349

Дороги ярости: как коронавирусный фонд стал дорожным, и кому это выгодно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и Факты в Украине 18/11/2020
Дороги ярости: как коронавирусный фонд стал дорожным, и кому это выгодно
Дороги ярости: как коронавирусный фонд стал дорожным, и кому это выгодно © / Анастасия Котлярова / АиФ

Кому, сколько и как положено тратить?

Создание специального фонда ВР одобрила в середине апреля и сформировала его в размере 65,9 млрд грн. Обещание премьер-министра Дениса Шмыгаля создать стабилизационный фонд в размере 200 млрд осталось только на словах. Даже изначальный план выделить на борьбу с коронавирусом 97 млрд грн оказался невыполнимым.

Всего в «коронавирусном» фонде шесть направлений:

Стимулирование экономики. Самая масштабная статья, на которую предусмотрены 34,7 млрд из которых освоены 20,6 млрд. Практически все эти деньги ушли на строительство ремонт и реконструкцию дорог – 20,5 млрд грн, распорядителем по которым является Мининфраструктуры;

Здравоохранение. На него предусмотрено 16,3 млрд грн, из которых истратили 6,6 млрд. Темпы освоения самые скромные – 41% от предусмотренных средств. Полностью истрачены средства только на строительство и ремонт приемных отделений (1,7 млрд, распорядитель – Минрегион) и на субвенцию местным бюджетам на кислород (571 млн, распорядитель - Минздрав). На доплаты и надбавки медикам потрачено 3,2 млрд из 5,8 млрд грн, на оборудование приемных отделений 183 млн из предусмотренных 4,7 млрд. На средства индивидуальной защиты отложили почти 3 млрд, но потратили только 729 млн, на покупку аппаратов для искусственной вентиляции легких израсходовали 42 млн из предусмотренных 100 млн грн;

Социальная защита. На нее выделили 11,7 млрд, из которых истратили 9,3 млрд или 80%. На 88% и 82% освоены средства на выплаты детям физлиц-предпринимателей и Фонду соцстрахования на случай безработицы;

Обеспечение правопорядка. Предусмотрено 2,7 млрд и потрачено 2,5 млрд доплат силовикам;

Восстановление расходов. Предусмотрено 500 млн и потрачено 300 млн грн на физкультуру и спорт (251 млн) и приватизацию (10,4 млн);

Образование. Потрачены 52 млн на возврат денег за пробное ВНО.

Деньги из фонда выделяет Кабмин по согласованию с бюджетным комитетом ВР, и для распределения голоса в сессионном зале не требуются.

Деньги для чужих

Экономист Алексей КУЩ говорит, что причина скромного освоения средств медициной, в сравнении с инфраструктурой, кроется в меньшем количестве выгодополучателей.

«В медицине есть сотни программ по закупкам, - отмечает эксперт. - Количество выгодополучателей размывается. Намного проще сконцентрировать потоки на дорожном строительстве, где есть несколько строительных компаний, которые выигрывают тендеры. Правительству удобнее работать по программам, где выгодополучателей два-три, а не сотни».

Хотя в нормативных актах о фонде расходы на дороги и не были предусмотрены, в июне парламент сделал уточнение, что это является одной из мер по борьбе с коронавирусом.

«Мы понимали, что заработные платы медикам, закупка медикаментов, средств защиты, обустройство больниц и т.д. – это, безусловно, крайне важные вещи. И еще важнее было поддержать людей и уменьшить давление на экономику в целом. И один из лучших путей – это инвестиции в строительство», - пояснил премьер-министр Денис Шмыгаль.

Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия также сказал, что каждая вложенная в дороги гривна принесет бюджету еще шесть в течение четырех лет. Деньги вернутся за счет создания рабочих мест в дорожной сфере и смежных отраслях, налоговых поступлений, ренты.

Простая арифметика показывает, что при мультипликаторе, который озвучил Арахамия, в течение четырех лет в бюджет должно вернуться 120 млрд грн, то есть, по 30 млрд ежегодно. Пока что успехи скромны. Их озвучил премьер во время обращения к ВР: в сентябре этого года, по сравнению с сентябрем прошлого, производство строительной продукции выросло на 12,5%.

У Алексея Куща мультипликатор, когда одна гривна возвращает в бюджет шесть, вызывает недоумение, а не оптимизм.

«Цифры называют разные: один к трем, к четырем. К шести не встречал. Но, чтобы мультипликатор работал, перед масштабным строительством нужно было создать дорожно-промышленный кластер. Если вы хотите тратить 4-5- млрд долл. на дороги, и чтобы срабатывал мультипликатор, должна быть система межсекторальных балансов. Это - переток между секторами экономики, - объясняет экономист. - Должны быть свои заводы, производящие битум, технику, карьеры, производящие в достаточном количестве щебень. Плюс, основные фирмы и рабочие должны быть из Украины. Но битум мы закупаем в Беларуси и России, технику – в Турции и Китае. Компании, в основном, китайские и турецкие. Они могут частично нанимать украинцев, но прибыль они не будут оставлять в Украине, а репатриируют в свои страны. Покупка битума и техники – усиление отрицательного торгового баланса. Отток прибыли зарплаты за рубеж – ухудшение структуры нашего платежного баланса. Простыми словами: из 4 млрд долл., которые власть хотела потратить на дороги, примерно 2 млрд уйдет за рубеж. Эта власть помогает преодолевать кризис Турции и Китаю, России и Беларуси».

Пути политики

Почему ковидный фонд стал дорожным, объяснил руководитель «Укравтодора» Александр Кубраков. Это простым украинцам могло показаться, что правительство сначала задумало фонд им в помощь, и потом дописало туда дороги. Оказывается, что еще в декабре он задумывался, как специальный и с финансированием дорог. Базой должны были стать 35 млрд грн штрафов, которые «Газпром» должен был выплатить «Нафтогазу».

«Но когда проводили секвестр бюджета, создали спецфонд, который «удачно назвали» COVID-фондом… На самом деле, «Нафтогаз» перечислил 27-28 миллиардов в бюджет Украины, их поместили в фонд, откуда нам суммарно выдали 35 млрд. Я думаю, это наш коммуникационный промах, что спецфонд сформировался как COVID-фонд», - объяснил Кубраков.

Так что в июне в коронавирусный фонд дороги, как статью расходов, дописали, восстанавливая справедливость.

«Решили выиграть выборы и заработать в широком понимании: электоральные очки, деньги. Они решили, что проблема с ковидом миновала или завершается. Ошибочно оценили ситуацию. Поэтому деньги перенаправили, а потом над ними был потерян контроль», - объяснил пересмотр целей фонда директор Украинского института политики Руслан БОРТНИК.

На днях со своего поста ушел советник руководителя Офиса президента Игорь Уманский. Именно строительство дорог он и подверг критике. Как объяснил Уманский, при реализации «Большого строительства» поправили тендерные условия, и соответствовать им смогли только шесть компаний. Непосредственно они строительством занимаются не всегда, перепродавая тендеры субподрядчикам с дисконтом 30-40%.

«Если сложить все тендеры этой «омерзительной шестерки» и вычислить эти «дисконты» - получаем 36 млрд грн. Именно такую сумму получил дополнительно «Укравтодор» из ковидного фонда на «Большую стройку». Магия цифр, не так ли? То есть, без этих «шаловливых ручек» можно было бы построить ту же протяженность дорог и (внимание!) не трогать «грязными ручками» ковидный Фонд, лишая ресурса больных людей и больную экономику. Но есть факт - ковидный фонд искусственно потратили. Средства исчезли», - констатировал Уманский.

Руслан Бортник говорит, что после такого заявления должностного лица (напомним, что Уманский весной успел поработать министром финансов) должна быть реакция правоохранителей.

«Есть все основания начать следствие. Говорит должностное лицо, которое действительно владеет доказательствами по возможному отмыванию денег через «Большую стройку», которая на глазах превращается в «Большую стирку», - говорит политолог.

Игорь Уманский сказал, что провести аудит фонда требует Международный валютный фонд. Премьер сообщил, что он уже начат, его проводит Госаудитслужба. Проверку средств обещали и в Счетной палате.

«Аудит МВФ ничем не завершится, - констатировал Бортник. – Точнее, завершится тем, что он возьмет под контроль еще часть украинских элит. Сейчас антикоррупционная борьба западных партнеров в Украине заканчивается установлением контроля над ними. Чтобы проверка была эффективной, нужно расследование ГБР, отчет Госаудитслужбы, которые могут быть основанием для уголовных преследований. И переход этой дискуссии в правовую форму: следствие, подозрение, приговор. По компаниям и чиновникам, которые выделяли деньги. На чиновников и правительство возложена функция по контролю использования средств, подписание смет. Они должны отвечать вместе с нечестными подрядчиками».

Пока что воли для такого сценария нет. На «Большую стройку» готовятся выделить 150 млрд в 2021 г., спецфонд на борьбу с коронавирусом уже не планируют – учли свои ошибки. То есть, закончится год, и все забудется с приходом новых проблем.

Анна Коваленко

Новости от АиФ.ua в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/aif_ukraine.

Также вам может быть интересно

Loading...

Топ 5 читаемых