aif.ru counter
06.11.2017 11:45
Виктория ХАДЖИРАДЕВА
232

Почему объединенные громады не везде довольны децентрализацией

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Аргументы и Факты в Украине 06/11/2017

По мнению премьер-министра Украины Владимира ГРОЙСМАНА, это – результат процесса децентрализации. АиФ» выяснял, везде ли реформа проходит успешно. 

Рост налицо

Положительные моменты расширения самостоятельности регионов очевидны. Во-первых, теперь многие доходы остаются в местных бюджетах. Во-вторых, местные советы могут сами распоряжаться своими средствами, а не ждать разрешения Киева. Эксперты согласны с премьером в том, что децентрализация привела к улучшению финансовой ситуации в регионах.

Так, Андрей ШЕВЧИШИН, старший аналитик ГК FOREX CLUB, говорит, что поступления от налогов в местные бюджеты в целом выросли на 31,1 млрд грн или на 30%. В местную казну теперь идут платежи за регистрацию бизнеса, получение лицензий, торговые патенты и т. д. А Сергей ШЕВЧУК, аналитик ГК «Телетрейд», отмечает, что на местах также остаются 80% от экологического налога, 10% от маржи фирм, 2-5% от подакцизных продуктов. 

Но самая главная статья доходов местных бюджетов - подоходный налог. Он значительно вырос после повышения минимальной зарплаты до 3200 грн. Сергей ПОПЛАВСКИЙ, директор Фибо Украина, напоминает, что выросла и средняя зарплата по Украине. К тому же, многие были лишены налоговой скидки - социальной льготы. В итоге, в течение этого года налогов с доходов физлиц уже собрано в 3 раза больше, чем в прошлом. Суммарно поступления в бюджеты увеличились на 2,8 млрд грн по сравнению с 2016 г., в которых 2,4 млрд – налог с заработных плат граждан.

По мнению Поплавского, к росту доходов в местные бюджеты привела постепенная детенезация рынка труда и увеличение фонда заработных плат. Существенный вклад в местные бюджеты также внесли платежи от собственников и арендаторов движимого и недвижимого имущества. Наконец, отмечает эксперт, положительно повлияло на состояние местных бюджетов обоюдная заинтересованность местных советов и предпринимателей в сотрудничестве. В будущем, такая совместная работа обещает вывести социально-экономическое развитие регионов на достойный уровень.

децентрализация
децентрализация Фото: АиФ в Украине

 

«Девять бюджетных месяцев для местного самоуправления стали плодотворными. В течение января-сентября 2017 поступления в общий фонд местных бюджетов Украины составили 134,9 млрд грн или 79,8% от утвержденного годового плана», – отметила Янина КАЗЮК, координатор по финансовой децентрализации Центрального офиса реформ при Минрегионе.

Аналитик финансовой компании «Альпари» Максим ПАРХОМЕНКО прогнозирует, что повышение минимальных окладов в конце года, также дает основания ожидать дополнительный рост доходов местных бюджетов. С ним согласен С. Шевчук: «С такими темпами к концу 2017 года план будет перевыполнен в среднем на 5-7%». На 2018 г. правительство уже увеличило план поступлений по местным бюджетам до 250,3 млрд грн.

Не все сориентировались

Вместе с новыми расширенными полномочиями местные власти приняли на себя обязанность принимать решения и отвечать за них. Не готовность депутатов местных советов к этому стало одним из минусов децентрализации. О том, что на местах пока «не все сориентировались» говорил президент Петр ПОРОШЕНКО: «По состоянию на 1 сентября 13,5 млрд грн лежат на депозитах в коммерческих банках, вместо того чтобы улучшать жизнь».  

бюджет
бюджет Фото: АиФ в Украине

Второй минус децентрализации – это неравномерное развитие регионов даже после объединения территориальных общин. Иногда населенные пункты с более выгодным финансовым положением не хотят распределять свой бюджет на потребности менее успешных соседей. Бывает, что богатые общины и вовсе избегают присоединения к ним бедных. «В одних регионах реформа проходит успешно. У других не хватает средств, и они просят субвенции из госбюджета и вообще жалуются на реформу», - резюмирует М. Пархоменко.

Традиционно негативно на процессы децентрализации влияет человеческий фактор. С. Поплавский отмечает, что на местах люди легко поддаются манипуляциям, верят в разнообразные мифы и блокируют принятие позитивных решений. В таких случаях рычагов влияния не много.

Отрицательно влияет на ход децентрализации отношения между Киевом и территориальными общинами. Сначала государство стимулирует создание отдельных территориальных общин (ОТО), в том числе финансово, но потом оставляет их один на один со своими трудностями. Серьезной проблемой на местах остается создание рабочих мест и поиск новых источников доходов. В итоге, в некоторых регионах уже возникли задолженности по зарплатам.

И снова о коррупции

С одной стороны, децентрализация позволяет часть налогов оставить на местах, что при грамотном управлении на местах позволяет решать проблемы здесь и сейчас. Но при этом часть задекларированных доходов местных бюджетов еще не передана в их распоряжение. С другой – вместе с доходами, местные власти приняли обязанности за содержание инфраструктуры, школ, медучреждений. Многие муниципалитеты из-за слабого экономического развития не тянут эти обязательные расходы.  

В будущем это приведет к неравномерному развитию регионов. Избежать этого можно, по мнению А. Шевчишина, если государство простимулирует развитие экономически более слабых населенных пунктов или даже целых регионов.

А С. Шевчука также отмечает, что не может успешно проходить централизация в стране с высоким уровнем коррупции: «Чиновников на местах еще нужно хорошенько учить тому, что деньги местных бюджетов инвестируются в развитие регионов, а не в собственное развитие. Но рано или поздно, мы к этому придем», - говорит он.

Судя по результатам выполнения годового плана, мы уже к этому постепенно подходим. Ведь главная идея децентрализации в том, чтобы регионы самостоятельно обеспечивали свои потребности. А значит, на местах будут все больше заинтересованы в развитии предпринимательства.

А КАК У НИХ? ПОЛЬША, КАК ПРИМЕР

Через децентрализацию проходили многие страны Европы. Где-то ее результаты впечатляют, где-то она пробуксовывает. Примером успешности для Украины эксперты считают Польшу.

В Польше базовая административная единица – гмина. Налоги и платежи, собранные на ее территории (на недвижимость, земельный и экологический сборы), остаются в бюджете гмины. Лишь небольшая их часть идет в госбюджет. Но из него гмины и субвенции получают. «Структура доходов гмины выглядит приблизительно так: собственные доходы - 20%, подоходный налог - 30%, дотации - 35% и субвенции 15%», - рассказывает С. Шевчук. По словам эксперта, наша реформа уже сейчас очень похожа на польскую. С. Поплавский отмечает, что у поляков, в отличие от нас, есть большое подспорье: финансирование инфраструктурных проектов из общего бюджета Евросоюза.

Пожалуй, самое сильное местное самоуправление в Швеции. Здесь местная власть занимается медицинским обслуживанием, жилищным обеспечением, содержанием улиц и дорог, транспортом, водоснабжением и канализацией, производством и поставками энергоносителей, развитием культуры и организацией досуга. Не удивительно, что именно правительство Швеции вызвалась помочь Украине провести реформу децентрализации, выделив на это 3,5 млн евро.

А вот Франция, которая много лет переходит от исторически сложившегося централистского государства к более децентрализованной модели, испытывает трудности. По словам С. Поплавского, сейчас там этот процесс застопорился из-за сильного присутствия центральной власти на местах.

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых