aif.ru counter
581

Какой будет налоговая реформа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Аргументы и Факты в Украине 19/06/2019

По информации Государственной фискальной службы (ГФС), в апреле 2019 г. в казну выплачено 23,5 млрд грн, что почти на 27%, или 5 млрд грн больше апреля прошлого года.

налоги
налоги Фото: АиФ в Украине

 

Детенезация и рост зарплаты

По информации ГФС, только за счет поступления единого социального взноса (ЕСВ) на общеобязательное государственное социальное страхование, поступления в казну в январе-апреле 2019 г. увеличились на 16,4 млрд грн - до 84,7 млрд грн.

Напомним, с 2011 г. в Украине согласно Закону № 2464-VI от 08 июля 2010 г., был введен официальный сбор - Единый социальный взнос - система учета и сбора взноса на обязательное государственное социальное страхование.

Он заменил доплату в Пенсионный фонд и фонды соцстраха. Были объединены четыре фонда социального страхования, в результате чего плательщики вместо четырех делают единый платеж – ЕСВ. Плательщиками ЕСВ являются физлица-предприниматели и работодатели. Ставка такого сбора составляет 22% от фонда оплаты труда.

По мнению и.о. главы ГФС Александра ВЛАСОВА, росту поступлений способствовал вывод экономики из тени и рост зарплат. По его словам, за январь-март этого года количество застрахованных лиц выросло на более чем 290 тыс. человек, и выплатили они сумму в 10,6 млн грн.

Кроме того, по данным ГФС, заработная плата и денежное обеспечение, на которые начисляется ЕСВ за январь-март 2019 г, составили 275,6 млрд грн, что почти на 50 млрд грн больше, чем за аналогичный период 2018 г. Напомним также, что средняя номинальная зарплата штатного работника предприятий, учреждений и организаций Украины в марте 2019 г. составила 10237 грн, увеличившись по сравнению с мартом прошлого года на 22,1%. По данным Госстата, реальная зарплата в марте 2019 г. к марту прошлого года выросла на 12,5%.

Апрельский успех по сбору налогов эксперты поясняют разными причинами.  Так, аналитики финансовой компании ГК FOREX CLUB связывают рост налоговых поступлений прежде всего с ростом доходов как физических, так и юридических лиц, а также с постепенным выходом экономики из тени.

Максим ПАРХОМЕНКО, аналитик финансовой компании Альпари, напоминает о том, что украинцы могут оплачивать налоги исключительно за счет выплат со своих окладов. А потому, по его словам, росту доходов послужил рост минимальной зарплаты, который был увеличен на 12%, за счет чего и была легализована часть окладов.

А вот президент Украинского аналитического центра Александр ОХРИМЕНКО называет достигнутый успех «эффектом месяца». В апреле, как правило, сотрудникам платят квартальную премию. Заплатили, обложили налогами, за счет этого получили рост по уплате ЕСВ в казну.

Нужна реформа

Несмотря на некоторые позитивные изменения в налоговой сфере, в том числе борьбу с тенью, налогообложение по-прежнему нуждается в реформировании.

Два года назад были осуществлены попытки всерьез изменить существующее положение вещей. Так, в июне 2017 г. Ассоциация налогоплательщиков Украины направила в Кабмин и всем фракциям Рады проект Либерального Налогового Кодекса, согласованного с большим кругом украинского бизнеса.

«Перед созданием проекта Либерального Налогового Кодекса Ассоциация провела 17 круглых столов с экспертами и бизнесом в 15 областях Украины. Но он так и не был рассмотрен. Почему? Думаю не было политической воли! Хотя убежден, принятие новых правил игры в налоговой сфере в 2017 г. остановило бы поток эмиграции», - говорит президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол КАТАМАДЗЕ.

Если коротко, то суть реформы состояла в сокращение количества налогов с 13 до 9 и снижении ставок. Эксперты говорят, что именно в предложении снизить налоговые ставки и была основная опасность, из-за которой Кодекс принят не был. Так, М. Пархоменко считает, что при принятии этого закона мы могли бы получить дыру в бюджете, которую нужно было бы перекрывать дополнительными средствами.

В тоже время в рамках сотрудничества с МВФ, мы не можем иметь большой дефицит бюджета, в связи с чем и откладывалась эта новация. Этот закон, несмотря на все благие намерения, нес риски, из-за чего и не был принят.

И все же, эксперт считает: за этим проектом - будущее. По его мнению, оптимальным является вариант его введения в два раунда. На первом этапе - оптимизация налогов (упрощение системы, снижения их количества), на втором - снижение их уровня, растянутое на длительный период, и с оглядкой на экономику и инфляцию.

Г. Катамадзе считает, что налоговая сфера требует реформирования. Сейчас он видит его по двум направлениям. Во-первых - это принятие нового налогового кодекса развития, как системного документа, т.е. новых простых, прозрачных и понятных правил игры как для представителей бизнеса, так и контролирующих органов. Он должен стать второй Конституцией Украины, которую одинаково будут читать, понимать и интерпретировать как те, кто создает материальные блага, так и те, кто контролирует четкое следование закону. Второе - системное и фундаментальное изменение Государственной фискальной службы. Не просто механическое разделение на два юридических лица, а создание новых направлений сервисной налоговой службы, Национальной таможенной службы и Службы финансовых расследований, как единого аналитического органа с полицейскими функциями.

Также эксперты говорят, что нужно продолжать борьбу с «тенью». Несмотря на меры, предпринятые в стране для детенизации экономики и определенные успехи в этом направлении (два года назад уровень тенезации составлял порядка 40%, сейчас – 30%), нынешний показатель все же далек от идеального и «тень» окончательно не побеждена.

В ГК FOREX CLUB говорят: для того, чтобы вывести экономику из тени, властям нужно сохранять макроэкономическую стабильность и положительные тенденции в экономике, расширять внутренний спрос, повышать доходы населения. Кроме того, нужно стараться привлекать больше инвестиций.

М. Пархоменко считает, что для детенезации нужно во-первых, увеличить минимальный оклад. Это самый быстрый и действенный способ увеличения доходов. Во-вторых, ввести налог на выведенный капитал (суть в том, чтобы прибыль, полученную предприятием, не облагать налогом до тех пор, пока она не будет выплачена собственникам в форме дивидендов. - Ред.), он сможет замедлить рост цен. В-третьих, изменить подход к ФЛП (физическое лицо-предприниматель). Многие топовые сотрудники украинских компаний работают через этот механизм, таким образом с окладом в 50 тыс. грн люди, по факту, формируют отчисления от налогов на более низкие суммы, чем люди с меньшим окладом, но которые устроены официально.

А вот А. Охрименко считает, что Украине, напротив, нужно не менять налоговое законодательство хотя бы 10 лет. Новые инструкции - простор нарушений, из-за этого в Украине по-прежнему процветает взяточничество. Идею заменить налог на прибыль на налог на выведенный капитал эксперт считает бессмысленной в стране, где 50% экономики работает в тени.

Новый президент Украины Владимир ЗЕЛЕНСКИЙ и его команда тоже понимают важность реформирования налоговой системы. Так они уже выделили 6 аспектов, на которых нужно сосредоточиться в ходе реформы. В частности, речь идет об отмене фискального уклона планов сбора налогов; диджитализации налоговых процедур - все налоговые процедуры должны быть переведены в электронную форму; реформе налогообложения доходов, в т.ч. налоговой амнистии; реформе фискальных органов; обеспечении информатизации и налоговой прозрачности; обеспечении международного сотрудничества в сфере налогообложения.

«В этом нет ничего принципиального нового, многое обсуждалось и при предыдущем Президенте», - отмечают аналитики ГК FOREXCLUB.

Виктория ХАДЖИРАДЕВА

ВЗГЛЯД КАТАМАДЗЕ

Рассчитывать на себя

- В мире есть много успешных примеров по эффективному реформированию налоговой системы. Но сейчас я бы не называл страны, на которые надо ориентироваться в процессе реформирования, - нам необходимо создавать четкие условия для того, чтобы у нас развивался украинский бизнес, чтобы он не подвергался давлению, и люди не были вынуждены уезжать из собственной страны.

Григол КАТАМАДЗЕ, президент Ассоциации налогоплательщиков Украины

МНЕНИЕ ШЕВЧИШИНА

США – хороший пример

- В качестве стран, чья налоговая система могла бы служить примером другим странам, часто называют США. Она имеет 3 уровня: федеральный, уровень штатов и муниципальных образований. Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, налоги в конкретном штате и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке.

Андрея ШЕВЧИШИН,

старший аналитик финансовой компании ГК FOREX CLUB

Топ 5 читаемых