90

План «С»: о чем Национальная стратегия Украины-2030, и что с ней не так

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. Аргументы и Факты в Украине 17/03/2021
План «С»: о чем Национальная стратегия Украины-2030, и что с ней не так
План «С»: о чем Национальная стратегия Украины-2030, и что с ней не так Facebook

Цель: +200%

Главные и самые смелые цели, которые в правительстве поставили перед Украиной к 2030 году:

  • увеличение ВВП вдвое против нынешнего размера (сейчас 142 млрд долл., по оценкам МВФ);
  • увеличение ВВП на душу населения до 10 тыс. долл. (сейчас 3,4 тыс. долл., по оценкам МВФ);
  • приток прямых иностранных инвестиций с 2025 г. – не меньше 15 млрд долл. в год (за четвертый квартал прошлого года их еще не подсчитали, но за три квартала 2020 г. был не приток, а отток -343 млн долл. А самые ударные темпы по притоку за последние 18 лет были в 2008 г. –+10,9 млрд долл.);
  • рост экспорта до 150 млрд долл. (в три раза против нынешних объемов);
  • сокращение безработицы до 6% (по итогам третьего квартала 2020 г. – 9,7%);
  • увеличение производительности труда в 1,7 раза (сейчас 8,2 тыс. долл., а в Польше, для сравнения, - 41,6 тыс. долл. на работника)

Экономист Алексей КУЩ, однако, обращает внимание, что стратегия принципиально не меняет экономическую модель Украины – сырьевой страны, в структуре экспорта которой основные статьи: зерновые, железная руда, подсолнечное масло. Есть общие декларативные заявления, что мы нарастим оборонный экспорт, учитывая европейский и евроатлантический курс, будем стимулировать переработку в АПК, работать над имиджем наших производителей на международном уровне. Но фразы общие, которые не подразумевают, что от сырьевой модели мы откажемся. Да и повышение производительности труда всего в 1,7 раза, вдвое меньше чем в Польше и Турции сейчас, через далекие десять лет не говорит о надеждах на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Тут назревает проблема.

Экономист объясняет, что экономический рост – это, в том числе, рост доходов украинцев и инвестиционной активности бизнеса, а следом за ними вырастет импорт. Если ВВП хотят увеличить вдвое, импорт тоже увеличится кратно. Значит, нужно будет подтягивать экспорт, если не до вожделенных 150 млрд долл., то хотя бы до 100 млрд.

«За счет чего мы можем вдвое мультиплицировать наш экспорт, если наш потенциал — 70 млн тонн зерновых, 6-7- млн тонн подсолнечного масла и около 40 млн тонн железной руды в год? Вот основные экспортные показатели, и они достигли предельного уровня отдачи — мы не можем, например, добывать вдвое больше железной руды», - отмечает А. Кущ.

Двукратный рост ВВП, о котором говорят в Кабмине, тоже упирается в наши сырьевые возможности. В Украине экономика росла и большими темпами, в 3,5 раза с 2000 по 2008 годы. Но тогда мы выходили на внешние рынки, интегрировались в ВТО, и рывок ВВП обеспечивала конвергенция внешних и внутренних цен, плюс приток внешнего капитала.

«Это конъюнктурный рост, который заканчивается, когда достигаем показателя предельной экономической отдачи. Как только сырьевая модель входит в свои целевые параметры и не может дальше расти, темпы роста останавливаются, и сырьевые страны попадают в ловушку средних доходов, - объясняет Кущ. – Мультиплицирование экономики должно сопровождаться ростом добавочной стоимости экспортируемого продукта или импортозамещением. В противном случае, будем упираться в самоограничитель»

Не говоря уже о том, что в стратегии правительства изначально не стыкуются «маяки»: ВВП должен вырасти вдвое, а на душу населения – втрое. Если совмещать оба показателя, то достичь двух показателей можно будет только за счет сокращения численности населения до 28,4 млн человек.

Маленькие проблемы не в счет

Рядовому украинцу в стратегии на десятилетку отвели не так уж много места. Из нее мы можем узнать, что планируется: введение второго уровня пенсионной системы – обязательного накопительного. Это и не секрет, в Раде хотят рассматривать законопроект о реформе уже на этой сессии. Пройдет и налоговая амнистия. Тут уже интереснее. Законопроект президента также недавно появился в Раде. Если его примут, то с июля 2021 по июль 2022 г. легализовать активы можно будет по льготным ставкам, и претензий к ним потом налоговики выдвигать не будут. Однако мало говорят о том, что следующий обязательный шаг – всеобщее декларирование. Стратегия дает понять, что украинцам нужно к этому готовиться.

В документе упоминаются обязательная ежегодная индексация пенсий, повышение зарплат учителям и медикам, введение налоговых стимулов работодателям при предоставлении полисов медстрахования сотрудникам, легализация медицинского каннабиса, электронная система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, профориентация в школах. И многое другое, но общими фразами и без привязки к срокам. О борьбе с бедностью в целом и с трудовой бедностью в частности в стратегии не вспомнили, эффективного плана детенизации зарплат не предложили, вариантов привлечение трудовых мигрантов на родину нет. То есть, человекоцентричность - это не о планах правительства.

Без прорыва

Есть немало пунктов, за которые эксперты похвалили десятилетний план Шмыгаля. Среди позитивов: внедрение налог на выведенный капитал; создание Международного финансового центра Киев; переход на среднесрочное бюджетное планирование; откорректированные подходы в политике Нацбанка (таргетирование инфляции, которое годами возводилось в культ, теперь подразумевается с поправкой на стимулирование экономики); регулирование рынка криптовалют и стимулирование рынка небанковских финансовых услуг; налоговые льготы инвесторам; развитие индустриальных парков.

«Наличие стратегии лучше, чем ее отсутствие, - отметил директор экономических программ Украинского института будущего Анатолий АМЕЛИН. - Украинский бизнес впервые понимает, куда будет развиваться экономика. В принципе, как и иностранные инвесторы».

Но все равно нет изюминки, прорывных инициатив.

«Стратегия - это вообще не документ. Это особый тип мышления и лидерства. И здесь работает один простой принцип - сначала «кто», а потом «что». Если хотите найти позитивную сторону - можете считать эту стратегию хоть каким-то шагом вперед. Но «шаги» не спасают, когда нужен прорыв», - констатировал сооснователь инвестиционной компании Trident Acquisitions Corp. Алексей ТИМОФЕЕВ.

А. Кущ говорит, что при нынешней сырьевой модели, выход из который стратегия так и не предложила, у Украины есть потолок роста ВВП – до 150-180 млрд долл.

«У нас есть потенциал для большого толчка, есть экономические модели, которые показывают, что Украина может вырасти и до 1 трлн долл. Но при правильном раскрытии экономического потенциала, при изменении экономической модели, - объясняет он. - А при нынешней сырьевой мы обречены на пребывании в ловушке нищеты или онтологическом круге бедности. Когда дефицит внутренних инвестиций приводит к низкой добавленной стоимости, она – к низким зарплатам, те – к низким доходам населения, значит к низким потребительским и инвестиционным расходам и слабым стимулам к инвестированию. Круг замкнулся».

Кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН отмечает, что Кабмин при составлении стратегии, кроме всего перечисленного выше, взял слишком отдаленную перспективу.

«Если мы говорим о таком длительном периоде, учитывая сменяемость правительств и президентов, это не будет работать. Во многом правопреемственность на уровне экономики есть, но акценты меняются, - резюмирует А. Якубин. - Украине стоило бы поучиться у тех стран, которые смогли использовать стратегии как стимул экономического развития. Например, у Китая. Там используют пятилетки — более или менее контролируемый горизонт. За десять лет мир меняется, и многие факторы стратегии не учитывают. Кто десять лет назад мог прогнозировать пандемию или развитие криптовалют? Даже футурологи не могли. Нужны планы с более четким горизонтом. Нужно закладывать приоритеты: цифровые показатели. И анализ, почему не сработали прошлые стратегии. Для реалистичности должен быть более узкий временной горизонт, четкие цифровые показатели с пониманием того, почему они не были выполнены раньше».

Кстати

А что со стратегией до 2020 года?

В январе 2015 г. в Администрации президента разработали и указом президента одобрили Стратегию устойчивого развития «Украина-2020». Год завершился, однако итоги никто не подвел и выводы из ошибок не сделал. Хотя в планах пятого президента было 25 целей, которых Украина должна была достичь за пять лет, и некоторые из них идентичны новым, достижение которых отложено уже до 2030 года:

30 место в Doing Business. Его обещали Украине в 2020 г., а теперь пророчат в 2030. Сейчас наша странана 64 месте в рейтинге;

кредитный рейтинг не ниже ВВВ. Это средний уровень надежности обязательств государства. Цель выйти на эту оценку кредитными агентствами озвучивал Порошенко, теперь она указана в стратегии Шмыгаля. Сейчас кредитный рейтинг Украины – В: обязательства страны с таким рейтингом характеризуется высоким риском с чертами спекулятивных.

Также в 2020 г. Украине обещали, что она окажется среди 40 стран в индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума (в 2019 г. на 85 месте) и среди 50 стран по индексу восприятия коррупции (117 место в 2020 г.). Цель по ВВП на душу населения у пятого президента была еще круче, чем у нынешнего Кабмина – 16 тыс. долл. в 2020 г. По факту – в 4,5 раза ниже. Также нам обещали, что за пять лет продолжительность жизни вырастет на три года. В 2015 г., по оценкам Всемирного банка, она составляла 71,19 лет, а в 2020 г., по оценкам ВОЗ – 72 года.

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых