230

Коммунальный рост: как изменятся тарифы в течение четырех лет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Аргументы и Факты в Украине 01/09/2021
Коммунальный рост: как изменятся тарифы в течение четырех лет
Коммунальный рост: как изменятся тарифы в течение четырех лет Укринформ

На сколько подорожает коммуналка?

В Украине постоянно говорят о необоснованно низких тарифах за услуги ЖКХ, которые время от времени повышают, но никак не доведут до уровня, который диктует рынок.

Кабмин составил предварительный прогноз роста коммуналки, и он - очень существенный. 

Согласно оптимистическому сценарию, цены на газ для населения уже в этом году вырастут на 20%, в 2022-м — на 10%, а в 2023 г. и 2024 г. будут увеличиваться приблизительно на 5% каждый год.

От стоимости газа напрямую зависят тарифы на централизованное отопление и горячую воду. Уже в этом году они, по прогнозам, вырастут на 6-9%, а в 2023-2024 гг. темпы роста снизятся до 3-5%.

С электричеством ситуация обстоит не лучше: тарифы на него подрастут при оптимистичном сценарии на 38%, при пессимистичном - на 52%. В частности, в 2022 г. электроэнергия подорожает еще на 15-20%.

Максим ПАРХОМЕНКО, аналитик финансовой компании Alpari, считает, что как бы этого не хотелось простым украинцам, план по росту тарифов на тепло и газ имеет все шансы стать реальностью из-за роста цен на газ в Европе до максимумов последних лет. При текущих ценах конечная стоимость газа может составлять 12 грн за куб. Нужно трезво понимать, что при росте цены импортного газа его стоимость и у нас не может стоять на месте в платежках. А компенсируя разницу, государство просто забирает деньги с других затрат.

Почему растут тарифы?

Причин роста тарифов много. Одна из них - повышение минималки. Ведь, как известно, вслед за ним всегда повышают тарифы.

Так, М. Пархоменко говорит, что тарифы на услуги ЖКХ (особенно для коммунальных предприятий) крайне сильно зависят от минимальной зарплаты по стране, поскольку в их ценообразовании затраты на персонал занимают львиную долю. Даже при повышении минимального оклада для сотрудника на 500 грн, для организации такой рост увеличивает налоговую нагрузку.

В паре с этим генерирующая энергию отрасль больше зависит от цен на сырье. И при их росте может повышать свои тарифы. Однако, по мнению эксперта, прогноз Кабмина слишком суров. За счет повышения в прошлые годы потенциал дальнейшего роста должен был составлять порядка 20-30% в течении 2-3 лет. Но никак не 20% на ежегодной основе.

В тоже время, Сергей РОДЛЕР, аналитик финансовой компании TeleTrade, считает, что ничего сверхъестественного в прогнозах Кабмина нет: тарифы и так в последние годы стабильно растут, и представители правительства этого совершенно не скрывают. Обычно на какие-то послабления приходится рассчитывать лишь в предвыборное время, когда власть хочет заручиться поддержкой населения. Благосостояние граждан никого не волнует, в то время как вероятность серьезных последствий в виде «народного гнева» - пока минимальна.

Эксперт говорит, что экономическое обоснование повышения тарифов крайне банально: рост цены на газ. За ней подтягиваются и другие тарифы. К примеру, цена газа составляет порядка 70% от стоимости отопления и водоснабжения. Таким образом, удорожание газа приводит к эффекту домино - так или иначе оказываются затронуты все остальные сферы ЖКХ. Если раньше сдерживать цены на низком уровне получалось за счет импорта «коктейля» из российско-туркменского газа, который удавалось не только распределять по промышленным потребителям внутри страны, но и даже перепродавать в Европу, то теперь это невозможно.

В целом, сдерживанию цен способствуют также факторы, которых сейчас нет. Во-первых - относительно работающая экономика, генерирующая валютные потоки, которые позволяли бы компенсировать населению часть расходов за счет тарифной политики и дотировать угольную промышленность. Во-вторых, отсутствие необходимости повышать цены в надежде на новые кредиты МВФ.

К тому же, ни о каком справедливом ценообразовании не может идти речь в условиях существования монополий, совершенно не заинтересованных в прозрачном и эффективном ведении дел.

Рынок как спасение

По словам М. Пархоменко, коммунальная модель в развитых странах отличается от нашей. Во-первых, на этом рынке действуют частные компании, которые конкурируют в отношении цен и предлагают лучший сервис клиентам. При недовольстве покупатель просто идет к другому поставщику. Во-вторых, во многих странах отопление и горячая вода не поставляются из котелен, а производятся прямо в доме. Из-за этого их легко отключить в случае неуплаты и не нужно обслуживать лишние магистрали.

Украина декларирует, что собирается перенимать этот опыт, однако постоянно дает «задний ход». Однако, по словам эксперта, важно понимать, что при сохранении текущей модели формируется перекос в пользу одной из сторон. Сейчас страдают государство и производитель. Потребитель выигрывает в цене, но не получает должного качества услуг.

Есть модель, которая учитывает интересы всех - это введение рынка. Но при ее реализации потребители получат справедливую рыночную цену, которая будет выше текущей. И только спустя некоторое время после формирования рынка и его наполнения участниками - конкуренцию и высокое качество услуг. Проблема украинцев в том, что мы не готовы ждать, мы хотим здесь и сейчас, но рынок не может построиться на пустом месте.

А вот С. Родер полагает, что если выйдет перезапустить экономику, избавиться от желания получать деньги от МВФ и побороть олигархов не на словах, а на деле, то появятся шансы на улучшение ситуации. 

Задолженность растет

При повышении тарифов Кабмину все же следует учитывать, что и сейчас задолженность по оплате услуг ЖКХ растет, а, чем выше будут тарифы, тем больше будут долги украинцев.

Так, на конец мая общий долг украинцев за услуги ЖКХ составил 79,1 млрд грн. Самые большие долги у граждан за газ, а в среднем каждая украинская семья должна за коммуналку 5,3 тыс. грн.

Тарифы можно было бы уменьшать, создавая конкурентный рынок, наращивая добычу газа в Украине и повышая энергоэффективность, если говорить об электроэнергии.

По словам Ильи НЕСХОДОВСКОГО, директора Института социально-экономической трансформации, Кабмин не собирается надлежащим образом развивать энергоэффективность, улучшать ситуацию на энергорынках и т.д. Другими словами, чиновники расчитывают на то, что все будет так, как есть сейчас.

Вместо этого украинская власть ищет способы заставить граждан платить.

Так, по словам С. Родлера, недавно вступило в силу нововведение: теперь с банковских счетов украинцев будут принудительно списывать деньги для погашения задолженности по ЖКХ. При этом, порядка 15% людей, получающих субсидии, теперь должны заново подать документы после недавней верификации со стороны Минфина. По всей видимости, в правительстве имеют только такой сценарий работы с огромными долгами. Что же, хочется верить, что в этот раз деньги хотя бы пойдут на обновление коммунальной системы, а не будут в очередной раз потрачены непонятно на что. 

Виктория Хаджирадева

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых