160

Налетай, не скупись: как не попасть в «Черную пятницу» на уловки торговцев

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и Факты в Украине 24/11/2021
Налетай, не скупись: как не попасть в «Черную пятницу» на уловки торговцев
Налетай, не скупись: как не попасть в «Черную пятницу» на уловки торговцев Фейсбук

Этот день – не только неофициальный праздник шопоголиков, но и время активных покупок для всех, кто попадает в водоворот акционных предложений практически на всех торговых площадках мира. 

Торговлю в этот день подогревают реклама и специальные психологические трюки, в результате чего никто не уходит домой без покупок. Очень часто эти покупки – оказываются некачественным ширпотребом или совершенно ненужным балластом, заполняющим мертвым грузом полки в шкафах. Как не стать жертвой «Черной пятницы» и не выбросить деньги на ветер, купив то, что тебе не понадобится? 

Победить в этой игре 

История этого дня активной торговли берет свое начало в 1961 году в Филадельфии, но тогда «черной» назвали пятницу после Дня благодарения только на Восточном побережье США, и - в связи со страшными пробками на дорогах, которые возникали из-за активного перемещения людей после праздника. Со временем, лет через двадцать, торговцы начали отмечать, что в этот день люди активно разметают все в магазинах, и их доходы переходят из минуса в плюс, то есть, из «красного» в «черное», - и стали еще более активно предлагать свой товар, работать в этот день с раннего утра до полуночи, придумывать разные уловки и акции. Для того, чтобы этому дню придать позитива, была даже попытка назвать эту пятницу не «черной», а «большой». Однако такое название не прижилось. А сама традиция устраивать распродажи в четвертую пятницу ноября давно вышла за пределы США, поскольку в разных уголках планеты в этом дне увидели свою выгоду и торговцы, и покупатели. В Украине «черная пятница» проводится уже 9-й раз, и с каждым годом набирает все большие обороты.  

«В последнее все много «чужих» праздников входит в нашу жизнь, в 2013 году впервые в Украину из богатой Америки ворвалась к нам «черная пятница» - праздник шопоголиков, который меняет наше представление о выгодной покупке, - говорит психолог Татьяна ЧЕРНАЯ. -  И наше общество автоматически разделилось на две команды: тех, кто хочет максимально выгодно продать, и тех, кто хочет максимально выгодно купить. Ожидание «черной пятницы» напоминает ожидание спортивного забега. Каждая команда тщательно готовится к предстоящему событию. Одни готовы пустить в ход нейро-маркетинговые хитрости, другие запасаются необходимыми знаниями об интересующих товарах, деньгами и хорошим настроением».  

Но как в подготовке к «черной пятнице» не потерять голову и не потратить все деньги так, что потом будешь кусать локти? 

«Прежде всего, к вопросу покупок нужно подходить разумно, - советует Татьяна. - В связи с карантинными ограничениями, многие торговые сети продлили время проведения распродаж. Кроме того, временные ограничения приведут к увеличению покупок онлайн. А в домашних условиях легче сохранить хладнокровие и не попасть под всеобщий ажиотаж. Пользуясь банковскими карточками, желательно установить лимит, который позволит не потратить лишние деньги при покупке товаров. Ожидается, что основные покупки «черной пятницы» в этом году будут в большей степени совершаться онлайн. Поэтому, готовясь совершить покупки, желательно заранее промониторить цены и определиться с магазином, в котором планируется покупка, а также выяснить условия доставки и возврата товара – это тоже очень важно».  

По ее словам, согласно данным отдела аналитики интернет-предпринимательства и покупательской способности black-friday.global, 38% украинцев указывают на то, что уже определились с покупкой и знают, что приобретут. Статистика последних лет показывает, что в Украине в первую пятерку наиболее ходовых товаров, продающихся в «черную пятницу», входят одежда, обувь, бытовая техника, электроника и косметика с парфюмерией. В нынешних экономических условиях предприниматели ведут борьбу не только за увеличение продаж, но и за постоянного клиента, который сможет совершать у них покупки и в дальнейшем. В связи с этим можно ждать в качестве бонуса к покупке - предложения скидочных карт. Однако не исключено, что товар, приобретенный в онлайн-магазине, может быть доставлен с задержкой – с сервисом у нас пока еще бывают проколы.  

Инфографика АиФ.ua. Фото: АиФ в Украине

«Надо понимать, что «черная пятница» - это только начало крупных распродаж, - резюмирует психолог. – Подобные акции готовятся и к Новому году, и к Рождеству. Ко всем этим праздникам «большой торговли» надо относиться как к своеобразной игре, в которой каждый желает выиграть. И конечно, нужно стремиться к победе – то есть, к самой выгодной покупке, без проигрыша».  

За покупками – с лупой 

Отправляясь на шоппинг в «черную пятницу», мы надеемся, что нам предложат то, что не успели продать летом, какие-то остатки коллекций, и мы сможем приобрести что-то пусть не остро модное, но качественное, и то, что нам понравится и пригодится. Но вряд ли всем стоит на это рассчитывать. Как сообщает пресс-служба Госпродпотребслужбы, за последние 12 месяцев сотрудники службы в ходе проверок изъяли из обращения 16 тонн пищевых продуктов, которые не отвечали требованиям действующего законодательства. Большое количество выявленных нарушений связано с оборотом фальсифицированного сливочного масла: за период с ноября 2020 года по октябрь 2021 года в заведениях торговли и общепита зафиксировано 159 нарушений, связанных с оборотом фальсифицированного масла, прекращен оборот 568 кг продукта и изъято из оборота 15,5 тонн. 

«Контроль за безопасностью пищевых продуктов и борьба с фальсификатом – важнейшая наша задача, - рассказывает председатель Госпродпотребслужбы Владислава Магалецкая. - Пищевые продукты, которые мы потребляем каждый день, должны отвечать требованиям действующего законодательства и быть безопасными для потребителей. Компромиссов в этом вопросе быть не может, поэтому работа по данному направлению находится на постоянном контроле». 

Всего за последние 12 месяцев (с ноября 2020 года по октябрь 2021 года) Госпродпотребслужбой проведено более 12,5 тыс. мониторингов деятельности субъектов хозяйствования, осуществляющих производство и оборот пищевых продуктов и более 2,5 тыс. проверок заведений торговли, общественного питания и предприятий, производящих продукты питания, на предмет выявления фальсификата. Для устранения нарушений составлено 662 предписания, в том числе 216 - относительно деятельности заведений торговли, 255 - общественного питания, 191 – производителей продуктов. За нарушение маркировки пищевых продуктов (фальсификацию) оштрафованы 24 оператора рынка на сумму более 1,2 млн грн.  

Но где гарантия, что весь товар, который вы будете покупать по акциям и скидкам в «черную пятницу», - качественный и прошел через сито проверяющих из Госпродпотребслужбы? Поэтому не стоит вестись на дешевые продуктовые распродажи, особенно если это масло, колбасные изделия по «бросовым» ценам или консервы, срок годности которых – на грани. А если и решили купить что-то из таких продуктов, то не набирайте их много, внимательно прочитайте все, что написано на этикетке (для этого людям в возрасте стоит запастись лупой, потому что производители предпочитают в сведениях о своих изделиях «мельчить», чтобы не все могли прочитать). Если есть какие-то помарки на дате истечения срока годности, откажитесь от покупки - продукт, скорее всего, просроченный.  

Что можно сдать обратно, а что не примут? 

Как свидетельствует практика, не всем покупателям в «черную пятницу» удается совершить выгодные покупки. Бывает, что сразу же по возвращению домой или спустя какое-то время человек находит какие-то изъяны в товаре или просто понимает, что он ему не нравится или не нужен. Можно ли вернуть такой товар в торговую точку, в которой он был приобретен, если учесть, что это была не обычная торговля, а распродажа по акции со скидками?  

«Не имеет значения, как был куплен товар – в обычном режиме или по акции, например, в ту же «черную пятницу», - говорит юрист Даниил НАЛИВАЙКО. – И в том, и в другом случае покупка совершалась в правовом поле Украины, поэтому препятствия для возврата товара, приобретенного по акции, нет». 

В любом случае, если вы купили товар, но он оказался некачественным, сломанным, бракованным или просто вам перестал нравиться и стал ненужным - вы вправе требовать у продавца соответствующего уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков, возмещения расходов на устранение недостатков, возврата денег, заплаченных за товар и замены товара на такой же или на аналогичный. 

Чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться к продавцу и сослаться на ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей». Товар надлежащего качества, согласно этому закону, можно вернуть или обменять в течение 14 дней. А что касается товара, на который выдается гарантийный срок службы, то если он потерял свою функциональность, из-за чего вы больше не можете его использовать по назначению, его можно вернуть продавцу, ссылаясь на ст. 9 Закона Украины «О защите прав потребителей» даже по истечению 14 дней – главное, чтобы не истек гарантийный срок. Последнее чаще всего касается бытовой техники.  

Однако учтите, что есть товары, которые вообще обмену и возврату не подлежат, даже в течение 14 дней и независимо от того, как были приобретены – по акции или в обычном режиме. Их перечень определен в Постановлении №172 Кабинета министров Украины. К ним, в частности, относятся продовольственные товары, лекарственные препараты, предметы санитарии и гигиены и еще ряд непродовольственных товаров, таких как фотопленка, парфюмерия, косметика, пуховые изделия (одеяла, подушки), некоторые детские игрушки, зубные щетки, бритвенные приборы, ткани, белье, печатные издания, некоторые виды строительных материалов, товары для новорожденных, инструменты для маникюра, ювелирные изделия. Поэтому покупки из этого списка нужно выбирать очень внимательно. 

А в каком случае продавец не обязан обратно принимать товар, который не входит в особый список и возвращать за него деньги? Если не сохранен товарный вид, утеряны пломбы и ярлыки; если истекло 14 дней с момента покупки или гарантийный срок для товаров, которые покупают с гарантией. Но часто продавцы не хотят брать обратно или обменивать товар даже при сохранившихся чеках на него, ярлыках и пломбах. Что тогда делать? Обращаться в свое территориальное отделение Госпродпотребслужбы, где должны помочь каждому покупателю отстоять свои потребительские права, согласно закону.  

«На рассмотрение в ГУ Госпродпотребслужбы в Закарпатской обл. поступило обращение гражданки Ш. о нарушении субъектом хозяйствования требований ст. 9 закона «О защите прав потребителей» в части несоблюдения срока расчета с потребителем при расторжении договора купли-продажи, - сообщает пресс-служба ведомства. - Дело в том, что заявительница приобрела кухонный уголок, который не подошел ей по размеру, поэтому решила его вернуть. Специалисты Управления защиты потребителей ГУ Госпродслужбы в Закарпатской обл. провели внеплановую проверку ФОПа, допустившего нарушение. Указанные в обращении гр. Ш. факты подтвердились. В частности, было установлено, что предприниматель в течение года не возвращал ей средства за кухонный уголок, который она вернула в магазин на следующий день после приобретения». 

В результате «разъяснительной» работы предприниматель, который целый год не отдавал человеку деньги за товар, сразу же после покупки возвращенный обратно, - выполнил требование предписания службы и отдал заявительнице деньги в размере 6,7 тыс. грн.  

Кстати

И тут - локдаун 

Пандемия проникла во все сферы, она влияет на нашу жизнь. Коронавирус немного изменил даже «черную пятницу»  

«Тренды, которые задал локдаун, а также ограничение социальных контактов только усиливаются, - говорит руководитель департамента клиентского сервиса OLX в Украине и Центральной Азии Игорь СЫРОВАТКО. - Если в 2020 году регулярно в интернете совершали 33% покупок, а летом 2021-го - 42%, то сейчас эта цифра может достичь и 50%. Аналитики OLX наблюдают стабильный рост онлайн-заказов. Особенно это ощутимо в категориях одежды и детских игрушек. Украинцев уже не останавливает отсутствие возможности увидеть товар или примерить вещи перед покупкой. Этому способствует популярность услуги доставки, когда пользователи могут оценить качество вещи уже в почтовом отделении. В преддверии новогоднего шопинга мы ожидаем еще большего роста заказов».  

Мнение 

Не забудьте о дешевой рыбке

- Всем, кто любит ходить по магазинам, кто намерен в «черную пятницу» пойти на шоппинг, настоятельно советую заблаговременно, до того, как отправиться на распродажи, определиться с тем, какие вещи вам нужно купить. Кроме того, поинтересуйтесь, какие цены на эти товары в принципе вообще на рынке. Зачем это нужно? Затем, что в Украине есть «черная пятница», но нет таких настоящих распродаж, как в Америке. К сожалению, у нас есть такая практика, что месяца за два постепенно поднимают цены, в отдельных случаях – даже существенно, раза в два, а в «Черную пятницу» уже продают подешевле. Но может оказаться так, что это будут цены более высокие, чем были до повышения товара два месяца назад. Особенно важно обращать на это внимание сегодня, когда подорожание энергоносителей и так подстегивает цены.  

А, с другой стороны, слишком дешевые товары тоже могут оказаться не тем, что вам надо и что вас порадует. Совершая покупки, не забывайте о том, что из дешевой рыбки хорошую уху не сваришь.  

И последнее: не надо отождествлять то, что происходит на предновогодних распродажах в США и у нас. В Америке на таких акциях, как «черная пятница», реально все распродают. Там тенденция такая: надо освободить все склады, витрины и полки магазинов, распродать остатки старых коллекций, чтобы было место для новых товаров и коллекций. Там есть такое понятие, что товар должен двигаться, он не должен залеживаться, поэтому его надо распродавать, пусть даже подешевле, что все равно ускоряет товарооборот. И там действительно можно попасть на реально большие скидки. Поэтому люди нам с ночи занимают очереди, чтобы купить все, на что хватит денег. Правда, потом многие после такого шоппинга приезжают домой и чешут затылок: зачем надо было все это покупать? У нас тоже люди часто недоумевают после распродаж, но по другим причинам – когда окажется, что купили некачественный товар или сильно переплатили за него. Хотя у нас в отдельных сегментах тоже уже начинают распродавать со значительными скидками товары прошлых коллекций или прошлых лет выпуска, как например, автомобили, которые должны освободить место для новых машин.  

Татьяна Шальман, глава общественной организации «Институт потребительского права». 

Алина Ветрова, Ирина Ванда, Александр Будовой

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...