aif.ru counter
271

Как залатать «дыру»: в Украине - рекордный дефицит госбюджета

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. Аргументы и Факты в Украине 13/08/2020
Как залатать «дыру»: в Украине - рекордный дефицит госбюджета
Как залатать «дыру»: в Украине - рекордный дефицит госбюджета © / АиФ Украина

Всему виной коронавирус?

По данным Минфина, дефицит бюджета Украины достиг 300 млрд грн. или 11 млрд. долл. Эксперты подсчитали, что это рекордное значение за последние пять лет. Во многом в сложившейся ситуации виноват коронавирус, однако есть и другие причины.

По мнению директора Crane IP Law Firm Ивана Никитченко, проблема возникла из-за локдауна на фоне жесткого карантина в марте-мае. Не работающие в те месяцы предприниматели были освобождены от обязательной уплаты единого социального взноса (ЕСВ), также была упрощена процедура получения пособия по безработице и повышен ее размер. В итоге, сильно снизилось поступление налогов от малого и среднего бизнеса, а также - выросли расходы бюджета на выплату соцпомощи и дополнительное финансирование медицины.

Аналитик финансовой компании Alpari Максим Пархоменко согласен с коллегой. По его словам, сокращение объемов экономики, вызванное, в том числе, и коронавирусом, привело к проседанию поступлений налогов в бюджет. Если население меньше тратит и потребляет, то казна, соответственно, получает меньше доходов.

И Сергей Родлер, аналитик финансовый аналитик TeleTrade, тоже считает, что именно коронавирус способствует падению бюджетных поступлений. По данным Госказначейства, за первые полгода 2020 г. доходы казны снизились на 6,2% - 519,45 млрд. грн.

Чиновники хвастаются тем, что налоговая и таможня впервые выполнили свои планы, но и тут не обошлось без подводных камней. Во-первых, планы были снижены для того, чтобы ведомствам было проще добиться их выполнения. Во-вторых, предприниматели жалуются на то, что налоговая всеми силами мотивировала их вносить авансовые платежи за будущие периоды, несмотря на кризис, - так что уже в следующем квартале ситуация может ухудшиться.

Такая фискальная «стимуляция» привела к тому, что местные бюджеты недополучили 10,4% от плана: по сути, бизнес платил деньги только в государственный бюджет.

А вот Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, уверен, что проблема не в самом коронавирусе, а во введении карантина. Он убежден, что, если бы этого не сделали, не было бы таких больших проблем с дефицитом госбюджета.

Для Украины дефицит – это уже практически норма, но сейчас он слишком высок. Введением карантина правительство Дениса Шмыгаля фактически уничтожило экономику Украины. Из-за него она не может нормально работать и в результате - нет нормальных поступлений в госбюджет и имеем падение ВВП, - говорит эксперт.

Еще одной причиной нынешнего большого дефицита стал нереалистичный курс нацвалюты,  заложенный в бюджет.

М. Пархоменко отмечает, что в главном финансовом документе страны указан средний курс на уровне 29 грн/долл., а в реальности на данный момент он составляет 26,50 грн/долл. Разница в 2,50 грн или порядка 10% и формирует недобор по таможне.

Также цены на импортные ресурсы просели, а это - львиная доля долларового импорта. Поэтому бюджет недополучал запланированные доходы от продажи импортных товаров, так как они стоили дешевле в гривне.

Именно поэтому в апреле текущего года главный финансовый документ страны был пересмотрен  - с учетом новой реальности: ведь бюджет, принятый в конце 2019 г., уже никак не мог быть реализован в 2020 г.

Эти изменения состояли в снижении доходов на 120 млрд грн, до 975 млрд грн. В частности, был уменьшен план налоговых поступлений - на 143 млрд грн. Одновременно расходы выросли на 82,4 млрд грн, до 1 266 млрд грн. Это и привело к тому, что дефицит увеличился более, чем втрое: с 96 млрд грн до 298 млрд грн.

Однако предпринятая мера была вынужденной. Если бы пересмотра не было, по мнению, И. Никитченко, уже в июне мог бы случиться коллапс в государственных финансах.

Давит на ситуацию и груз старых проблем. По словам С. Родлера, украинская экономика топчется на месте долгие десятилетия. Если на момент развала СССР размер ВВП на душу населения Украины и Польши почти не отличался, то теперь украинские цифры почти в пять раз ниже.

Все дело в том, что вместо структурных реформ и активного развития промышленности наши правители предпочитали «доить» уже существующие отрасли, новые хозяева которых покидали их по мере истощения и переключались на все еще живущие.

В конце концов, страна крепко подсела на кредитную иглу и вынуждена тратить огромные деньги на обслуживание долга: с января по июнь размер выплат превысил 217 млрд грн, а в 2021 г. эта цифра составит уже 600 млрд грн. В таких условиях достаточно сложно инвестировать в развитие, стимулировать рост ВВП и не доводить ситуацию с бюджетом до рекордного дефицита. 

Что делать дальше?

Несмотря на то, что ситуация с дефицитом бюджета - негативная, оснований для паники, по мнению экспертов, пока нет. И. Никитченко напоминает, что Украина получила финансовую помощь от МВФ и ЕС и успешно разместила облигации на внешнем рынке.

По итогам первого полугодия, украинский Минфин справился со своей задачей: прошел его с достаточно сбалансированным бюджетом, и приемлемым уровнем госдолга. Критической ситуации пока нет, и проблем с выполнением бюджета (с учетом его корректировки) - быть не должно.

К тому, же стоит учитывать, что с возросшим дефицитом бюджета столкнулось большинство стран мира, Украина здесь движется полностью в тренде Европы и США. Проблемы возникнут, если такой же дефицит у нас будет в 2021 г.

М. Пархоменко считает, что, на данный момент, Минфин проводит взвешенную политику. Сейчас он снижает стоимость обслуживания долга Украины и растягивает выплаты по нему во времени. К тому же, мы можем занять на международных рынках и наполнить бюджет, вот только цена такого займа будет непомерно большой. 

А вот С. Родлер - менее оптимистичен. По его словам, финансировать расходы в такой ситуации можно только путем выпуска очередного долга: Минфин должен привлечь около 355 млрд грн во втором полугодии, что на треть больше, чем в первом.

Сделать это будет сложно. В условиях стагнирующей украинской экономики найдется довольно мало желающих покупать национальные долговые бумаги, да и настроения на глобальных рынках сейчас играют не в пользу рисковых действий.

По мере увеличения долгового бремени, справляться с ситуацией становится все сложнее. Такими темпами уже через несколько лет единственным выходом из положения будет дефолт государства. Чтобы не допустить этого, правительству необходимо срочно проводить рыночные реформы и приватизировать неэффективно используемое имущество. Текущих усилий явно недостаточно, и признает это даже МВФ, в последний момент сменивший программу помощи стране на «stand by».

А. Охрименко тоже придерживается этой точки зрения. По его словам, Минфин каждую неделю размещает гособлигации, и за счет этих денег финансирует дефицит госбюджета. Но ближе к концу года объемы дефицита вырастут, и Минфину придется размещать еще больше гособлигаций.

Как правило, эти ценные бумаги покупают госбанки, и, тем самым, происходит финансирование госбюджета за счет скрытой эмиссии гривны. Когда не работает экономика, эмиссия гривны - главный источник финансирования госбюджета, и это крайне опасно, так как пустые деньги убивают и экономику, и будущее Украины.

М. Пархоменко полагает, что в сложившихся условиях в первую очередь Минфин будет финансировать защищенные (которые подлежат финансированию в полном объеме. – Ред.) и основные статьи бюджета. А это -  оборонная промышленность, пенсии и социальные выплаты. То есть, пенсионеры получат свои ыплаты, а малоимущие - соцподдержку. При этом, «под нож» могут попасть крупные инфраструктурные проекты и проекты по строительству и развитию территорий (энергоэффективность, стартапы и культура). 

Виктория Хаджирадева

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых