aif.ru counter
266

Эхо кризиса: как мы живем по сравнению с 2014 годом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и Факты в Украине 15/01/2020
Эхо кризиса: как мы живем по сравнению с 2014 годом
Эхо кризиса: как мы живем по сравнению с 2014 годом © / 24smi.com

Основная масса украинцев - 91% - перешла на режим экономии из-за сложного материального положения. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного компанией Research & Branding Group. А согласно исследованию глобального потребительского доверия The Conference Board, индекс потребительского доверия в Украине падает. На чем больше всего экономят украинцы?

Не можем восстановиться

В Украине за долгие пять лет после глобального экономического кризиса так и не произошло полного восстановления.    

Иван Никитченко, директор Crane IP Law Firm говорит, что экономический кризис 2014-2015 гг. был очень глубоким и сравним только с ситуацией в первой половине 1990-х. После этого начался экономический рост, но очень медленный, и пока мы просто постепенно приближаемся к уровню 2013 г. Восстановлению мешает нерешенный конфликт на востоке страны, что негативно влияет на уверенность населения в завтрашнем дне.

Руководитель отдела аналитики ГК FOREX CLUB Андрей Шевчишин отмечает: несмотря на то, что показатель средней зарплаты в долларовом эквиваленте достиг докризисного уровня 2013 г. (свыше 430 долл.), потребительские предпочтения украинцев существенно изменились. Значительный рост цен после 2014 г., резкое падение или даже потеря сбережений, проседание цен на недвижимость, рост коммунальных затрат – все это привело к пересмотру модели потребления. И, в целом, отношения к нему. Кроме этого, изменились условия кредитования, которые существенно ограничивают условия массового потребления некоторых видов товаров.

Сейчас, по мнению эксперта, проходит фаза очередного накопления. А это значит, что население ограничивает себя в большинстве позиций или рассматривает свои расходы с учетом возможных будущих рисков, потери работы, девальвации гривны и т.д. Это - период адаптации.

Стоит отметить, что при росте доходов населения и экономическом восстановлении, более 80% семей имеет средний доход на человека менее 7 тыс. гривен, что в целом не позволяет быть активным участником потребительского рынка.

А вот Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, говорит, что рейтингов много, все они разные и среди них есть и такие, которые показывают, что в 2019 г. покупательная способность украинцев превысила уровень 2013 г.

«Можно по-разному считать - и по курсу доллара, и по инфляции, и даже все пересчитать в бензине или сале. В любом случае результат покажет, что украинцы сейчас за свою зарплату могут покупать больше или столько же, сколько в 2013 г.», - отмечает эксперт.

Проблема, по его мнению, в том, что, по сути, мы пять лет упустили. Вместо того, чтобы расти и развиваться, мы лишь пытались вернуться к докризисному уровню.

К тому же, 2013 г. не был самым лучшим в плане развития экономики Украины за годы ее независимости. К сожалению, покупательная способность украинцев еще очень далека от уровня 2006-2008 гг., и чтобы подрасти до него, скорее всего, нужно еще 5-6 лет.  

Экономим на всем

Интересно, что за пять лет украинцы сократили расходы на продукты питания на 7,8%. А вот расходы на здоровье с 2014 г. увеличились на 1,1%, на жилье и оплату услуг ЖКХ - на 12,4%, на транспорт - на 0,2%, рестораны и отели «добавили» 0,6%. Траты на связь сократились на 0,2%, 0,4% «потеряли» расходы на отдых и культуру, на 0,1% меньше стали тратить на образование.

Аналитики Nielsen провели исследование основных «ценовых» страхов украинцев. Оказалось, что цены на коммунальные услуги беспокоят людей больше, чем война (36% и 33% соответственно). Темой здоровья обеспокоены 25% населения Украины, что на 2% больше по сравнению с вопросом цен на продукты питания. Экономика замыкает пятерку беспокойств украинцев с показателем 17%.

В то же время, газ и электроэнергия (56%), одежда (54%) и продуктовые бренды (48%) — топовая тройка услуг, на которых чаще всего экономят украинцы. Общий показатель по Украине тех, кто вынужден экономить, составляет 70%.

Исследование компании Research & Branding Group показывает, что более 90% экономят на всем, и только 3% не знают, что такое экономия. Опросы компания проводит в течение пяти лет. За указанный период социологи заметили, что украинцы начали экономить на всех без исключения категориях.

По данным опроса (см. инфографику), на отпуске, одежде и обуви экономят больше половины людей. Чуть меньше половины экономят на еде и коммунальных расходах. Больше трети – на лечении и развлечениях. В то же время, гораздо меньше людей экономит на транспорте, связи и образовании.

Это выглядит удивительно, ведь без последних пунктов можно прожить, а одежда и продукты питания – это товары первой необходимости. 

И. Никитченко отмечает, что украинцы стали больше тратить на оплату услуг ЖКХ, и это «съело» часть трат на другие товары и услуги.

Инфографика АиФ.ua
Инфографика АиФ.ua. Фото: АиФ в Украине

По его мнению, наши сограждане считают, что мало экономят на образовании, так как действительно много на него не тратят. В тоже время, скорее всего, респонденты посчитали, что расходы на образование – это собрать ребенка в школу или заплатить за его обучение в ВУЗе. Но не учли затраты на обучающую литературу, курсы повышения квалификации и изучение иностранных языков.

Автокредиты также все еще дороги для большей части населения. Поэтому, когда люди говорят, что не экономят на транспорте, речь идет не о своих автомобилях, а об общественном транспорте, на котором экономить сложно.

Дорогие продукты не покупаем

Увы, украинцам приходится экономить даже на еде.

Директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко говорит, что ему интересно наблюдать за индексом потребительских настроений. Первые четыре месяца президентства Владимира Зеленского они росли, потом снова стали падать. Одна из причин – сезонность. Украинцы вынуждены платить больше за коммунальные услуги, и потому отдают предпочтение тем продуктам, на которые хватает денег.  

Несмотря на то, что все виды мяса в 2019 г. подорожали только в рамках инфляции, а в феврале и июле цена даже падала, спрос на него небольшой. То же касается рыбы и молокопродуктов. А вот потребление хлеба, хоть цена на него и опередила инфляцию в два раза, все-таки остается высоким. Потому что, как ни крути, а хлеб дешевле мяса, рыбы и молочных продуктов.

После существенного роста цен на овощи их потребление уменьшилось. Даже картошка, к которой украинцы питают особую слабость, - и то стала не всем по карману. Наши соотечественники переходят на макароны и крупы, часто покупают их без упаковки, потому что так - дешевле. Но даже с крупами все не просто. Предпочтения колеблются вслед за ценой. Как только она падает – спрос растет. От любимой некогда гречки украинцы из-за высокой стоимости практически отказались.   

Экономим на путешествиях

Надежда Патрухина, руководитель компании TravelYourWay, рассказывает о том, как украинцы экономят на путешествиях.

Самое дорогостоящее в путешествии, по ее словам, - это перелет. Поэтому люди стараются покупать авиабилет заранее и, желательно, дождавшись акционного предложения от авиакомпании. Те, у кого есть собственный автомобиль, и вовсе отказываются от авиаперелетов и отдают предпочтение путешествию на машине. Это - прекрасный способ посетить несколько стран и городов, и не привязываться к общественному транспорту.

Еще одна статья расходов – проживание. Украинцы, которые хотят сэкономить, арендуют апартаменты с кухней, что позволяет сократить расходы на питание в ресторанах.

Активные путешественники очень любят пользоваться картой туриста City Card или City Pass. Это специальная дисконтная карта для гостей города, которая позволяет посещать достопримечательности, рестораны, музеи и другие интересные развлечения бесплатно или со значительными скидками. Другими словами — отличная возможность сэкономить деньги (на транспорт, музеи, обеды) и время (на приобретение билетов, проездных и т.д.). Также в комплекте к City Card выдается подробная карта города, путеводитель и каталог со списком достопримечательностей, музеев и экскурсий.

Чем опытнее путешественник, тем чаще он пользуется вариантами для экономии и планирует поездки за очень разумные деньги.

Несмотря на все вышесказанное, эксперты настроены оптимистично по поводу роста расходов и розничного товарооборота. Так, И. Никитченко говорит, что в целом, средние доходы украинцев уже на докризисном уровне, и после того, как часть доходов уйдет в накопления, мы начнем тратить больше.

Виктория Хаджирадева

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых