Примерное время чтения: 5 минут
402

План Маршалла 2.0 для Украины: вынужденная перезагрузка

План Маршалла 2.0 для Украины: вынужденная перезагрузка
План Маршалла 2.0 для Украины: вынужденная перезагрузка Пресс-служба Национальной полиции Украины

Так, по данным аналитиков, в Украине были повреждены, разрушены или захвачены по меньшей мере 411 образовательных учреждения, 36 учреждений здравоохранения, 1600 жилых домов, 26 заводов и их складов, 15 аэропортов, 6 ТЭС и ГЭС.

Кроме того, «потеряно» более 15 тысяч километров автомобильных дорог, 5 тысяч километров железнодорожных путей, разрушены или выведены из строя 15 аэропортов, 350 мостов и мостовых переходов. Для восстановления после войны всего этого потребуются титанические усилия и миллиардные вложения. 

Новый Свет спас Европу

Не лишним будет вспомнить в этом контексте опыт восстановления европейской экономики, разрушенной во время Второй мировой войны. Тогда для 17 европейских стран, включая Западную Германию, был создан известный План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название European Recovery Program, «Программа восстановления Европы»). Он был выдвинут в 1947 году  госсекретарем США Джорджем К. Маршаллом и вступил в действие в апреле 1948 года. Заявленной целью плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран, вытеснение коммунистов из властных структур и развитие Европы в целом.

Финансовая помощь Западной Германии по плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с нее контрибуции (репарации) за причиненный Германией материальный ущерб странам-победителям во Второй мировой войне.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырехлетнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд долларов. 

Львиная доля помощи был распределена между Великобританией (2,8 млрд), Францией (2,5 млрд), Италией (1,3 млрд), Западной Германией (1,3 млрд), Нидерландами (1 млрд). Позже план Маршалла был применен также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии. План Маршалла был свернут во второй половине 1960-х годов.

Несмотря на немалую помощь, экономика Европы восстанавливалась медленно из-за послевоенной безработицы. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83% от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88%, а экспорт — только 59%. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945—1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн домов и квартир, и в то же время из восточной части прибыло 12 млн. беженцев. Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня. 

Но сейчас, спустя 74 года с момента введения Плана Маршалла, трудно не заметить, насколько он оказался эффективен: европейская экономика процветает, а, например, Германия в рейтинге стран по общему объему ВВП занимает четвертую позицию, по объему ВВП по паритету покупательной способности – пятую. Если обратиться к рейтингу экономик мира в 2020–2021 гг. (по данным ООН), то здесь Германия уверенно занимает четвертую позицию, уступая Японии, Китаю и США.

Война создала новые вызовы

19 января 2022 года премьер-министр Польши Тадеуш Моравецкий заявил о необходимости подготовки плана восстановления Украины после войны – так называемого «Плана Маршалла 2.0». Моравецкий призвал Евросоюз принять пакет финансовой помощи для нашей страны, предлагая выделить на это 100 млрд евро и сказал, что будет поднимать этот вопрос на следующем заседании Европейского совета.

Вместе с тем, первая попытка внедрения «Плана Маршалла для Украины», рассчитанного на 10 лет, состоялась еще в 2017 году. Экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс, который являлся соавтором Плана, отмечал, что при условии получения Украиной ежегодных инвестиций в сумме 5 млрд долларов (в 2018-2020 гг.) рост ее экономики должен был составить 6-8% ВВП. Конференцию доноров для финансирования проекта планировали провести в феврале-марте 2018 года, но свои коррективы в его осуществление внесла пандемия коронавируса.

Однако война, развязанная РФ против Украины, потребовала новых усилий Запада в деле помощи по восстановлению разрушенной украинской экономики. Как отметил в Twitter советник главы Офиса президента Михаил Подоляк, нынешнее предложение премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого – отличная инициатива, которая поможет нам возродить страну. 

 «Это моральная ответственность тех, кто не хочет стоять рядом, когда ракеты РФ бьют по нашим городам. Разрушение гражданской инфраструктуры – это война РФ против Украины», – отметил Подоляк. - Матеуш Моравецкий безупречен в своей инициативе помочь Украине восстановиться. Польша – искренний друг Украины».

Вместе с тем, руководитель экономических программ Института общественно-экономических исследований Ярослав Жалило еще в 2017-м отмечал, что одной из главных составляющих Плана Маршалла 2.0 для Украины должен быть акцент на формировании в стране новых современных европейских институтов, которые смогут обеспечить экономический рост и консолидацию общества.

По его словам, реализация реформ в Украине выявила феномен мощного системного сопротивления и «институциональные ловушки», которые становились помехой их проведению.

«Такие «ловушки» - укорененность теневой экономики, устойчивость олигархической модели отношений власти и бизнеса, патерналистская модель социальной защиты и т.п.», - подчеркивал он.

По мнению Я. Жалило, содержанием и одной из практических составляющих Плана Маршалла 2.0 для Украины должно быть смещение акцентов помощи на формирование в стране новых современных европейских институтов.

«Направлениями такой помощи могли бы стать форматирование управленческих институтов, обучение служащих, содействие формированию общественных институтов, особенно в сферах коммуникации с властью и общественного контроля, внедрение технологий электронного управления, повышение дееспособности территориальных громад», - указывал эксперт.

При этом, необходимы новые приоритеты для инвестирования в рамках Плана Маршалла 2.0. – не скорость роста и масштабы отдачи от инвестиций, а, прежде всего, создание условий для стабильности и необратимости реформ. Необходимо институциональное инфраструктурное инвестирование долгосрочных проектов, в которых коммерческий эффект не является определяющим, - в транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуре, логистике, реабилитации депрессивных территорий.

Лариса Задорожная

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://tme/aif_ukraine.

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых