aif.ru counter
16.10.2019 16:08
210

Причины возможного дефицита госбюджета-2019

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. Аргументы и Факты в Украине 16/10/2019
Законодательное собрание Пермского края

Сложные обстоятельства

По данным Государственной казначейской службы, государственный бюджет Украины в январе-августе 2019 г. сведен с профицитом 2,38 млрд грн при дефиците общего фонда в 4,12 млрд грн.

Напомним, доходы госбюджета Украины в 2019 г. определены в размере 1,26 трлн грн, в том числе общего фонда – 928,51 млрд грн, расходы – 1,112 трлн грн и 1,005 трлн грн соответственно. При этом бюджет-2019 предусматривает дефицит до 90 млрд грн.

бюджет
бюджет Фото: АиФ в Украине

 

Несмотря на наличие профицита, по результатам 8 месяцев, уже сейчас в Минфине и Счетной палате говорят о том, что бюджет-2019 выполнен не будет.

Каковы же причины? Эксперты Минфина провели анализ показателей выполнения росписи госбюджета (составление поквартальных документов, в которых оговариваются все поступления и траты бюджета, принимаются во внимание все источники и возможный дефицит. - Ред.) на текущий год и пришли к неутешителным выводам. Анализ свидетельствует о продолжении негативного влияния ряда тенденций на бюджетные доходы.

В частности, доходы от налога на добавочную стоимость (НДС) с произведенных в Украине товаров (с учетом возмещения НДС) в сумме 51,7 млрд грн составили 86,5% от росписи из-за высоких темпов возмещения НДС экспортерам. От рентной платы за недра поступило 28,9 млрд грн, что на 23% больше, чем за соответствующий период 2018 г. Однако доходы от рентной платы составили 84,4% от росписи. Доходы от НДС с ввезенных на территорию Украины товаров выросли на 1,6% по сравнению с прошлым годом, до 184,9 млрд грн. Тем не менее, доходы были выполнены на 87,6% от росписи.

В Счетной палате тоже видят риски для наполнения госбюджета и озвучили основные причины: основной причиной того, что план доходов государственного бюджета не выполняется, тоже считают недопоступление налогов в бюджет. Прежде всего, речь об НДС с ввезенных товаров и акцизного налога, а также заимствований и приватизации. Так, в январе - августе план поступлений общего фонда госбюджета не выполнен на 46,2 млрд грн, или 4,8%.

«Который месяц подряд мы констатируем три основные составляющие недопоступлений. За 8 месяцев этого года план доходов не выполнен на 30,8 млрд грн, государственных заимствований - на 17,7 млрд грн и приватизации государственного имущества - на 6 млрд грн», - сообщил председатель Счетной палаты Валерий ПАЦКАН.

По его словам, план доходов не выполнен прежде всего за счет НДС с ввезенных на таможенную территорию Украины товаров - на 26,2 млрд грн, или 12,4%, и акцизного налога с произведенных в Украине подакцизных товаров - на 10,4 млрд грн, или 21 2%.

Но недопоступление налогов в казну - не единственная причина того, что бюджет будет не выполнен. По словам В. Пацкана, причин несколько - завышенные при формировании госбюджета плановые показатели по отдельным налогам, курс гривни, темпы роста импорта товаров. Пацкан добавил, что в среднем в январе - августе курс гривны составлял 26,6 грн за долл., а показатели государственного бюджета рассчитывались по курсу 28,2 грн за долл.

Остаются ниже прогнозируемых и темпы роста импорта товаров. За шесть месяцев 2019 г. импорт вырос на 7,9%, до 31,164 млрд грн. Известно также, что за январь-август 2019 г. расходы государственного бюджета не выполнены на 56,4 млрд грн, или 8,6%.

«Это - следствие низкого качества планирования расходов. А это влечет за собой неэффективное использование средств, в отдельных случаях нецелевое использование бюджетных расходов и их постоянное перераспределение в течение года», - сказал В. Пацкан.

Главная проблема

Эксперты согласны с аналитиками Минфина и Счетной палаты. Главной проблемой им представляется укрепление курса гривны относительно доллара.  

По словам Александра ОХРИМЕНКО, президента Украинского аналитического центра, при расчете госбюджета планировали, что курс будет 27-28 гр за долл. Никто не ожидал курса в 25 грн. Как результат, - невыполнение плана по поступлениям налогов. В Украине главный налог - это импротный НДС, и он очень зависит от курса. Теперь «дырка» в доходах госбюджета составляет 40 млрд грн. НБУ провел эмиссию (выпуск дополнительных денежных средств в обращение. – Ред.) 67 мдрд грн., чтобы закрыть «дыру», хотя это - нарушение закона, нельзя пустой эмиссией гривны латать госбюджет. Чтобы исправить ситуацию, можно девальвировать гривну до 30 грн за долл., и тогда доходы госбюджета вырастут. Но это приведет к росту инфляции, чему совсем не будут рады простые украинцы. 

Аналитик финансовой компании Альпари Максим ПАРХОМЕНКО, в отличие от аналитиков Счетной палаты, считает: основная причина того, что бюджет-2019 будет дефицитным - не завышенные показатели по доходам. По его мнению, они вполне реальны для выполнения. К тому же, наш бюджет давно формируется с низким дефицитом. Главная проблема в другом - в низком курсе доллара, который на 17% меньше запланированных показателей. К этому также добавляется слабое отчисление от таможенных сборов. В сумме мы имеем дефицит.

Иван НИКИТЧЕНКО, директор Crane IP Law Firm, главной виновницей дефицита бюджета тоже видит курс гривны. Курс влияет на два показателя. Первый - сборы, в первую очередь при экспортно-импортных операциях, установлены в эквиваленте в евро (26, 38 грн за евро). Соответственно, при укреплении курса гривны размер сборов в гривне снижается. Второй - это налоги при покупке-продаже импортных товаров, которые подешевели в гривне. То есть, из-за укрепления гривны, на 11%, автоматически на такую же величину, снизились поступления и сборы, которые зависят от курса иностранных валют.

Руководитель отдела аналитики финансовой компании ГК FOREX CLUB Андрей ШЕВЧИШИН согласен с коллегами в том, что одним из существенных факторов возможного невыполнения бюджета-2019 является курс гривны, относительного которого оценивались поступления от внешнеэкономической деятельности. Текущий среднегодовой курс составляет 26,45 грн. за долл, т.е. на 6,2% ниже плана. Значительное укрепление гривны стимулирует импорт и снижает конкурентоспособность украинского экспорта. В результате, расширяется дефицит торгового баланса.

Пока речь не идет о падении доходов относительно 2018 г., только - относительно плановых показателей, которые также были немного оптимистичны. Дефицит покрывается за счет заимствований, через ОВГЗ, однако эти средства в конечном счете надо будет возвращать с высокими процентами.

Как исправить ситуацию?

Мнение Никитченко

Надежда на рост ВВП и займы

- Предпосылки к недовыполнению показателя доходов есть, но они могут быть нивелированы другими факторами. Надежда на то, что бюджет все же будет выполнен, есть. Существуют показатели, которые способствуют превышению сбора налогов. Рост ВВП за 2019 г., скорее всего, окажется выше ожиданий, как и инфляция. Это станет причиной роста доходов населения и подтолкнет вверх рост розничного товарооборота, что, в свою очередь, приведет к росту поступлений от НДС - основного источника наполнения бюджета. Кроме того, план по доходам можно выполнить за счет заимствований – облигации внутреннего государственного займа Украины (ОВГЗ) сейчас имеют очень высокий спрос на рынке.

Иван НИКИТЧЕНКО, директор Crane IP Law Firm

Взгляд Шевчишина

Девальвация гривны и антикоррупционная политика

- Покрыть недостачу возможно за счет возвращения гривны к среднему годовому уровню – 26,5 грн. за доллар, рестарта таможни и антикоррупционной политики. Это факторы, которые могут повысить поступления уже в этом году. В 2020 г. появятся дополнительные факторы роста поступлений, связанных с приватизацией и открытием рынка земли.

Андрей ШЕВЧИШИН, руководитель

отдела аналитики финансовой компании ГК FOREX CLUB

Точка зрения Пархоменко

Эмиссия гривны

- Можно проводить эмиссию большего объема облигаций и увеличивать наш долг для покрытия текущих потребностей бюджета, но вряд ли стоит это делать. Девальвация гривны тоже не поможет. Даже рост курса до, к примеру, 29 грн за долл. в последующие месяцы, вряд ли изменит ситуацию к лучшему. Доходы госбюджета, немного подрастут, но это приведет к росту инфляции.

Максим ПАРХОМЕНКО,

аналитик финансовой компании Альпари 

Языком цифр

В целом, госбюджет страны за январь-август 2019 г. получил 671,8 млрд грн доходов, по общему фонду этот показатель составил 594,08 млрд грн при утвержденном плане 624,85 млрд грн.

Расходы госбюджета за этот период были на уровне 668,9 млрд грн, в том числе 600,38 млрд грн по общему фонду при плане 655,95 млрд грн.

Погашения в январе-августе достигли 262,7 млрд грн, из них по внешним обязательствам – 210,81 млрд грн.

Местные бюджеты закрыли указанный период года с профицитом 32,98 млрд грн, по общему фонду профицит составил 64,31 млрд грн.

Виктория ХАДЖИРАДЕВА

Топ 5 читаемых