280

Эскиз бюджета: по какой смете будет жить Украина в 2022 году

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. Аргументы и Факты в Украине 22/09/2021
Эскиз бюджета: по какой смете будет жить Украина в 2022 году
Эскиз бюджета: по какой смете будет жить Украина в 2022 году Українські новини

В прошлом году уже на старте согласования нардепы предупреждали, что не успевают. Тогда помешал коронавирус. Сейчас нет данных о темпах, но есть указание на сложный и спорный законопроект, от которого бюджет-2022 зависит напрямую. 

Страшно важный закон 

Речь идет о налоговом, рентном, антиахметовском, антиолигархическом законопроекте №5600, который финансовый комитет ВР разрешил рассматривать во втором чтении. С этой инициативой -  сразу несколько сложностей.  

Во-первых, погружение в 10 тыс. поправок к ней переключит Раду в работу только над ними. Во-вторых, из-за контроверсионных норм о сельскохозяйственном налоге, введении НДС при поставках жилья депутаты могут передраться если не физически, то в плоскости пиара. В-третьих, Кабмин включил легкий шантаж, проталкивая этот проект. Пинать за драконовские нормы №5600 принято главу финансового комитета ВР Даниила Гетманцева, но его «роддомом» был именно Кабмин: правительство – инициатор налоговых новаций. Манипуляции парламенту тоже могут не понравиться. 

Презентуя проект бюджета на заседании Кабмина, министр финансов Сергей Марченко показал, что с ним будет «до и после»: если принять и не принять №5600.  

«Если этот законопроект будет принят, то возможный дополнительный ресурс между первым и вторым чтением, который может быть распределен, составляет до 30 млрд грн», - говорит министр финансов. 

Пока что эти 30 млрд в проекте не отобразили. Но перечислили статьи расходов, которые полностью и частично от них зависят. Среди них самые крупные: 

  • «Большое строительство» – 2,05 млрд грн, из которых 1,7 млрд – ресурс №5600; 
  • «Большое строительство» в части развития сети учреждений здравоохранения – 4 млрд грн, которые полностью зависят от №5600; 
  • «Большая реставрация» – 1,8 млрд грн, из которых 1,7 млрд – ресурс №5600; 
  • финансирование украинского кино (85 фильмов) – 2 млрд грн, из которых 1,3 млрд грн –ресурс №5600; 
  • строительство, ремонт и реконструкция 200 спортивных объектов – 4,65 млрд грн, из которых 4 млрд за счет №5600; 
  • железнодорожная инфраструктура – 10 млрд грн, из которых 6,1 млрд грн – ресурс №5600; 
  • строительство и реконструкция аэропортов – 5,5 млрд грн, из которых 5,1 млрд – за счет №5600; 
  • подготовка ко Всеукраинской переписи населения – 1,7 млрд грн, из которых 1,3 млрд – за счет №5600; 
  • строительство двух спутников и ракетного комплекса ЗЕНІТ-1SL – 3 млрд грн, из которых 1,9 млрд – за счет №5600; 
  • авиастроительная отрасль (разработки и исследования, модернизация вертолетов МІ-8 и МІ-24) – 2 млрд грн, которые привязаны к №5600. 

Презентуя черновик сметы, ее назвали бюджетом развития. И во многом оно зависит как раз от очень спорного законопроекта. 

«Привязка №5600 к бюджетным показателям – это некий шантаж со стороны правительства, - говорит кандидат политических наук Алексей ЯКУБИН. – Если его не примут, тогда пенять из-за нехватки средств можно будет уже на депутатов. Одна из проблем в том, что бюджет-2022 позиционируется, как часть планирования трехлетнего (бюджет-2022 будет принят на основе трехлетней бюджетной декларации правительства. - Ред.). Но, по сути, мы видим, что вносятся изменения в правила игры, ведь законопроект №5600 усиливает налогообложение. И с логикой трехлетнего планирования это расходится». 

Между первым и вторым 

Сроки согласования бюджета регулирует законодательство, и у Рады остался только месяц, чтобы принять его в первом чтении. Хотя едва ли на этом этапе будут принципиальные возражения. Основные прения идут между первым и вторым чтением. Там же происходят и основные изменения. 

«Обратите внимание, что расходы на госаппарат сократили. Думаю, что это делается к первому чтению, а потом по этому параметру мы увидим увеличение финансирования. Бюджет в первом чтении – это обращение правительства к депутатам: «Мы можем дать вот это и это, вы голосуйте, а мы потом допишем», - говорит А. Якубин. 

В правительстве действительно предусмотрели расходы на Офис президента и на Верховную Раду ощутимо меньше, чем в 2021 г. – на 15% и 8% соответственно. На сам Кабмин увеличили на 7%. Сферы безопасности и обороны, образования - в плюсе на 12% каждая, медицина – на 14%. В следующем году продолжится программа вакцинации. Расходы на нее не меняются – 2,6 млрд грн. Медикам и педагогам обещают повышение зарплат. Минимальную для врачей (до вычета налогов) установят на уровне 20 тыс. грн в месяц. Образовательная субвенция местным бюджетам вырастет на 10 млрд грн, до 108 млрд грн, и 8,4 млрд грн из них уходит на повышение зарплат учителям. 

Спорными выходят намерения по субсидиям. В 2021 г. на них выписали 35 млрд грн, а в следующем году планируют выделить 38 млрд грн. Вроде бы повышение, но сейчас в Раде лежит законопроект о повышении расходов до 42 млрд грн уже в этом году. Из-за сложного отопительного сезона с рекордными ценами на газ в предписанные объемы можем не вписаться. 

Ко второму чтению хотелось бы увидеть и расчеты по налоговой амнистии – добровольному декларированию. Хотя на №5600, который даже не принят, в правительстве уже строят планы, в проекте бюджета на следующий год эффекта от нулевой декларации, которая согласована и стартовала в сентябре и через год закончится, вообще не видно. По поступлениям за счет налогов и сборов на доходы физлиц есть увеличение на 23 млрд грн или на 17%. Но на те же 17% предусмотрен и рост средней зарплаты, так что добровольное декларирование тут не при чем. 

Зато вряд ли откорректируют план на главный социальный показатель – прожиточный минимум, который в следующем году вырастет только на 8%, едва опередив инфляцию. Каждый год в парламенте его призывают существенно повысить, но в финальной версии бюджета принципиально ничего не меняется. Та же история и с минимальной зарплатой. С 1 декабря 2021 г. она вырастет до 6500 грн, и следующее повышение запланировано только на 1 октября 2022 г. – до 6700 грн. 

«Повышать минимальную заработную плату нужно аккуратно, с учетом макроэкономических факторов, учитывать уровень потребления и то, что бизнес должен иметь возможность платить такие заработные платы, и смотреть на уровень инфляции. Быстрый рост заработных плат, в том числе, и минимальных - это инфляционный фактор», - объясняет С. Марченко. 

Долги останутся 

«Бюджет – самый важный документ страны, даже важнее Конституции. Законом о нем останавливаются нормы многих других законов и кодексов, их переписывают. Это документ, который демонстрирует реальный баланс власти между элитами. Причем, часто границы между властью и оппозицией размываются. Он демонстрирует балансы между регионами и центром, обществом и государством. Ежегодно принимается не просто бюджет, а лакмусовая бумажка всей системы управления», - говорит директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК. 

И для этой системы долги священны. На обслуживание долга, то есть, только на погашение процентов, в следующем году уйдет 181,4 млрд грн - против 158 млрд грн в этом году. В то же время, относительно ВВП идет сокращение. В 2021 г., по плану, государственный и гарантированный государством долг к ВВП – почти 57%, а в 2022 г. планируют сокращение до 50,8%. 

«При общем снижении индикатора долговой нагрузки долг/ВВП, а также на фоне улучшения долговых суверенных рейтингов страны на международном рынке, затраты на обслуживание долга не снижаются, а увеличиваются, - констатирует экономист Алексей КУЩ. - Это можно объяснить исключительно ростом стоимости обслуживания, в первую очередь, доходности первичного размещения облигаций внутреннего государственного займа: если в планах на 2021 г. 99 млрд грн направлялось на внутренние долги, то в плане на 2022 г. - уже 120 млрд. С одной стороны, замена внешнего долга на внутренний – это несомненный позитив. Но только в том случае, если этот процесс не сопровождается резким ростом затрат на обслуживание задолженности, а это-то как раз и наблюдается. Можно констатировать, что в Украине создана схема выведения десятков миллиардов гривен в пользу финансовых спекулянтов».  

В окончательном варианте бюджета-2022 по этой части принципиальных изменений не стоит ждать. Равно как и по другой, которая касается дефицита. В законе о бюджете всегда есть заключительные положения, в которых ставят на паузу другие нормы законодательства. По положениям Бюджетного кодекса, дефицит бюджета не может быть выше 3%. Это также важная норма и для внешних кредиторов. В 2021 г. статью Кодекса заморозили, и дефицит прописали на уровне 5,5% ВВП. В следующем году планируют сокращение, но в условия законодательства все равно не вписываемся: дефицит ожидают на уровне 3,5% ВВП. 

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine. 

Также вам может быть интересно

Loading...