейчас усилили контроль за использованием средств – воровать стали меньше. Но проблемы коррупции и бесхозяйственности еще хватает. Так, стоимость некоторых участков дороги на Кропивницкий - 50-60 млн грн за км, при реальной цене около 15 млн.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВЫРОЖЕМСКОГО

Погода – не помеха

- Если дорожное покрытие быстро разрушается, тут либо сэкономили на стройматериалах, либо нарушили технологию. У нас часто короткий срок эксплуатации дорог оправдывают тем, что дорожные проводились в плохую погоду. Но это – не причина. К примеру, в Великобритании дожди почти круглый год, а дороги, по сравнению с нашими, - идеальные. В мире давно используется технология «холодный» асфальт», когда специальные литые холодные смеси укладывают и под дождем, и даже в мороз, но не ниже 10 градусов. До этого участок обрабатывают специальным реагентом, а само покрытие наносят тонким слоем. Эту технологию уже берут на вооружение и у нас. 

Кроме холодного асфальта, наши дорожники используют и другие инновационные методы. К примеру, инфракрасный способ позволяет при ямочном ремонте разогревать участок дороги изнутри для более прочного сцепления с новыми смесями. А при струйно-инъекционном прогрунтованная битумной эмульсией выбоина заполняется смесью, подаваемой воздушной струей под давлением, чтобы не было воздушных полостей.

Валерий ВЫРОЖЕМСКИЙ, первый замдиректора ГП «Государственный дорожный научно-исследовательский институт им. М. П. Шульгина.

Материал подготовили Ирина Ванда,

Галина Гирак, Изабелла Кингсман, Дмитрий Писаренко

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых