aif.ru counter
397

Геннадий Рябцев – о причинах низкого уровня газодобычи в Украине

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и Факты в Украине 22/01/2020
Геннадий Рябцев – о причинах низкого уровня газодобычи в Украине
Геннадий Рябцев – о причинах низкого уровня газодобычи в Украине © / delo.ua

(Продолжение. Начало – в №3 «АиФ в Украине за 2020г.)

«Украина вполне может позволить себе энергетическую самодостаточность в газовом вопросе», - продолжает беседу с «АиФ в Украине» профессор кафедры общественного управления Национального университета «Киево-Могилянская академия», директор специальных проектов научно-технического Центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Пора заняться «мелочью»

Геннадий, а что для этого нужно?

Необходимо перестать «мыслить миллиардами». Нужно способствовать разработке малых месторождений, стимулировать экономически выгодную и экологически целесообразную, приемлемую добычу углеводородов в Украине. У нас – много газа. Но огромным компаниям, к которым, например, можно отнести НАК «Нафтогаз Украина», невыгодно заниматься «мелочью». И об этом было сказано в стратегии развития нефтегазового сегмента, которая была принята во второй половине прошлого года Наблюдательным советом «Нафтогаза». Там четко прописано, что добыча газа будет поддерживаться на том уровне, который определяется «экономической целесообразностью. Там не ставится задача увеличения объемов добычи и кратного увеличения инвестирования. Да, будут вкладываться средства для повышения коэффициентов газоотдачи на действующих месторождениях, а также – в разработку перспективных месторождений, на которые уже получены лицензии. Но – не более того.

То есть, главная цель – рост прибыли компании, а не выгода государства?

Да.

А, теоретически, этот вопрос можно решить?

Вопрос может быть решен с помощью пересмотра ряда документов, которые устанавливают роль и функции «Нафтогаза». Или вообще ликвидации этой компании за ненадобностью. Ну, или, хорошо, «Укргаздобычи» - это ведь тоже компания-монстр. Дело в том, что в той редакции документов, которой мы сейчас располагаем (как для «Нафтогаза», так и для «Укргаздобычи») руководство этих компаний не обязано реализовывать задачи, стоящие перед государством. А именно – обеспечение энергетической самодостаточности, безопасности, обеспечение украинских потребителей газом по экономически целесообразной и доступной цене. Никаких таких задач нет. В соответствии с уставными документами, единственной задачей «Нафтогаза», которая вменяется в обязанность членам его правления, является получение прибыли, и - как можно большей. Поэтому, если газ для них будет более прибыльно покупать, а не разрабатывать, они будут покупать. Если будет экономически невыгодно инвестировать в добычу, они этого делать не будут.

Это – противоречие между государственным статусом компании и ее статусом, как субъекта хозяйствования.  От этого необходимо каким-то образом уходить. Либо – ликвидировать компанию, делить ее на части с последующей приватизацией. Либо – сохранить ее в собственности государства с последующей корректировкой ее целей и задач.

Дорожная карта

Кто должен принять такое решение?

Единственный акционер компании – Кабинет министров Украины.

Какие еще условия нужны для энергетической самодостаточности Украины?

Без того, о чем я говорил, ничто другое не имеет смысла. А следующий шаг – реализация Энергетической стратегии Украины до 2015 года. Именно реализация, а не пересмотр. Там все сказано, поставлены вполне достижимые задачи – в том случае, если они действительно будут реализованы, а не останутся на бумаге.

Что необходимо для реализации этих задач?

Нужно стимулировать участников газового рынка, чтобы они увеличивали объемы добычи. А это – стабильный налоговый режим, стабильное законодательство, касающееся этой добычи. А то у нас правила получения прав на разработку недр за последние четыре (по-моему) года изменялись уже 13 раз! Ну что же это такое?

Второе – это стимулирование разработки малых месторождений, а также месторождений с трудно добываемыми ресурсами. Мы уже упоминали газогидраты, а ведь есть еще центрально-бассейновый газ, площади, которые давно признаны перспективными, там есть чем заниматься. Есть, опять-таки, шельфовые участки, малые месторождения, биогаз, шахтный метан. Существует огромное количество источников газа, но на них пока никто не обращает внимания. А ведь компаниям, которые их разрабатывают, могут быть предоставлены льготные режимы – по налогообложению, по земле. Можно создать «единое окно» по получению разрешений на их разработку.

Ведь есть же прекрасные практики – например, в канадской провинции Альберта после введения таких новшеств произошел настоящий «ренессанс» разработки природных ресурсов. Есть и пример США, с их «сланцевой революцией», когда непрямое стимулирование привело к тому, что сегодня Соединенные Штаты вернули себе первое место в мире по добыче углеводородов.

Это – не государственное финансирование, на это не требуется выделять деньги из бюджета. Это просто разумное государственное регулирование, все механизмы которого предложены в Энергетической стратегии Украины. Пожалуйста, берите, используйте, выполняйте, контролируйте, увольняйте тех, кто не в состоянии справиться с реализацией поставленных задач. Но существует не только Энергетическая стратегия, есть и соответствующие решения СНБО в отношении этого вопроса. За последние годы было, по крайней мере, шесть решений СНБО, касающихся энергетической безопасности. Но ни одно из них не выполнено в полном объеме. И никто не понес никакой ответственности, ни один министр, ни премьер не уволены после того, как не выполнили эти решения, ни один Кабмин не отправлен в отставку. Кто, например, понес ответственность за невыполнение «газовой концепции-2020»? А ведь КМУ четко поставил задачи по увеличению добычи газа госкомпаниями до 20 млрд кубометров. Но как было 15 млрд кубометров, так и осталось.

Путь наименьшего противостояния

Почему так, на ваш взгляд, происходит?

Я бы сказал в общем: это – отсутствие политической культуры в Украине, которая подразумевает четкую политическую ответственность за выполнение тех или иных решений. И это – наличие коррупционной составляющей, в том или ином виде.

Слово «коррупция» у нас - заезженное. Но вот такой пример: представьте, что вы – руководитель компании, и у вас есть два пути получения прибыли. Первый – рискованный, нужно разведать месторождение, разработать его, ну и получить прибыль. Это занимает где-то 5-7 лет – долго, трудно, с большим риском. При этом, отдача будет, когда вы уже можете и покинуть должность. Кто будет ждать?

Другой вариант: вы можете сделать вид, что инвестируете в добычу.  Как «Нафтогаз», например – предоставляет «Укргаздобыче» «энную» сумму в октябре, чтобы компания до конца года ее освоила. Понятно, что за ноябрь-декабрь провести тендерные процедуры и работы, направленные на повышение коэффициента газоотдачи, или - любой другой процесс, просто невозможно, освоить эти средства - не успеть. И в декабре руководство «своей» компании можно спокойно обвинить, что она не умеет их осваивать, а деньги взять опять себе и записать в прибыль. С чего получить бонусы и премии. Вот такой процесс можно проделывать ежегодно!

Что нужно для размыкания этого «замкнутого круга»?

В руководстве таких компаний находятся люди, которые делают прибыль на финансовых транзакциях. Они просто не умеют по-другому, потому что пришли из сектора виртуальной экономики и привыкли получать деньги, нажимая на клавиши компьютера, а не стоя за станком или работая на буровой. Если сравнивать с этой ситуацией руководство частных компаний - там, в основном, люди, знающие, чем они занимаются, прошедшие всю профессиональную «вертикаль». А какой бэкграунд у нашего руководства, хоть кто-то из них имеет отношение к реальному сектору, к «железу»? Но ведь главное, чтобы человек понимал, что значит провести разведку, пробурить скважину, добыть газ. Знал не только слово «анбандлинг» (разделение (unbundling – англ.) компании. – Ред.), но и, например, «колтюбинг» (колонна гибких труб (сoiled tubing - англ.) — одно из развивающихся направлений специализированного оборудования для газонефтепромышленности, основано на использовании гибких непрерывных труб, которые заменяют традиционные сборные бурильные трубы. – Ред.).

Но у нас экономика становится все более виртуальной. Пример этому – нынешнее руководство Кабмина, которое не занимается развитием реальных секторов экономики, а – выпуском и продажей облигаций. Там генерируется прибыль, а реальная экономика брошена на произвол судьбы.

Ирина Ванда   

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых