aif.ru counter
315

Откуда «дровишки»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и Факты в Украине 21/11/2018
Коллаж Сергея Юрьева / АиФ

«Чиновники – «лицо» государства, они олицетворяют в наших глазах его репутацию. Много ли они получают и как попадают на работу?»

Т. Нечипоренко, Херсон

В 1990 г. в Украине, при населении в 51,8 млн чел., насчитывалось 286 тыс. госслужащих. Сегодня, при 42,2 млн проживающих, нами управляет 243,2 тыс. чиновников.  О реформах в сфере госуправления пишут мало, но вопрос доходов этого замкнутого сословия интересует многих. Теневые заработки чиновников оставим в компетенции НАБУ, а вот легальные зарплаты сравнить можно. В конце концов, существует управленческая теория, что от размера оплаты труда госслужащего зависит его честность.

КТО В ВЕРХНЕМ СЛОЕ?

Народные депутаты, министры, руководители госпредприятий с точки зрения закона о госслужбе не являются госслужащими. Но их доходы часто становятся темой для дискуссий. В 2017 г. средняя зарплата нардепа составляла 20 487 грн., превышая среднюю зарплату по стране в 2,7 раза. Сумма не включает побочные «профиты» депутата в виде компенсаций за жилье, возможности пользования служебным авто (редко) и зарубежных поездок за госсчет.

Что касается министров, представителей исполнительной власти, то зарабатывают они больше чем народные депутаты. В 2017 г. рекордсменом по доходам стал министр инфраструктуры Владимир Омелян – он ежемесячно в среднем получал 63,2 тыс грн. На втором месте - министр соцполитки Андрей Рева с 59,3 млн грн. «Бронза» у министра внутренних дел Арсена Авакова - 59,2 тыс грн. Самой скромной оказалась и.о. министра здравоохранения Уляна Супрун, со среднемесячным доходом 36,3 тыс. грн. Что касается руководителя «номер один», президента Украины, то его ежемесячный оклад составил в 2017 г. 28 тыс. грн.

зарплата чиновников
зарплата чиновников Фото: АиФ в Украине

 

Теперь о зарплатах руководителей госпредприятий. Директор Одесского припортового завода получал в 2017 г. 30 тыс. грн, руководитель «Южмаша», жемчужины украинского машиностроения, 35 тыс. грн. Для сравнения, управляющий единственного сопоставимого предприятия в Европе «Airbus» во Франции получает 302 тыс. евро ежемесячно. Более уверенно чувствуют себя руководители «Укрзализници» - 341 тыс грн,, и «Укроборонпрома» - 535 тыс грн в месяц.  

Рекордсменом, как уже многие догадались, оказался руководитель НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев, со средним ежемесячным доходом в 2017 г. в 1,1 млн грн. Его доходы в полтора-два раза выше, чем у коллег из Франции, Румынии, Польши и Литвы. Разрыв между средней оплатой труда по стране и зарплатой руководителя нефтегазового предприятия в Украине в 8 раз больше, чем в других странах ЕС (22 страны). 9 ноября премьер-министр Украины Владимир Гройсман даже высказался на этот счет: «Я категорически не согласен с политикой «Нафтогаза» относительно чрезмерно высоких зарплат. Они работают по контракту, который был заключен, но у меня есть много претензий к управлению «Нафтогазом». Поэтому правительство приняло решение ограничить выплаты».

Если сравнивать доходы отечественной управленческой элиты с доходами таких же топов в ЕС, то, например, президенты Польши, Латвии, Венгрии, Эстонии, Словении в среднем получают около 5 тыс евро, а Германии, Испании, Италии от 17 до 20 тыс евро. Министр финансов Украины с зарплатой в 48,3 тыс. грн получает меньше своих коллег из Литвы в 2,4 раза, из Великобритании – в 4,5, из Франции – в 6,9.  В то же время, разрыв ставок  представителей украинской верхушки со средними зарплатами по стране - самый высокий в ЕС: в 6,3 раза. В Литве разрыв - 5,5, Великобритании - 2,3, во Франции - 3,5 раза.

Депутатские зарплаты в абсолютном выражении в Украине - самые маленькие. В два раза выше доходы у парламентариев Румынии, Болгарии, Мальты. Самые высокие доходы у депутатов Франции. Бельгии, Ирландии, Великобритании и Нидерландов – около 7 тыс евро. Но украинские парламентарии формально ближе всех к народу: разрыв их зарплат с доходами граждан - лишь в 2,7 раза, а в большинстве стран ЕС – от 3 до 4 раз.

А КАК ЖЕ МЕЛКИЕ КЛЕРКИ?

Госслужба в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) состоит из трех уровней: высшего D1-D2, среднего D3-D4, и нижнего D5-D6. Разница между доходами служащих высшего и среднего уровня - на 72-100%. Самые низкие заработные платы (уровень D3) у госслужащих Германии и Литвы 3,7-4 тыс. долл. США в месяц. А вот во Франции, Эстонии, Швеции, Бельгии уровень оплаты труда такого же уровня составляет 5-6 тыс долл. США в месяц. А уже в Норвегии. Великобритании, Италии, Исландии, Нидерландах, Португалии и Словении (!) – от 7 до 8,5 тыс долларов США.

На большинстве должностей государственной службы в развитых странах ОЭСР заработная плата выше, чем средняя заработная плата по стране и ВВП на душу населения (кроме Литвы). Украинские госслужащие могут только молча завидовать своим коллегам, даже из стран бывшего соцлагеря.

ЗАЧЕМ РЕФОРМА ГОССЛУЖБЕ?

Какой смысл реформировать страну, если ее органы управления не реформированы? Госслужащие в Украине вместе с бюджетниками (учителями, врачами, социальными работниками) традиционно выступают, как самая консервативная часть общества. Большинство из них будут указывать на европейские зарплаты коллег, но работать хотят в стиле героев «Служебного романа» Эльдара Рязанова.

Неудивительно, что наши европейские партнеры, среди прочего, решили помочь реформировать и госслужбу в Укрине. Так, в 2016 г. в новой редакции был принят закон «О государственной службе» и была одобрена «Стратегия реформирования государственного управления на 2016-2020 гг.». К слову, европейцы к своим требованиям и рекомендациям добавили и денежный стимул: одобрена программа помощи Украине в размере 104 млн евро. В 2017 г. ЕС «подкинул» нам еще 15,5 млн евро.

И в 10 пилотных министерствах (Минсоцполитики, Минздрав, Минфин и др.) появились директораты - самостоятельные структурные подразделения, создаваемые для задач, связанных с формированием госполитики в одной или нескольких сферах министерства. Под них Кабмином была утверждена «Концепция внедрения должностей специалистов по вопросам реформ». Специалисты по вопросам реформ работают в директоратах, которые должны выполнить три базовые задачи – «усилить кадровый потенциал исполнительной власти, привлечь на госслужбу высококвалифицированных специалистов, обеспечить подготовку и реализацию ключевых реформ».

Нужно отметить, что конкурсы в эти директораты пользуются огромной популярностью, зарплаты там стартуют от 30 до 60 тыс. грн в месяц (специальные условия оплаты труда). При этом, в большинстве случаев специфический опыт работы не требуется – главное пройти жесткий отбор, включающий тестирование на интеллект и ситуационные задачи.   

КАК СТАТЬ ГОССЛУЖАЩИМ?

Если говорить о конкурсе на госслужбу, то он претерпел некоторые изменения по сравнению с предыдущим форматом. Так, был введен обязательный экзамен по украинскому языку, от которого освобождаются те, у кого в школьном аттестате или институтском вкладыше стоит «отлично». Экзамен, к слову, не самый простой: 10-15% его не проходят. Он состоит из пересказа текста, тестов и собеседования. Тесты наполовину основаны на уровне ЗНО для школьников, вопросы все время варьируются и очень «хитро» составлены. Экзамен и сертификат по украинскому платны – в зависимости от вуза, где он проходит (от 350 грн).

Далее соискатель должен подготовиться к тестам из 40 вопросов. Они произвольно выбираются электронной экзаменационной системой из 709 вопросов, охватывающих Конституцию Украины, законы Украины «О государственной службе», «О предотвращении коррупции» и ряд других. В Сети есть несколько сайтов, где можно потренироваться. Выучить ответы возможно за несколько дней прилежных тренировок.

Если вы претендуете на базовые исполнительские должности, то, после тестирования, на котором вам нужно ответить минимум на 32 вопроса верно (можно и на 24, но шансы уменьшатся), вам открыта дорога прямо к собеседованию. Если вы метите в начальники, то перед собеседованием вас ждет сочинение на заданную тему – «ситуационное задание», где вы должны будете написать свои действия и алгоритм решения определенной управленческой задачи.

С одной стороны, экзамены при приеме на госслужбу стали более упорядочены. Но приемные комиссии до сих пор не лишились субъективизма. Именно от их окончательного решения зависит, победите ли вы в конкурсе. Если вы не нужны – вас завалят, задавая специальные трудные вопросы, но если вы «их» кандидат, то просто мило побеседуете «о жизни». Каждое собеседование проходит индивидуально, и вы не можете знать, о чем говорили с вашими конкурентами.

К слову, новый закон предусматривает конкурс не только при поступлении на госслужбу, но и при желании чиновника подняться по карьерной лестнице. Хочешь более высокую должность – принимаешь участие в конкурсе наравне с другими желающими.

Юрий ШПАК

 

 

Loading...

Топ 5 читаемых