144

Игра в ассоциацию: как Украина и Европа пересмотрят условия торговли

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. Аргументы и Факты в Украине 18/02/2021
Игра в ассоциацию: как Украина и Европа пересмотрят условия торговли
Игра в ассоциацию: как Украина и Европа пересмотрят условия торговли © / Фейсбук

Тележка с критикой

Насколько украинскими усилиями в европейском направлении довольны, можно оценить исходя из резолюции, которую накануне заседания Совета ассоциации принял Европарламент.

Критике подвергли принятие Избирательного кодекса вплотную к местным выборам, что не позволило должным образом подготовиться к регистрации кандидатов. Не прошла незамеченной и привязка партийных списков к минимальному количеству избирателей – 10 тыс. «Турборежим» во второй половине 2019 г., направленный на выполнение предвыборных обещаний новой власти, посчитали таким, который действует в ущерб парламентскому контролю и качеству законотворчества. Широкое распространение коррупции по-прежнему тормозит реформы. Также им мешает конституционный кризис. Вновь указали на необходимость судебной реформы, пожурили за восстановление политического влияния олигархов. Отметили отсутствие прогресса при расследовании нарушений прав человека

При осуждении событий 2014 года и поддержке санкционной политики европарламентарии высказали претензии в связи с кампаниями по дезинформации, кибератаками и гибридными угрозами непосредственно в Украине.

«ЕП сожалеет о том, что политический климат в стране ухудшился, когда запугивание, язык вражды и политическое давление широко используется в политических целях; настоятельно призывает власти решительно осудить и запретить деятельность экстремистских и разжигающих ненависть групп и веб-сайтов…, которые создают напряженность в обществе и неправомерно используют личные данные сотен людей, включая журналистов, политиков и членов групп меньшинств», - говорится в резолюции.

За уже проведенные реформы Украину похвалили и напомнили о том, что европейская перспектива есть, но при соответствии «копенгагенским критериям».

Интеграция или сотрудничество?

Если изучить детальнее те самые «копенгагенские критерии», выполнение которых необходимо для кандидата в члены ЕС, понятно, что вожделенного статуса, который закреплен в Конституции, еще далеко.

Критерии приняли на заседании Евросовета в Копенгагене в 1993 г. Кроме географических, которым Украина соответствует, есть политические и экономические, которые довольно размыты. Политические критерии – свободные выборы, право на создание политпартий без помех, доступ к свободной прессе, свобода профсоюзов, личного мнения, независимость суда от исполнительной власти, деятельность госорганов только на основании принятых в установленном порядке законов, неукоснительное соблюдение прав человека, уважение и защита прав нацменьшинств. Экономические критерии – рыночная экономика, которая может выдержать конкуренцию внутри ЕС.

«Формально мы внесли евроинтеграционный вектор в Конституцию, есть договор об ассоциации, проходят саммиты о выполнении и невыполнении. Но в реальности есть проблемы. Наш договор об Ассоциации не подразумевает после его выполнения автоматического получения статуса кандидата в члены ЕС. В договорах с балканскими странами четко указано, что выполнение пунктов дает кандидатство. Это одна из причин нашего бега по кругу», - говорит кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН.

Эксперт указывает и на украинские просчеты, которые вполне точно отобразили в резолюции ЕП. Однако говорит и о том, что без внятной цели проблемы никуда не денутся. В рамках пересмотра соглашения об Ассоциации, он считает, что вопрос о статусе кандидата при выполнении его условий поставить вполне уместно.

«Сейчас риторика ЕС: «Вы меняете для себя, это хорошо для вас». Но есть разница между сотрудничеством и интеграцией. Последнее подразумевает, по сути, передачу части суверенитета ЕС. Это видно и по их требованиям, например, по реформе судебной системы. Но это игра в одни ворота: нового горизонта нет, - констатирует А. Якубин. - Это на Балканах, например, понимают, что что-то меняют в рамках проекта ЕС, чтобы потом влиять на этот проект. Но если ЕС так ставит вопрос для Украины - может, остаться в рамках сотрудничества?»

В данный момент в планах по расширению у Евросоюза до 2025 года значатся только балканские страны. Украины нет и в помине. Учитывая пандемию, Brexit, то есть внутренние проблемы, есть у Запада и усталость, констатирует Якубин. Но распространяется ли она на работу над Соглашением?

Пересмотр или изменения?

«Мы с премьер-министром Шмыгалем начнем процесс пересмотра либерализации торговли товарами. Эта возможность предусмотрена Соглашением об Ассоциации через пять лет после вступления в силу», - сообщил вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис.

Правда, пересмотр еще не значит изменение. И на это указал уже комиссар ЕС по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению Оливер Вархеи.

«Мы считаем, что нет необходимости изменять соглашение», - сказал он.

Экономист Алексей КУЩ напоминает, что, во-первых, изменения должны согласовываться со всеми странами Евросоюза. Во-вторых, в рамках его закрытой системы, если где-то у кого-то что-то появится, то у другого столько же и убудет. То есть, увеличение, например, на 1 млрд евро сальдо торговли Украины с ЕС подразумевает, что какая-то другая страна этот миллиард потеряет.

При обсуждении соглашения для Украины самый лакомый кусок – квоты на поставки аграрной продукции в Евросоюз, которые выбираются буквально в первые недели года. Тут мы не будем конкурировать с Германией, зато будем с ближними соседями – Венгрией, Польшей.

«Поляки свой миллиард терять не захотят. Они рассматривают Украину как конкурента за инвестиции и за удельный вес на рынке Европы. Ну и, прежде всего, как конкурента на рынке труда. Польские работодатели конкурируют с украинскими за найм украинских работников. Той же Польше нужна экономически слабая Украина, чтобы черпать отсюда ресурсы, в том числе, трудовые. Естественно, поляки заблокируют любые изменения, которые будут усиливать позицию наших товаров на европейском рынке», - говорит А. Кущ.

Тем не менее, от пересмотра в ЕС не отказываются, поскольку есть возможности снизить конкурентные преимущества украинской продукции.

«Что нам предлагают? Цифровое сотрудничество. Это - фигура речи, и о нем пишут в преамбуле всех соглашений, которые подписываются. Общее воздушное пространство. Понятно, что в условиях пандемии, которая продлится еще 1,5-2 года, – «прекрасный» бонус. Но самое главное – экологическое сотрудничество, - объясняет А. Кущ. - Тут мы переходим к формату «зеленой» экономики. В Европе хотят ввести пошлины на импортные товары в зависимости от «углеродного следа», который там будут находить: 30 долл. за условную тонну».

Эксперт ссылается на исследования международных аналитиков Boston Consulting Group, в соответствии с которыми Украина будет той страной, которая больше всего пострадает от этих пошлин.

«Для наших металлургов, например, ценовые условия ухудшатся на 40%. По сравнению с конкурентами из той же Турции, они потеряют около 50% прибыли. Негативные последствия не только для металлургии, но для химической промышленности, продукции машиностроения и даже пищевой и легкой. Мы рискуем превратиться в страну - кукурузное поле. Кроме технических сельхозкультур, таких как рапс, подсолнечник и соя, мы ничего в Европу продавать не сможем», - резюмирует экономист.

И Байден не поможет

То есть, при пересмотре условий Соглашения об ассоциации важно не бросаться, как туземцы, на бусы и зеркальца - на «открытое небо» и цифровизацию, а фокусироваться на подводных камнях квот и пошлин и отдавать себе отчет в том, кому мы перейдем дорогу, наращивая экспорт в ЕС. Также сконцентрироваться на цели – интеграции, а не на процессе. Тем более, что пока за спиной у украинской власти не стоит новоизбранный президент США.

«Часть стран Балтии и Восточной Европы раньше делали проамериканский акцент и благодаря заступничеству Билла Клинтона Джорджа Буша-младшего могли усилить свои позиции в ЕС. Сейчас ситуация изменилась, - предостерегает А. Якубин. - Уже не подтверждается автоматически для ЕС все то, что заявляют в США. Эта тенденция началась еще во времена иракской кампании Буша-младшего, и она продолжается. ЕС ждет, что Байден будет более проевропейским, чем Трамп, который к ЕС относился не очень позитивно и даже называл себя «мистер Брексит». Но остаются широкие линии разделения. Посмотрите на ситуацию вокруг «Северного потока-2» (Байден назвал его «плохой сделкой для ЕС», и Конгресс готовится рассмотреть санкции. - Ред.). США вернулись к Парижскому соглашению по климату и т.д. Но расхождения останутся. Уход Трампа всех противоречий не решит».

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...