128

Мир увяз в долгах: мировой долг вырос на 24 триллиона долларов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Аргументы и Факты в Украине 09/06/2021
Мир увяз в долгах: мировой долг вырос на 24 триллиона долларов
Мир увяз в долгах: мировой долг вырос на 24 триллиона долларов Скриншот

Новый максимум 

По информации международного рейтингового агентства Moody's Analytics, общий мировой долг в государственном, корпоративном, семейном и финансовом секторах вырос на 24 трлн долл. Он достиг нового максимума в 366% от ВВП. Размер долга в абсолютных цифрах по итогам 2020-го – около 279 трлн долл. 

По данным Института международных финансов (IIF), в 2019 г. мировой долг составил 255 трлн долл., или более 322% глобального ВВП.  

До этого долг рос более низкими темпами: в 2019-м он увеличился более чем 4,4%, до 255 трлн долл., а в 2018-м – почти на 1,4%, до 240,9 трлн долл.  

Рекордный рост долга в 2020 г., в первую очередь, связан с пандемией COVID-19.  

Так, Андрей ШЕВЧИШИН, руководитель отдела аналитики ГК Forex Club говорит, что пандемия сказалась, в первую очередь, на госдолге, который увеличился из-за необходимости поддерживать пострадавшую экономику. Еще одна причина – это низкие ставки (прежде всего, Федеральной резервной системы США), - на уровне 0–0,25%. 

В тоже время руководитель компании Perfomance Management Сергей САРОЯН считает, что главная причина роста госдолга - это сокращение поступлений в бюджет из-за карантина и возникновение дефицита, который необходимо было покрывать. В 2020 г. правительства увеличивали долговые обязательства из-за экономических проблем, связанных с пандемией.  

В наращивании долга эксперт возлагает особую вину на развитые страны. Они активнее всех стимулировали свои экономики: триллионые программы поддержки США были финансированы именно за счет выпуска нового долга. 

По словам Ивана НИКИТЧЕНКО, директора Crane IP Law Firm, есть и другая причина: ведь мировой долг стабильно увеличивается с 1980-х годов. Все дело в том, что в мире много дешевых денег. Правительства оказались в заложниках необходимости постоянного повышения уровня жизни, роста соцстандартов и т.д. Они идут на это, даже когда национальная экономика развивается медленнее, чем растут расходы бюджета. Чтобы не проиграть очередные выборы, с проблемой растущего долга особо и не борются, а просто набирают новые долги. Для правительств западных стран это сделать не сложно. 

У кого дела хуже? 

В «топе» по задолженности находятся как развитые, так и развивающиеся страны. В качестве примера С. Сароян приводит развивающуюся Венесуэлу, с коэффициентом долг/ВВП в 350% и развитую Японию - с соотношением в 266%.  

Среди европейцев наибольшие значения у Греции (206%), Италии (156%), Португалии (134%) и Испании (120%) - южные члены ЕС всегда имели проблемы с долгами, и из-за пандемии они только усугубились. Не так далеко от них на шкале должников расположилась Франция (116%) - один из локомотивов европейской экономики, в то время как цифры Германии ощутимо ниже - 69,8%. Эти страны не испытывают серьезных проблем со своим долгом, так как он подкреплен мировой резервной валютой и общей экономикой ЕС (средняя цифра по союзу - 98%).  

Чего не скажешь, например, об Аргентине (102%), где постоянно происходят дефолты, или Сальвадоре (90,17%). И это - несмотря на то, что их долг меньше, чем у большинства европейских стран.   

Но И. Никитченко напоминает, что на кредитный рейтинг влияет не только соотношение долга, но и доверие к стране. Инвесторы верят в то, что США и Япония могут обслуживать долг, а вот Аргентина и Сальвадор - нет. 

Таким образом, несмотря на то, что главными виновниками роста задолженности являются развитые страны, страдают от этого больше - развивающиеся. У них госдолг увеличился вдвое и теперь составляет около одной трети мирового долга. Так, А. Шевчишин говорит, что долговая нагрузка больше всего выросла в Турции, Вьетнаме и Бразилии, и эти страны могут испытывать наибольшие трудности с точки зрения обслуживания долга в будущем. В то же время, у США, Великобритания и Австралия – показатели долга выглядят менее тревожно. 

По мнению аналитиков Moody's , такое положение вещей еще больше увеличит разрыв между развитыми и развивающимися странами. 

Все дело в том, что во многих развивающихся странах сейчас наблюдается новый пик заболеваемости COVID-19, а во многих развитых странах вирус отступает. Причиной этого стали более медленные темпы вакцинации в развивающихся странах. Последние, скорее всего, будут вынуждены уменьшить стимулы для удержания своего долга под контролем. Это замедлит экономический рост, и развивающиеся страны еще больше отстанут от развитых стран. 

Экономисты полагают, что рост экономик в 2021 г. будет неравномерным. Летом США и ЕС ускорят восстановление, а развивающимся рынкам придется немного подождать. 

Ситуация в Украине  

За первые два месяца 2021 г. госдолг Украины снизился до 58,4% ВВП, составляя в абсолютном выражении 2,55 трлн грн.  

А. Шевчишин говорит, что в текущем году нам предстоит выплатить по госдолгу 585,13 млрд грн. Как прогнозирует НБУ, в 2021 г. госдолг Украины может снизиться на 5% – до 55,8% ВВП. То есть – тенденция, скорее, позитивная. 

По мнению И. Никитченко, нынешнее соотношение долга к ВВП - нормальный показатель. В 2019 г. уровень был 44%, и по плану в 2022 г. мы должны вернуться к такому уровню. 

А вот С. Сароян предупреждает: несмотря на то, что цифры довольно небольшие, расслабляться не стоит. Только в текущем году по госдолгу предстоит выплатить 585,13 млрд грн, что является  ощутимой суммой для нашего бюджета. Потянуть выплаты можно будет только за счет очередного транша МВФ или активной продажи ОВГЗ. 

По словам старшего аналитика финансовой компании «Альпари» Вадима ИОСУБА, динамика долга Украины будет зависеть от того, насколько много будет новых заимствований. При размещении новых еврооблигаций или получении новых кредитов от международных финорганизаций, а также при размещении гособлигаций на внутреннем рынке (если темпы этих размещений будут опережать погашение долга), общий госдолг будет расти. И наоборот, если погашать долги быстрее, чем набирать новые - госдолг будет снижаться. 

У наших соседей ситуация, в основном, неплохая.  

Для сравнения: у Польши соотношение долг к ВВП - 57,5%, у Беларуси - 30,9%, у Молдовы - 25%. Самая худшая ситуация - у  Венгрии - 80,4%. Самая лучшая - у России - ниже 20%.  

Чем опасен долг, и как его уменьшить? 

Дальнейшее наращивание задолженности может привести к серьезным проблемам в мировой экономике. Так, А Шевчишин говорит, что рост глобального долга может спровоцировать проблемы в долгосрочной перспективе и даже привести к мировому финансовому кризису. По мнению эксперта, в какой-то момент часть участников не смогут более обслуживать долги, и этот процесс спровоцирует масштабную распродажу активов, что приведет к кризису мировой экономики. Так как Украина является ее частью, то она не сможет находиться в стороне от этого процесса. 

Есть разные способы сокращения долга. Например, повышение фискальной нагрузки или сокращение расходов госбюджета. Также это изменение денежно-кредитной политики – манипулирование ставками. И, наконец, самый быстрый, но и травматичный способ, – это дефолт и реструктуризация. При выборе способов снижения долга для государства важно остановиться на такой комбинации мер, которая не приведет к росту социальной напряженности в обществе. 

В тоже время, И. Никитченко говорит, что рост госдолга не может продолжаться бесконечно. В определенный момент странам станет труднее перекредитовываться или получать новые займы. Тогда произойдет скачок процентных ставок. Правительствам придется сокращать дефициты бюджетов и больше денег направить на погашение долгов. Для развитых стран этот процесс пройдет менее болезненно, а для развивающихся - может дойти до череды дефолтов и сильных экономических кризисов. Если в такой момент у Украины будут проблемы с обслуживанием госдолга (например, как было в 2014-15 гг.), тогда и мы окажемся в числе таких стран. 

Чтобы этого не допустить, нужно увеличивать ВВП на больший объем, чем растет долг. Брать в долг можно, но эти деньги должны идти на стимулирование экономики. Их можно вкладывать в  инфраструктурные проекты, как происходит сейчас: деньги через бюджет идут в реальный сектор экономики и на зарплаты работников. Или можно снижать налоги для бизнеса - в этом случае бюджет получит меньше, но через некоторое время бизнес вырастет и поступлений в бюджет станет больше. В итоге, подрастет объем ВВП, и одалживать больше будет не надо. 

Украине нужна долгосрочная политика по стимулированию экономического роста, расчеты необходимых объемов долга и анализ того, какие результаты даст одалживание денег. 

А вот С. Сароян полагает, что для уменьшения долга нужно активно развивать экономику, бороться с коррупцией и инвестировать в отечественные проекты. 

В. Иосуб и вовсе считает, что уменьшение задолженности – не самоцель. Нужно удешевлять и упрощать обслуживание госдолга. Для этого можно переводить долг из валютного в гривневый, удлинять сроки кредита и снижать ставку по заимствованиям. В этом случае долговое бремя на бюджет будет снижаться даже при росте суммы самого долга. 

Виктория Хаджирадева

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...